После громких романтических хитов, которые принесли им славу, "Смысловые Галлюцинации" будто бы ушли в тень. На самом деле, музыканты поступили даже радикальнее, чем думала публика. Полутонам тени они предпочли однозначную темноту. "Сделано в темноте" - так называется их новый альбом, о котором лидер коллектива Сергей Бобунец ("Буба") поговорил со Звуками, параллельно обсудив уральский экзистенциализм, прелести работы продюсера и кризисы, которые не оглядываются на средний возраст.
Звуки.Ru: Накануне нашего интервью я специально переслушал альбом "Сердца и моторы". А поскольку я давно знаю тебя, как общительного и довольно дружелюбного человека, меня поразило то отчаянно минорное настроение, которое там есть. И я понял, что таких упаднических пластинок я не слышал давно. Скажи, почему с той пластинкой так получилось? И насколько вот эта безысходность будет присутствовать в новом альбоме "Сделано в темноте"?
Сергей Бобунец ("Буба"): Я бы не расценивал "Сердца и моторы", как упаднический. Мне кажется, у нас жестче пластинки были. После "Льда 9" и "Обратной стороны Земли", он мне даже легковесным казался. Но это мне, которого так любят обвинять люди, что мы своей группой живем где-то там, в медвежьем углу, варимся в собственном соку, живем в каком-то собственном внутреннем мире. Нагоняем грусть-тоску. И ты знаешь, они правы в чем-то. Поэтому и поем про внутреннее, про то, что хорошо знаем, о чем мы думаем, что происходит с нами и нашими друзьями.
"Сердца и моторы" интересны еще и тем, что там все песни имели конкретную подоплеку, за каждой стояла конкретная история или ситуация. В альбоме "Сделано в темноте" не будет такого подхода, он вообще не будет иметь отношения к предыдущему материалу за исключением того, что это по-прежнему мы, "Смысловые Галлюцинации". Состав у нас тот же… Точнее, общее между ними одно – эти два альбома больше "мои". Раньше мы делали более "коллективные" записи, а в этих двух пластинках работа строилась совершенно по-другому: я писал дома демо. И в той концепции, в которой я песню записал, она в большинстве случаев и входила в альбом. Я, скажем, стал больше самовыражаться (смеется).
Что же до упадничества, то "Cделано в темноте" будет вообще мрачной пластинкой. Но не беспросветной. Но там много будет о том, что человек находится на грани кризиса. Физического, морального. На грани жизни и смерти. И в каждой песне он к этому просто по-разному относится.
Звуки.Ru: Я в свой твиттер про "Сердца и моторы" запостил, что "Галлюцинации записали альбом про смерть". Поделись, откуда это? Ведь для стороннего наблюдателя вы вполне себе благополучная группа. Чай, не Глеб Самойлов.
Буба: Мы, вот опять этот коллективный разум, несколько раз выскажемся на пластинке "Сделано в темноте" по поводу привычной защитной улыбки. И тот, кто захочет это услышать, нас поймет.
Звуки.Ru: Слушай, но славу-то "Смысловым Галлюцинациям" принесли скорее беззаботно-романтические песни, а не мрачные : и "Вечно молодой", и "Розовые очки", и "Зачем топтать мою любовь?". А в какой-то момент вас задавило уральским экзистенциализмом.
Буба: Давно не размышлял по этому поводу. Может, дело в том, что у нас появился Проект ROTOFF, и большая часть этой беззаботности, веселья перекочевала туда? И я в какой-то момент понял, что получаю огромное удовольствие от работы над "угрюмым" альбомом "Смысловых Галлюцинаций". Мне очень комфортно от этого на самом деле. У нас же всегда была темная сторона, связанная, может, с нашей историей. Недавно вот наша общая c тобой подруга Ольга Семенова выдала во время нашего разговора о светлых и темных сторонах рок-н-ролла: "Буба, так у рока же нет светлой стороны!"
Звуки.Ru: Нет ли в этой мрачности возвращения к истокам, к временам альбома "Разлука Now", почти неизвестного широким массам, но культового на Урале?
Буба: Мы же пытались вернуться к этому ощущению. Сделали несколько треков, в том числе старых. Как будто мы нажимали кнопку "глубина". И стало понятно, что можно уже не притворяться весельчаком, а сделать то, что ты чувствуешь, то, что ты хочешь в данный момент сделать. Уже нет никакой погони ни за хит-парадами, ни за выпуском пластинок, особенно в области такой музыки, как у нас. Понятно, что сложилась своя аудитория, у которой свои взгляды на наше творчество. И всегда забавно, когда видишь людей, которые одинаково любят группу, но совершенно за разные вещи. В том числе, кто-то любит за депрессию.
Звуки.Ru: И все равно, для стороннего наблюдателя корни этой депрессии не очевидны. Кажется, что у вас нет мотивов так петь. Еще и легкость звучания массу вопросов порождает.
Буба: Не помню, рассказывал ли я тебе, но одной из черт, за которую я полюбил в свое время группу The Cure было как раз это столкновение легкого, иногда совсем попсового звука и каких-то мрачных текстов. Вот это несоответствие вызывает шок посильнее, чем группы, которые пытаются тебя напугать. Мы тоже часто применяли такой алгоритм. Взять хотя бы песню "Охотники", где слово "смерть" звучит через строчку. А люди на нее западют, потому что она мажорная, в ней какое-то «пи-пи-пи» происходит светлое и яркое… Блин, не готов я был к таким вопросам. Думаю, что кризис и депрессию испытывают многие. И если подумать, то радоваться особо нечему. Зато меня радует, когда я встречаю людей, которые говорят, что их любимая песня "Утром". Вот они группу послушали и поняли.
Звуки.Ru: А чтобы совсем не свалиться в мрачняк вы придумали Проект ROTOFF? Ваш бас-гитарист Коля Ротов говорит, что инициатива создания этого проекта во многом принадлежала вам с Олегом Гененфельдом. Насколько это диктовалось творческой формой самих "Галлюцинаций"?
Буба: Да просто хотелось раскрыть творческий потенциал всех участников группы. В таких случаях всегда лучше помогать, а не подавлять. У Коли в свое время была группа "Ботаники", было понятно, что ему захочется какой-то реализации. И нам не хотелось бы ни самим выбирать, ни его ставить перед выбором, потому что нам очень комфортно работать с Колей. Не хотелось, чтобы он чувствовал себя ущемленным в своем саморазвитии. Вот мы и придумали такую группу. Волевым коллегиальным решением отказались от его старого саунда, который был похож на ранний "Ляпис Трубецкой"…
Звуки.Ru: "Жуки" и "Леприконсы" еще на ум приходят.
Буба: Да! А мы решили, что если делать такой проект, то надо делать его концептуально, чтобы мы еще получали от этого эстетическое удовлетворение. Колин стиль "поп-андеграунд" он весь родом из пост-модернизма. Все песни пропитаны цитатами от и до. Почему мы в песне "Да!Да!Да!" остановились на версии с аллюзией на New Order? Нам захотелось напомнить о той золотой эпохе, хотя среди слушателей Коли не все поймут эту игру. Но мы-то об этом знаем! Проект ROTOFF – это буквально особая атмосфера, где все пропитано креативом, мы каждый день что-то придумываем и многое из этого воплощаем. В том числе, и какие-то технологические ходы, связанные с раскруткой этой виртуальной группы через сеть, через массу хоум-видео и самопальных клипов. В итоге, вся эта суета вокруг Коли очень освежила ситуацию в "Галлюцинациях". Видимо потому, что в Проекте ROTOFF много творческой свободы. Например, приходит Коля и говорит "Хочу такие барабаны в этой песне"! – "Ну, садись и играй"! И Коля, который не умеет играть на барабанах, садится и пишет партию, которую мы снимаем одним микрофоном. И получается офигенно!
Звуки.Ru: То есть это такое альтер-эго группы "Смысловые Галлюцинации" или, цитируя вас же, "обратная сторона Земли"?
Буба: Наверное. Я вообще не вижу какого-то конфликта между этими проектами. Да и у людей, которые пришли на группу "Смысловые Галлюцинации" не видел какой-то реакции отторжения в сторону Коли.
Звуки.Ru: А идея нового витка работы с Юлей Чичериной, фактически начало продюсерской карьеры как-то связано с тем, что тебе пришлось взять на себя функции саундпроюсера в Проекте ROTOFF?
Буба: Мне просто как лидеру группы хотелось, чтобы жили песни нашего барабанщика Макса Митенкова, который раньше играл у Юли. В разгар всей этой истории с аварией Юли, с ее сломанной рукой, когда она зависла у нас в Екатеринбурге, мы снова начали с ней плотно общаться. И стало понятно, что кто, если не мы, ей поможет в ситуации, когда у нее нет ни постоянного состава, ни костяка людей вокруг нее, которые смогут сделать ее материал с любовью, как надо его сделать. И все. Стали в это втягиваться. Сейчас она присылает мне какие-то демки вокальные, я делаю аранжировки на это все. Иногда могу текст поправить. Даже Шамиль, наш звукорежиссер написал для нее песню. У Юльки же отличный голос. Хочется показать ее спокойную, а не молодежную уже, не кричащую. Хотя она до сих пор маленькая, безбашенная девушка.
Звуки.Ru: Если "Галлюцинации" - это какая-то мрачность, уральский экзистенциализм, Проект ROTOFF - постмодернистская веселуха, то что же тогда Юля Чичиерина, как проект?
Буба: Трудно сказать. Просто надо понять, что со времен первого состава "Чичериной" никто с таким трепетом не относился к ее материалу. Мы уже даже какой-то вполне рабочий темп набрали. Обязательно будем продолжать и обязательно закончим все альбомом.
Звуки.Ru: А как тебе дался этот переход из разряда чистых музыкантов в стан людей, которые работают со звуком? Отношение к собственной музыке в этой связи не поменялось?
Буба: С одной стороны, никогда не было такой определенности, что я только музыкант. С другой – сейчас появилось и время для осознания музыки, и технологические возможности для работы с ней. И «Сделано в темноте» именно поэтому будет камерным. У нас впервые получились песни, которые держат в напряжении, но при этом очень разряжены по аранжировке. Мы всегда старались же в нее всего напихать. Алексей Хоменко нам всегда говорил, что другие музыканты из одной нашей песни сделали бы несколько. Или альбом. Слава Богу, что мы научились сочинять песни без этого стремления насовать в них всего-всего. Но это стало возможным, когда появилось время. Сейчас есть музыкальные программы, есть компьютер под рукой. Есть схема, которую мы придумали с Женей Никулиным, который сводил нам "Сердца и моторы", который сводит новый альбом, по обмену проектами, демками и материалом. Когда раньше у нас был один день на сведение, естественно, мы боялись все не успеть. А сейчас у нас материал отстаивается, мы можем взять паузу, чтобы позже взглянуть на него со стороны. И при этом у нас есть возможность глубже погружаться в материал, изучать его буквально до ноты, до партии. Вот одна из песен Юли мне совсем не нравилась. Она пару месяцев лежала у меня в компьютере, а потом просто начала крутиться в голове. В итоге сейчас это одна из лучших песен будущего альбома.
Звуки.Ru: Вы благодаря этому подходу не особо расстроились, не особо вылетели из колеи, когда у вас произошел несчастный случай с почти записанным альбомом? Вы же потеряли огромную часть пластинки из-за скачка напряжения в сети.
Буба: Наоборот! Этот случай дал нам возможность еще больше поработать с материалом. Благодаря ему треть песен получили новое лицо.
Звуки.Ru: И альбом "Сделано в темноте" стал еще более концептуальным…
Буба: Да, темный получился альбом. Вот! Я когда про него говорил, хотел сказать не угрюмый, а темный. Но без мракобесия. Без развивающихся плащей. А сама история вот откуда. У меня дома такая рабочая атмосфера: кабинет, где ночью из освещения горят только свечи. Вот представь, белые стены, черные шторы, колонки белые, компьютер черный. Никаких других красок. Минималистское решение. Полумрак. Такое ощущение камерности! Вот и появилось название. И это ощущение мы постарались передать на альбоме. Там есть насыщенные песни. Есть те, что вваливают. С громкими гитарами. Но это все равно диалог человека с самим собой. Это пластинка для индивидуального прослушивания. Как говорит Фельд, это не развлекательный альбом, совершенно.
Звуки.Ru: Я знаю, что вы одну из главных ставок делаете на песню "Демоны", которую потихоньку играете на концертах.
Буба: Да. Нам опять будет снимать клип Женя Григорьев, который делал "Без стюардесс" и "Последний день Земли". У него там такая офигительная идея. Он придумал для видео решение, которое снимает тяжесть с ситуации в песне. Возможно, там у нас будет сниматься один из космонавтов.
Звуки.Ru: Просто самоцитата какая-то получается. "А Гагарина зря обидели...".
Буба: Правда. Но самоцитата – это не страшно. Просто раньше у меня всегда от всех альбомов оставалось ощущение, что мы где-то не дотянули. Что-то пустили на самотек, что-то сделали не так, а в итоге вышло не совсем то, что ты хотел. На "Сделано в темноте" мы добились принципиально другого, нам кажется, что он звучит именно так, как нужно. Там будет много странных по форме песен: песен с одним куплетом, песен без припевов. Я делал их исходя из той атмосферы, в которой я находился. И я совершенно не задумывался о том, как это будет звучать в радиоприемнике или на концертах. Ничего обременяющего, ничего лишнего, ничего мешающего творчеству в этом альбоме нет. Он вполне удобоваримый, слушаемый. Но не скованный. И это, по-настоящему круто, потому что нам же гореть в аду за то, что мы делаем. Хочется, чтобы не очень жарило.
Группа СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИОНАЦИИ появилась на свет в 1989 году и долгое время была кузницей кадров для так называемых "младо-екатеринбуржцев" - в свое время в составе "Глюков" играли нынешние...
Дата образования:
21 августа 1989
Подробности из жизни:
Группа СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИОНАЦИИ появилась на свет в 1989 году и долгое
время была кузницей кадров для так называемых
"младо-екатеринбуржцев" - в свое время в составе "Глюков" играли
нынешние музыканты группы ЧИЧЕРИНА,
БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ и др.
Название коллектив приобрел благодаря чьей-то оговорке.
За время своего существования группа пережила несколько смен состава -
нынешнему два года от роду. Глюки впервые явились народу в эфире
свежеоткрывшегося "Нашего Радио" с песней
"Розовые очки". Критики тогда скептически качали
головами. С тех о группе не было ни слуху ни духу, кроме регулярных
радиоэфиров. Затем прекрасная, аукцыоноподобная песня
"Вечно молодой" попала в хитовейший
саундтрек к фильму Брат-2, на фестивале в честь
которого их выступление было едва ли не самым лучшим.
И - наутро, блин, они проснулись знаменитыми.
1961 – В поселке Бугач Красноярского края родился советский и российский рокер Вячеслав Бутусов »»
1968 – В 1968 году в британском Университете графства Саррей молодая группа, ранее известная как The New Yardbirds, впервые выступила под своим новым именем Led Zeppelin. По самой расхожей легенде автором названия является Кит Мун, ударник The Who »»
Mickey BAKER (1925)
Freddy COLE (1931)
Robert WARD (1938)
Chris DE BURGH (1948)
Dr. Alex PATERSON (1959)
Андрей САРАЕВ (1960)
Марина КАПУРО (1961)
Вячеслав БУТУСОВ (1961)