ФЕСТИВАЛЬ  Навигация по пачке "Беломора"

Состоялся юбилейный фестиваль "Беломор-буги": лучшие сеты за 20 лет.

Согласно экономическим выкладкам последних лет, Архангельск и названная его именем область продолжают оставаться должниками и исправными получателями бюджетных дотаций из центра. Власти региона, в котором за последние десять лет почти сошли на нет традиционные сферы промышленности, решили инвестировать в создание культурных брендов, направив в регион туристический поток. Туризм в Архангельске – это круизы в Кенозерский нацпарк, в заповедники деревянного зодчества на Соловки и Малые Карелы, Белое море и лесной эко-путешествия. Событийный туризм здесь почти не развивается, хотя международные «Дни Джаза» уже имеют серьезную репутацию у ценителей жанра. Однако крупные события здесь редкость, и тем удивительнее, что созданный энтузиастами серьезный фестивальный бренд больше известен за рубежом и в столицах, нежели в самом Архангельске.

В этом году в Архангельске - праздник: самый северный из российский рок-фестивалей "Беломор-Буги" отмечает двадцатилетие. За два десятка лет у детища Александра Мезенцева сложилось узнаваемое кредо: на его площадках выступают независимые экспериментальные команды не только северного региона, но и Москвы, и Санкт-Петербурга. Однако в 2013 году было решено сделать исключение: два дня фестиваля стали своеобразным отчетом за две декады - all stars & the best. Лучшие группы, выступавшие на "Беломор-буги" за всю его историю - уже достаточный повод отложить дела и отправиться в Архангельск. Тем более, что помимо отечественных рок-героев фестиваль пригласил и зарубежных звезд.

Латинская цифра XX стала для фестивальной «сувенирки», наряду со стилизованным гербом СССР, одним из ключевых элементов. Вообще говоря, в России рок-фестивали столько не живут. Архангельск оказался исключением – как бы ни ругали «Беломоры» за традиционализм и не называли последней надеждой регионального рока. Весь скепсис уходит после того, как окунаешься в атмосферу очередного фестиваля.

Однозначными хедлайнерами первого, по уже устоявшейся традиции, "фолкового" дня стал окопавшиеся в Москве ростовчане Абвиотура и питерские фолк-панкеры Ива Нова. "Абвиотура" устроила настоящее шаманство. При кажущейся "тяжести" звука - группа играет мелодичную музыку с привязчивыми риффами и мощной ритм-секцией. Короткие и четкие музыкальные фразы, которые можно ставить на рингтон - мелодия "Не Надо" до сих пор играет у меня в голове. Прибавьте сюда экстравагантное поведение вокалиста, который с первой секунды ловит контакт с публикой - и "Абвиотура" сразу цепляет зрителей на крючок.

Кстати, о сценическом поведении - порой команды хорошей работой с залом умудряются нивелировать музыкальные огрехи. Так, архангельская альтернативная команда "E-SEX-T", даже толком не остроив звук, уже по полной врубает общение со зрителями. Вот гитарист выходит на авансцену, и вокалист протягивает руки залу. Тут уже как-то и не до того, что на первых композициях группа пытается "въехать" в песню. И огрехи сглаживаются, и драйв добавляется. После второй песни музыканты наконец-то справляются со всеми недочетами, и выступление проходит как по маслу - тут и прыжки вокалиста над барабанной установкой, и гитарные дуэли, и безумное братание с публикой. Все, как мы любим - ребята явно ходили в школу Фреда Дерста (Fred Durst).

Александр Дорохин, E-Sex-T (Архангельск):
- Впервые на "Буги" мы сыграли в 2002 году. Думаю, с тех пор в рок-музыке многое изменилось, и думаю, что не в лучшую сторону. Интернет и масс-медиа убили в людях умение встречаться на живых концертах. Произошла некая подмена ценностей – тогда, в 2002 году народа в зале было больше. Вообще я не люблю большие концерты-солянки, но "Беломор" - это явление культурной жизни, плюс мы хотели подчеркнуть уважение к Александру Васильевичу и его семье: Павел Мезенцев работает с нами в качестве звукорежиссера. Конечно, "Беломор-Буги" проигрывает тому же "Нашествию" в плане уровня и качества. Плюс это вечное наше провинциальное либезение перед приезжими западными гостями. На "ББ" все иностранные гости, конечно, неплохие, но ничем не уступающие нашим по качеству, и порой откровенно уступающие. Тем не менее, «Беломор-Буги» - это эпоха, я связан со всем этим шумом 20 лет, и для меня это важно.

Из Питера примчался феминный ураган: несмотря на уход из группы Инки Лишенкевич, команда переживает фактически новое рождение - в состав, например, вернулась бас-гитаристка Елена Новикова. Отметив десятилетний юбилей группы, девушки отправляются в очередной европейский тур, но перед ним все равно приезжают на "Беломор-буги". В Архангельске "Ива Нову" любят и ждут: весной группа уже была в городе с гастролями, песни программы зрителям знакомы, но ей аплодируют еще и еще.
Для тех, кто еще не видел "Ива Нову" в статусе квартета - отметим, что звук у группы, конечно же, поменялся (больше внимания уделено клавишным и аккордеонным партиям), но драйв у питерских девчонок никуда не делся. Отлично сыгранная ритм-секция и завораживающая харизма Анастасии Постниковой делают свое дело: сет "Ива Новы" стал одним из самых запоминающихся выступлений фестиваля.

Анастасия Постникова, группа "Ива Нова" (Санкт-Петербург):
- В Архангельске – очень вкусная рыба. И первое что мы сделали сегодня, проснувшись – пошли в специализированный, уже облюбованный нами магазин. Архангельск – это настоящее северное гостеприимство, настолько, что мы каждый раз с трудом уносим отсюда ноги (смеется). Хотя, на "Беломор-Буги" мы себя чувствуем немного белыми воронами – мы все-таки женская группа. Впрочем, мы себя так чувствуем почти на всех фестивалях. Кроме женских. Носят, практически, на руках, и это очень приятно.


Прекрасно ложится в фолк-направление сет группы из Северодвинска "Ягода Гало". Группа играет музыку, которая куда ближе к традиционному фолку - однако мощные мелодические басовые партии, а также активное использование флейты относят ее скорее к стану Jethro Tull, нежели Fairport Convention. Группа существует давно - они выступали на "Беломор-буги" еще 14 лет назад и вернулись на фестиваль в статусе локальных звезд. Крепкий и мелодичный сет, в меру расслабляющий зрителя, но и не дающий скучать: быстрых боевиков у группы хватает.

Сыктывкарцы Kinky Dep, выдав на гора крепкого гранжа, в конце своего выступления раздолбали об сцену гитару, мощи которой разошлись по карманам публики ценными реликвиями подлинного рок-н-рольного духа. Трюк "…конечно, очень варварский, но верный".

Легендарная гитарная лаборатория Blind Vandal не подкачала и на этот раз: прожженный, яростный рок с уклоном в прогрессив - это не просто содружество музыкантов, это знак качества. Сами Blind Vandal чрезвычайно популярны в Архангельске. Они - одни из старейших участников "Беломор-буги" (чуть ли не ровесники фестиваля) и впервые вышли на его сцену в 1996 году, страшно сказать - 17 лет назад, пригласив выступить с собой ещё трех гитаристов, игравших разное время в составе команды либо в ее шоу – Вадима Баева (The Hypercube), Елену Сигалову (Seagall) и уникально техничного Александра Дорофеева (Kid Logic). Их состязания в скоростной игре довели публику до полного экстаза.

Настоящий тяжеляк фигачат еще одни архангелогородцы - "Трупный яд". В данном случае название говорит само за себя: музыка не просто жесткая - она адски тяжелая. Жесткий, грубый трэш со скоростными басовыми партиями и двойным гроулингом. Ничего мудреного - музыка у ребят достаточно прямолинейна, но работает группа в классическом стиле: брутальность, брутальность и еще раз брутальность. Тем удивительней наличие в группе девушки-басистки - она концептуально находится ровно в центре сцены, и именно вокруг нее закручивается мощное музыкальное торнадо. В зале под "Трупынй яд" начинается обязательный слэм с выбрасыванием "коз", мужская часть аудитории беснуется, женская - ретируется в сторону, но с интересом смотрит на рубящихся на сцене музыкантов. Отличный выброс адреналина.

Еще одни представители хард-сцены - краснодарцы Freakozaks. У этих ребят в активе не один фестиваль, успели они поиграть и на больших площадках, и даже выступить совместно с Виктором Смольским. В Архангельск Freakozaks привозят пауэр-сет с ярко выраженным вокалом - музыку они отстраивают именно от вокала, "выдвигая" голос на первый план, словно возвышая его над остальными инструментами в общем миксе. Получается весьма достойно, да и вокальные данные у Александра Чумакова выше всяких похвал.

Дальнее зарубежье представляли скандинавские красавцы Walter Bob. От шведов-фанкеров ждали безудержного веселья и плясок до упаду, но на деле все оказалось несколько пессимистичней. Аранжировочно группа несколько "развалилась", хотя гитары и добавляли звуку некоторой плотности. Однако от скандинавов ожидали несколько большего, и сет Walter Bob, к сожалению, - тот самый печальный пример, когда ожидания оказались несколько радужнее реальности. "Магии фанка" не случилось.

Но нивелировали впечатление от специальных гостей самые ожидаемые и титулованные гости фестиваля - армянская группа Dorians. Участники "Евровидения-2013", они попытались сломать стереотипы поп-конкурса, представив на суд жюри рок-композицию "Lonely Planet", в работе над которой участвовал сам Тони Айомми (Tony Iommi). Соответственно, и стилистика Dorians - вполне в традициях классического прога 70-х и неопрога 80-х - с красивыми яркими соло, с масштабными, а порой даже помпезными клавишными партиями, и красивым, запоминающимся вокалом. У Гора Суджяна фантастический по эмоциональному накалу вокал - он то очень чисто атакует высокие ноты в лучших традициях Криса Корнелла, а то - почти срывается на драматический шепот. При этом Гор великолепно работает с подачей, "прорезая" любой аппарат - звучат Dorians едва ли не лучше всех групп, выступавших на фестивале. Естественно, без обязательной "Lonely Planet" не обошлось, но и остальные вещи у гостей из Армении - ничуть не хуже. Прог-рок стадионного уровня, который, несмотря на внутреннюю музыкальную сложность (аранжировки у песен ох как не просты!) - совершенно не утомляет, и часовой сет пролетает на одном дыхании.

Арман Пахлеванян, клавишник группы Dorians:
- Очень приятно, что мы здесь на этом фестивале, хотя признаюсь, мы никогда ничего о нем раньше не слышали. Впервые узнали лишь месяц назад – и вот мы здесь. Потом играем сольник в архангельском «Колесе», и летим домой. Так что, можно сказать, это эксклюзивный приезд в Россию. О «Евровидении»? Это просто этап жизни, многие люди оттуда узнали о нас, плюс мы познакомились с легендарным Тони Айоми, который написал нашу песню. Но, к сожалению, на «Евровидении», если хочешь занять первое место, нужно тратить много денег. Мы там были, и знаем, что к чему. В любом случае, это не конкурс песни – это шоу, вот и всё. СплошнОй фигня!

"Беломор-буги" отправляется на третий десяток своего существования - и есть все основания предполагать, что фестиваль и дальше будет процветать и развиваться. А мы, в свою очередь, будем каждую осень возвращаться в Архангельск: как выясняется, именно на север первым делом и отправляются все новаторы и первопроходцы. Надо знать, где искать.

07.10.2013, ГРУППА АВТОРОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: