First Aid Kit
Кто: Джоанна Содерберг (Johanna Söderberg), Клара Содерберг (Klara Söderberg)
Откуда: Стокгольм, Швеция
Лейбл: Wichita Recordings/Jagadamba Records
Для шведской музыки всегда был характерен легкий привкус инфантилизма: начиная с наивных текстов ABBA и балаганной эстетики Army Of Lovers, которые безуспешно прятали морщины под сантиметровым слоем блесток, и заканчивая сказочными клипами The Knife и образом Люкке Ли (Lykke Li), глядя на которую первым делом вспоминаешь Рони, дочь разбойника – героиню одноименной повести Астрид Линдгрен. Новые герои шведской фолк-сцены, cестры Клара и Джоанна Содерберг из дуэта First Aid Kit также словно сошли со страниц сказок Линдгрен.
Впервые за пределами Швеции о First Aid Kit заговорили после кавера на трек “Tiger Mountain Peasant Song” с первого студийного альбома Fleet Foxes. Видео, снятое на любительскую камеру летом 2008 года, быстро разлетелось по просторам интернета. На нем вроде бы не было ничего особенного: ну гитара, ну лес, ну две девочки в клетчатых рубашках. Джоанне и Кларе тогда едва исполнилось 17 и 15 лет соответственно. Но при этом казалось, что серебристый свет, которым был залит лесок неподалеку от дома сестер Содерберг, исходит не от холодного северного солнца, а от них самих. И сердце замирало, когда эхо их звонких голосов терялось в кронах вековых сосен.
Впоследствии именно лес стал частым местом действия клипов First Aid Kit. Правда, сестры уже не сидели мирно на опушке, а продирались сквозь глухие заросли. В видео на трек “The Lion’s Roar” Клара и Джоанна идут в самую чащу в сопровождении печальной процессии, состоящей из длинноволосых людей в темных одеждах и с барабанами в руках. Девочки как будто готовятся к тому, чтобы быть принесенными в жертву в ходе древнего языческого ритуала. В клипе на песню “Ghost Town” у сестер Содерберг уже нет зловещих конвоиров, зато сами они – ангелы в белоснежных кружевных платьях – появляются в кадре в масках смерти.
Визуальная составляющая творчества First Aid Kit строится на столкновении невинности и ведьмовщины. Когда же начинаешь слушать их песни, первым делом обращаешь внимание на несоответствие легкомысленных, романтических мелодий печальным текстами про несчастную любовь, одиночество и ощущение приближающегося конца света. Сестры Содерберг явно не пережили и малой толики того, о чем поют. Но не поверить их чистым голосам и сияющим глазам – невозможно.
Первый альбом First Aid Kit “The Big Black & The Blue” (2010) был встречен критиками благожелательно, но без особого энтузиазма. Зато второй – “The Lion’s Roar” (2012) – мгновенно взлетел на вершину чарта самых продаваемых в Швеции пластинок. На нем мистика северного леса была разбавлена сухим жаром американской пустыни: в треке “Emmylou” сестры Содерберг отдают дань легендам кантри-музыки США – Эммилу Харрис (Emmylou Harris), Джун Картер Кэш (June Carter Cash), Грэму Парсонсу (Gram Parsons) и Джонни Кэшу (Johnny Cash). Все вышеперечисленные оказали существенное влияние на музыку First Aid Kit.
В январе 2011 года First Aid Kit приняли участие в Blue Series, проекте Джека Уайта (Jack White). На его студии Third Man Records в Нэшвилле, штат Теннесси, они записали два кавера. Первый – на хит 60-х годов “The Universal Soldier”, написанный канадской фолк-исполнительницей Баффи Сент-Мари (Buffy Sainte-Marie). Второй – на классический блюз “It Hurts Me Too”, который в свое время перепели Чак Берри (Chuck Berry), Боб Дилан (Bob Dylan) и Эрик Клэптон (Eric Clapton). Вспоминая сотрудничество с Уайтом, Джоанна говорит, что это было похоже на сон, который вдруг стал реальностью.
Мне же снами кажутся песни First Aid Kit. Такие сны видит девочка-подросток, в чьей спальне еще не переклеили обои с розовыми слонами, но перед которой уже маячит призрак взросления. Днем она тайком красит губы помадой старшей сестры и подкладывает в лифчик вату, а ночью забирается под одеяло и мечтает о замке, принце и стаде единорогов. А у ее постели сидят две сказочницы с длинными русыми косами и ямочками на щеках.
Где можно услышать: до середины апреля First Aid Kit находятся в турне по США. С конца июня отправляются вместе с Джеком Уайтом в тур по Европе.
1980 – Власти ЮАР по политическим мотивам запретили пинфлойдовскую песню Another Brick in the Wall. Советские газеты выступили с критикой, поддержав музыкантов. Но строчка "Брежнев взял Афганистан" со следующего альбома группы заставила СМИ изменить точку зрения »»
Richard "Groove" HOLMES (1931)
John VERITY (1944)
Lesley GORE (1946)
Валерий ГЕРГИЕВ (1953)
Elliot GOLDENTHAL (1954)
Alec EMPIRE (1972)
Lily ALLEN (1985)