ФЕСТИВАЛЬ  Oya-2012. День первый: десять прекрасных дам

Главные музыкальные красотки Европы на первом дне фестиваля в Осло.

Проходящий в самом центре Осло Oya - один из самых красивых европейских фестивалей. Вот прямо так, конкретно и без обиняков - один из самых красивых, если не самый красивый. Представьте себе покрытые зеленью склоны холма, древние развалины, гладь северной воды, сверкающий огнями город... И посередине всего этого великолепия - живописно оформленные сцены и музыка.

Фестиваль Oya раскинулся на берегу бухты Пепервика, в двух шагах от порта Акер- Брюгге, у самого подножия старинной гарнизонной крепости Акерхус - исторического квартала Осло, занесенного во все путеводители. Добраться до фестиваля - проще простого: сошел с поезда на центральном вокзале, перешел дорогу, пробежался через бухту по мостику - и ты уже на Oya! И вот здесь, среди зелени и воды, в течение трех дней будет играть музыка. Самая разная, но в каждом первом случае - потрясающе интересная.

Программа первого дня просто сшибает с ног: мы только прилетели - и пулей несемся на фестиваль, пропустить Florence + The Machine просто преступно. У главной сцены уже начинает собираться приличная толпа. Надо сказать, что публика на Oya чрезвычайно разношерстная - считается, что это не совсем фестиваль для молодой тусовки (хотя двадцатилетних и восемнадцатилетних юношей и девушек с горящими глазами хватает). На Oya приходят семьями: пока папа или мама слушают музыку у сцены или выбирают пластинки в мерчандайз-зоне, детишки могут попрыгать на батуте или покормить уток, которых, кажется, никакая музыка не испугает. Птицы флегматично плавают туда-сюда в бухте и улетать никуда не собираются: подумаешь, фестиваль!.. Пошумит-пошумит и перестанет.

А тем временем под нежный перебор арфы на сцену выходит Флоренс Уэлч (Florence Welch): в ослепительной красоты сиреневом платье, в черных туфлях, с лучезарной улыбкой - она взмахивает тонкой рукой и начинается "Only If For A Night". Прозрачные клавиши Изабеллы Саммерс (Isabella Summers), чуть приглушенные в миксе барабаны, арфа и гитара - и, конечно же, великолепный голос Флоренс. Она словно заклинает толпу: то плавно поведет рукой влево, то вправо, то чуть наклонит голову и пристально посмотрит на кого-то из зрителей - и толпа впадает в странный и прекрасный музыкальный транс. И когда на второй, чуть более активной песне "What The Water Gave Me" Флоренс начинает бегать по сцене - вся публика уже ею покорена и следит за ней, как кролики за удавом: мисс Уэлч может делать со всей толпой все, что угодно.

Она и начинает повелевать: "А теперь возьмите тех, кого вы любите, и поднимите вверх, посадите их себе на плечи, не бойтесь! Так, сколько у нас тут девушек на плечах молодых людей? Одна, две, три, десять, тринадцать... Отлично, вы смелые и не боитесь показать свою любовь!". Так, заигрывая с толпой, Флоренс начинает "Heartlines". Ну а припев следующей вещи - "Rabbit Heart (Raise It Up)" - публика просто принимает как руководство к действию: в воздух взмывают тысячи рук, которые начинают раскачиваться в такт дрожащему барабанному ритму. Все это действо похоже на какое-то сумасшедшее колдовское действие - и она, рыжеволосая колдунья Флоренс, здесь, конечно же, главная.

Девичьи страсти продолжаются на Sjosiden - второй по значимости сцене фестиваля, где начинает играть канадская команда Feist, названная в честь вокалистки Лесли Фейст (Leslie Feist). Однако главная тут вовсе не она: помимо самой Лесли, замечательно поющей и играющей на гитаре, на сцене присуствуют еще три бэк-вокалистки, которые устраивают совершенно фантастическое шоу: то начинают бить в том-барабаны, то звенеть тамбуринами, то устраивают безумное трехголосие, вроде бы ассонансное, но при этом - чертовски гармоничное. И все это безумие кажется откликом только что завершившегося камлания Флоренс. У Фейст, конечно, не столь мощная харизма, но и она отлично работает с толпой, поднимая ее уже на песне третьей-четвертой.

Играют Feist очень странную смесь из пост-рока и электроники: то в песнях доминируют гитарные риффы, а то - неожиданно включаютс агрессивные и в некоторых местах даже "кислотные" клавиши. Но сделано все это настолько плотно и притягательно, что даже удивляет. В принципе, такую музыку надо играть в клубной атмосфере, но ина оупен-эйре канадка звучит неожиданно притягательно и мощно. И часовой сет слушается на дном дыхании как цельное произведение: от и до, ничего лишнего.

А вот закрывающие день на главной сцене The Stone Roses как-то не впечатляют. Конечно, реюнион британцев - бесспорно музыкальное событие нынешнего фестивального сезона, но то ли Ян Браун (Ian Brown) и Джон Сквайр (John Squire) затеяли это дело ради очередного пиара, то ли просто еще не сыгрались по-новому. Нет, с одной стороны, все в порядке: начинают с "I Wanna Be Adored", продолжают с "Shoot You Down".То есть все вроде в порядке: хиты играются, но вот грустно бродящий по сцене Браун и флегматично терзающий гитару Сквайр словно разделены стеклянной стеной. Взаимодействия между ними не наблюдается ни малейшего, и в результате сет, который мог бы стать эпохальным событием первого дня фестиваля, оказывается смазан и невнятен.

Не спасает даже программа, сотканная из однозначных greatest hits - тут и "Fool's Gold", и "Waterfall". Но вот только видно, что самим музыкантам играть вместе совершенно не в кайф: Браун порой откровенно манкирует, теряя дыхание в "Don't Stop", но при этом даже особо и не смущаясь: чуть поморщился, скривил рожу - и все. Да и толпа чувствует исходящий со сцены холод: к финалу сета публики перед главной сценой существенно меньше, чем было в начале.

Зато поднает настроение наша давняя любимица Сюзан Сандфор (Susanne Sandfor). Она сразу кладет толпу на обе лопатки - даже несмотря на то, что музыка у нее однозначно "не для всех" Но народ после странного сета The Stone Roses явно хочет чего-тонеобычного и оригинального, и Сьюзан подходит на все сто. Мощный электронный звук, яростный вокал и безумная пластика. Сюзан не поет - она отыгрывает каждую песню, как актриса, то извиваясь перед микрофоном, то встряхивает копной волос над клавишами, то начинает кружиться на одном месте, запрокинув голову. И в этом сумасшедшем танце к ней постепенно начинают присоединяться все зрители: не только Флоренс, оказывается, обладает гипнотическим воздействием на публику!

На мощное звучание подтягиваются и окрестные халявщики - уже за оградой фестиваля через протоку бухты перекинут изящный мостик: на него-то и стекаются прохожие, привлеченные голосом Сьюзан. Так они и стоят там, наблюдая за концертом издалека: ну и что, что не видно, зато слышно отлично! Может быть, кто-то из них сдастся на милость любопытства и придет завтра на фестиваль вполне официально. Тем более, что повод есть - во второй день на Oya заявлена Бьорк (Bjork). Так что - бережем силы и отправляемся отсыпаться в гостиницу: первый день был неплох, но дальше будет только лучше.

Увидимся завтра!

09.08.2012, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: