ТЕХНИКА  "Самое важное в музыке - социальное взаимодействие"

Создатель программы Music for Kids Михаэль Брадке о том, как заинтересовать детей музыкой с пользой для взрослых.

Во Франкфурте-на-Майне в рамках выставки Musikmesse 2014 работала традиционная ежегодная программа Music for Kids. Ее создатель Михаэль Брадке (Michael Bradke) придумал как можно знакомить самых маленьких детей (4-5 лет) с миром музыки и акустикой этнических и традиционных инструментов, чтобы вовлечь их и их родителей в дальнейший процесс поступенчатого музыкального образования.

По мнению Братке, в случае с детьми важен первый опыт соприкосновения с музыкой. Он должен быть игровым, вовлекающим - то, что сейчас называют словом геймификация, когда освоение какого-то профессионального навыка происходит в процессе игры.

Сам создатель, впрочем, акцентирует внимание на том, что его программа Music for Kids - только площадка для первого контакта с музыкой. Тренеры собирают детей возле сцены и концентрируют их внимание нехитрыми упражнениями на слаженность — подпевками, хлопками (у музыканта-этнографа Братке есть даже целая коллекция хлопков, записанных по всему миру).

После этого детей отпускают в "поле" на 40-50 минут. Там ребенок может свободно играть на всех расставленных и разложенных инструментах. В центре площадки кругом расставлены электронные ударные установки, в углу на пуфиках кто-то уже бренчит на гитарах с портативными комбиками, в секции духовых 5-летняя девочка пробует трубу, смешно пузыря щеки, чуть в отдалении секции перкуссионных инструментов, диджейских вертушек, ретро-микрофонов. Большое пространство занимают различные нетрадиционные этнические инструменты и собственные разработки Братке (создатель Music for Kids разработал более 25 инструментов, в которых высота звука зависит от воды).

На выставке Musikmesse 2014 нам удалось услышать короткий рассказ Михаэля Брадке:

"Я начал сочинять музыку еще ребенком. Наша семья была необычайно музыкальна, мы увлекались, в основном, джазом и этнической музыкой. Я изучал музыкальную теорию, в особенности, этномузыковедение, музыку народов мира и очень рано начал работать с детьми. Позднее я получил педагогическое образование в Лаборатории Джаза в Дуйсбурге, это была подготовка специалистов для работы с детьми в традиционных школах.

Со временем я стал задумываться о создании своих инструментов. Несколько музеев пригласили меня для разработки больших инструментов, ну, например, инструментов, специализирующихся на звуках воды.

В Music For Kids моя цель – научить двух-трех людей играть вместе. Я думаю, что самое важное в музыке – социальное взаимодействие между музыкантами, а не то, виртуоз ты или нет. Работая с детьми, я стараюсь поддерживать уровень настолько простым, чтобы люди, ни разу не игравшие на музыкальных инструментах вместе с другими, легко находили повод для этого и начали творить вместе.

На нашей площадке можно пройтись по струне, длина которой - три метра. Своими шагами ты можешь изменять ее длину и наблюдать, как от этого меняется тон звука. С помощью веса своего тела можно изменить натяжение струны, покачиваясь в разные стороны. Таким образом, ты выяснишь, как натяжение струны отражается на ее звучании. Ты поймешь, как стекло, металл, камень и дерево способны создавать звуки. Ты узнаешь, что такое ноты. Короче говоря, здесь все смешано: и физические особенности инструментов, и их строение, и процесс извлечения звука.

Мой соотечественник немецкий композитор и педагог Карл Орф (Carl Orff) разрабатывал систему долговременного группового обучения. Я тоже делаю ставку на групповое взаимодействие, но в центре моего внимания люди, которые никогда не брали в руки музыкальные инструменты.

Дети (и некоторые взрослые) приходят на выставку всего на час. И за это время я должен успеть их так впечатлить, чтобы им захотелось продолжить заниматься музыкой. В процессе обучения на выставке люди запоминают некоторые навыки, которые обеспечивают им эмоциональный контакт с музыкой. Каждый сам выбирает, что он попробует на выставке. Иногда человек останавливается у одного инструмента и уже буквально через 5 секунд начинает скучать. Тогда он идет к другому инструменту и на нем играет уже полчаса, причем делает это по-настоящему.

Но здесь все ограничивается быстрым показом, как нужно держать инструмент в руках. Поэтому я всегда говорю учителям и родителям, которые посещают мою выставку: "Если вам хочется изучить инструмент изнутри, вам нужен настоящий учитель с самого начала, так как для того, чтобы перепрограммировать неправильно наученные мышцы, потребуется в три раза больше времени, чем то, которое потребовалось, чтобы научиться играть". Я думаю, понимать это очень важно. Обучение игре на инструменте – процесс долгий, поэтому нужно сразу же правильно начинать.

Люди играют на моих инструментах, влюбляются в процесс создания музыки, приобретают инструмент и поступают в музыкальную школу. Это правильный путь. Я не музыкальная школа, я лишь подталкиваю, "подогреваю" людей.

А родители или просто взрослые, которые "забредают" на выставку и впервые пробуют играть, думают: "О, это так просто! Я трогаю это, и оно не ломается! Это потрясающе!". И они счастливы.

В этом году программа Music for Kids, возможно, примет участие в Международной музыкальной выставке NAMM Musikmesse Russia и Международной выставке сценического и студийного оборудования, инсталляций, технологий и услуг для проведения мероприятий Prolight + Sound NAMM Russia.

01.04.2014, Карэн КАЗАКОВ (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: