Проходящий в самом центре Осло Oya - один из самых красивых европейских фестивалей. Вот прямо так, конкретно и без обиняков - один из самых красивых, если не самый красивый. Представьте себе покрытые зеленью склоны холма, древние развалины, гладь северной воды, сверкающий огнями город... И посередине всего этого великолепия - живописно оформленные сцены и музыка.
Фестиваль Oya раскинулся на берегу бухты Пепервика, в двух шагах от порта Акер- Брюгге, у самого подножия старинной гарнизонной крепости Акерхус - исторического квартала Осло, занесенного во все путеводители. Добраться до фестиваля - проще простого: сошел с поезда на центральном вокзале, перешел дорогу, пробежался через бухту по мостику - и ты уже на Oya! И вот здесь, среди зелени и воды, в течение трех дней будет играть музыка. Самая разная, но в каждом первом случае - потрясающе интересная.
Программа первого дня просто сшибает с ног: мы только прилетели - и пулей несемся на фестиваль, пропустить Florence + The Machine просто преступно. У главной сцены уже начинает собираться приличная толпа. Надо сказать, что публика на Oya чрезвычайно разношерстная - считается, что это не совсем фестиваль для молодой тусовки (хотя двадцатилетних и восемнадцатилетних юношей и девушек с горящими глазами хватает). На Oya приходят семьями: пока папа или мама слушают музыку у сцены или выбирают пластинки в мерчандайз-зоне, детишки могут попрыгать на батуте или покормить уток, которых, кажется, никакая музыка не испугает. Птицы флегматично плавают туда-сюда в бухте и улетать никуда не собираются: подумаешь, фестиваль!.. Пошумит-пошумит и перестанет.
А тем временем под нежный перебор арфы на сцену выходит Флоренс Уэлч (Florence Welch): в ослепительной красоты сиреневом платье, в черных туфлях, с лучезарной улыбкой - она взмахивает тонкой рукой и начинается "Only If For A Night". Прозрачные клавиши Изабеллы Саммерс (Isabella Summers), чуть приглушенные в миксе барабаны, арфа и гитара - и, конечно же, великолепный голос Флоренс. Она словно заклинает толпу: то плавно поведет рукой влево, то вправо, то чуть наклонит голову и пристально посмотрит на кого-то из зрителей - и толпа впадает в странный и прекрасный музыкальный транс. И когда на второй, чуть более активной песне "What The Water Gave Me" Флоренс начинает бегать по сцене - вся публика уже ею покорена и следит за ней, как кролики за удавом: мисс Уэлч может делать со всей толпой все, что угодно.
Она и начинает повелевать: "А теперь возьмите тех, кого вы любите, и поднимите вверх, посадите их себе на плечи, не бойтесь! Так, сколько у нас тут девушек на плечах молодых людей? Одна, две, три, десять, тринадцать... Отлично, вы смелые и не боитесь показать свою любовь!". Так, заигрывая с толпой, Флоренс начинает "Heartlines". Ну а припев следующей вещи - "Rabbit Heart (Raise It Up)" - публика просто принимает как руководство к действию: в воздух взмывают тысячи рук, которые начинают раскачиваться в такт дрожащему барабанному ритму. Все это действо похоже на какое-то сумасшедшее колдовское действие - и она, рыжеволосая колдунья Флоренс, здесь, конечно же, главная.
Девичьи страсти продолжаются на Sjosiden - второй по значимости сцене фестиваля, где начинает играть канадская команда Feist, названная в честь вокалистки Лесли Фейст (Leslie Feist). Однако главная тут вовсе не она: помимо самой Лесли, замечательно поющей и играющей на гитаре, на сцене присуствуют еще три бэк-вокалистки, которые устраивают совершенно фантастическое шоу: то начинают бить в том-барабаны, то звенеть тамбуринами, то устраивают безумное трехголосие, вроде бы ассонансное, но при этом - чертовски гармоничное. И все это безумие кажется откликом только что завершившегося камлания Флоренс. У Фейст, конечно, не столь мощная харизма, но и она отлично работает с толпой, поднимая ее уже на песне третьей-четвертой.
Играют Feist очень странную смесь из пост-рока и электроники: то в песнях доминируют гитарные риффы, а то - неожиданно включаютс агрессивные и в некоторых местах даже "кислотные" клавиши. Но сделано все это настолько плотно и притягательно, что даже удивляет. В принципе, такую музыку надо играть в клубной атмосфере, но ина оупен-эйре канадка звучит неожиданно притягательно и мощно. И часовой сет слушается на дном дыхании как цельное произведение: от и до, ничего лишнего.
А вот закрывающие день на главной сцене The Stone Roses как-то не впечатляют. Конечно, реюнион британцев - бесспорно музыкальное событие нынешнего фестивального сезона, но то ли Ян Браун (Ian Brown) и Джон Сквайр (John Squire) затеяли это дело ради очередного пиара, то ли просто еще не сыгрались по-новому. Нет, с одной стороны, все в порядке: начинают с "I Wanna Be Adored", продолжают с "Shoot You Down".То есть все вроде в порядке: хиты играются, но вот грустно бродящий по сцене Браун и флегматично терзающий гитару Сквайр словно разделены стеклянной стеной. Взаимодействия между ними не наблюдается ни малейшего, и в результате сет, который мог бы стать эпохальным событием первого дня фестиваля, оказывается смазан и невнятен.
Не спасает даже программа, сотканная из однозначных greatest hits - тут и "Fool's Gold", и "Waterfall". Но вот только видно, что самим музыкантам играть вместе совершенно не в кайф: Браун порой откровенно манкирует, теряя дыхание в "Don't Stop", но при этом даже особо и не смущаясь: чуть поморщился, скривил рожу - и все. Да и толпа чувствует исходящий со сцены холод: к финалу сета публики перед главной сценой существенно меньше, чем было в начале.
Зато поднает настроение наша давняя любимица Сюзан Сандфор (Susanne Sandfor). Она сразу кладет толпу на обе лопатки - даже несмотря на то, что музыка у нее однозначно "не для всех" Но народ после странного сета The Stone Roses явно хочет чего-тонеобычного и оригинального, и Сьюзан подходит на все сто. Мощный электронный звук, яростный вокал и безумная пластика. Сюзан не поет - она отыгрывает каждую песню, как актриса, то извиваясь перед микрофоном, то встряхивает копной волос над клавишами, то начинает кружиться на одном месте, запрокинув голову. И в этом сумасшедшем танце к ней постепенно начинают присоединяться все зрители: не только Флоренс, оказывается, обладает гипнотическим воздействием на публику!
На мощное звучание подтягиваются и окрестные халявщики - уже за оградой фестиваля через протоку бухты перекинут изящный мостик: на него-то и стекаются прохожие, привлеченные голосом Сьюзан. Так они и стоят там, наблюдая за концертом издалека: ну и что, что не видно, зато слышно отлично! Может быть, кто-то из них сдастся на милость любопытства и придет завтра на фестиваль вполне официально. Тем более, что повод есть - во второй день на Oya заявлена Бьорк (Bjork). Так что - бережем силы и отправляемся отсыпаться в гостиницу: первый день был неплох, но дальше будет только лучше.
Увидимся завтра!
2006 – В 2006 году на конкурсе Евровидение, проходившем в Афинах, неожиданно для всех победила финская метал-группа Lordi с песней "Hard Rock Hallelujah" »»
Bob FLORENCE (1932)
Charles DAVIS (1933)
Joe COCKER (1944)
Виктор ЛУФЕРОВ (1945)
CHER (1946)
Jimmy HENDERSON (1954)
Jane WIEDLIN (1958)
Susan COWSILL (1960)
Bastian BAKER (1991)