MTV  До Пятницы я абсолютно свободен

Музыкальное телевидение в России закончилось: прекращает своё вещание телеканал MTV Russia. Бивис и Баттхед станут бомжами.

1 июня 2013 года прекращает своё вещание телеканал MTV Russia. Бивис и Баттхед станут бомжами. По сообщению газеты "Ведомости" холдинг "Профмедиа" не будет продлевать контракт с медиаконгламератом Viacom на использование брэнда и контента канала MTV. Как решило руководства холдинга, на той же частоте вскоре будет запущен развлекательный канал "Пятница".

Впрочем, за последние несколько лет MTV Russia итак фактически сменил свой профиль: из его эфира почти исчезли музыкальные видеоклипы и программы, а их место заняли развлекательные шоу и сериалы. Часть из них приобреталась по лицензии, часть - делалсь в России. Последний хит эфира подобного плана - реалити-шоу "Каникулы в Мексике", напоминавшие порой софт-порно-версию "Дом-2" в декорациях мексиканских пейзажей. Вероятно, популярность собственного шоу и стала последним гвоздем в гроб сотрудничества холдинга "Профмедиа" и медиа-гиганта Viacom. Зачем платить по франшизе, когда можно зарабатывать деньги собственными силами и собственным контентом? Ровно это и говорят источники в холдинге, на которые ссылается газета "Ведомости". К тому же, как считают эксперты, решение о прекращении сотрудничества с Viacom обдумывалось внутри холдинга уже несколько лет.

MTV Russia начал вещание в сентябре 1998 года по почину бизнесмена Бориса Зосимова, отца известной поп-певицы. Причем стартовал он именно как культ, как трендсеттер и модное во всех отношениях явление: на открытии канала играли Prodigy, а первыми клипами стали "Владивосток-2000" группы "Мумий Тролль" и "Come With Me"Паффа Дэдди и Джимми Пейджа.
Ведущие канала - Антон Комолов, Ольга Шелест, Лика Длугач, Тутта Ларсен, Яна Чурикова, Василий Стрельников и другие - моментально стали легендарными персонажами, а программы - вроде "Новой атлетики" или "12 злобных зрителей", "Бодрого утра" Комолова-Шелест или авторских эфиров Василия Стрельникова - частью истории российского телевидения. Увы, в какой-то момент западные акционеры MTV предпочли "широкую популярность в узких кругах" ставке на массовый вкус. Телеканал потерял ведущих, сделавших его популярным, а с ним и рейтинги: оказалось, что на поле массовой культуры "ниже среднего" MTV "делает" его российский аналог - телеканал МУЗ-ТВ. Последнему удалось почти то же самое, что удалось Павлу Дурову. Широким народным массам цукерберговский facebook пока видится бесовским изобретением, а вот родной ВКонтакте - уютным местом проведения досуга.

Так и MTV, оставаясь прибыльным и влиятельным в довольно ограниченном мире российского шоу-бизнеса, проигрывал на локальном поле простецким конкурентам. Главным симптомом этого отставания стал провал Russian Music Awards - церемонии вручения музыкальных наград MTV. Облом случился уже на первой церемонии, когда из-за угрозы терактов, церемонию пришлось перенести в Кремль и фактически провести ее без зрителей. Затем случился коррупционный скандал с вручением титула "Лучшая певица" исполнительнице Саре Семендуевой более известной под псевдонимом "Жасмин" поперед Земфиры, собиравшей вполне реальные стадионы, а не проплаченные ротации. Последним местом прописки RMA стал спортивно-концертный комплекс "Мегаспорт" на Ходынке, куда зрителей чуть ли не пришлось нанимать с помощью сервиса massovki.ru, но зал так и не заполнили. Тем временем МУЗ-ТВ более 10 лет продолжала собирать огромный зал "Олимпийского", устраивая из собственной церемонии кассовый аттракцион. И таких "симптомов" можно найти множество.

В 2007 году канал MTV приобрел холдинг "Профмедиа". Но было уже поздно: пациент постепенно начал угасать. Ситуацию с падением рейтинга усугубила общемировая тенденция тотального падения интереса к "клиповому телевидению". Расцвет видеохостингов, совершенствующих качество картинки день ото дня, дробление целевой аудитории на все более мелкие "вкусовые" сегменты, кризис на рынке глобальных поп-звезд - все это докатилось и до российского музыкального телерынка, который так и не успев оформиться, окончательно "свернулся в кабель". Свои особенности, конечно, были и у нас: например, отечественный контент всегда был и пока остается в России популярнее глобального, крайне консервативный вкус даже молодой аудитории не позволяет идти на смелые и рискованые эксперименты с эстетикой, а не "телесным низом", а добивает "картинку" недоверие больших рекламодателей к способности музыки работать в качестве "двигателя торговли". В таких условиях родная жаба оказывается гораздо сильнее западных акул медиа- и шоу-бизнеса, а отказ от "неприбыльной" музыки - понятным способом решения финансовых проблем.

Иными словами к роли трендсеттера или "модной штучки" MTV Russia так и не смог вернуться, а широкой популярности - так и не смог завоевать. В итоге владельцы холдинга решили сменить модную молодежь на целевую аудиторию 35-41. Название нового канала и анонсированные на нем "Большая разница" и "Прожекторпэрисхилтон" - прямое следствие смены формата: ничто так не радует простого рабочего человека, как пятничные сортирные шутки.

История, которая с блеском началась 14 лет назад, закончилась довольно бесславно. Но ничего личного, только бизнес.

06.12.2012, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)