Применительно к фестивалю "Беломор-буги" слово "самый" произносится без всякой натяжки. Самый северный российский фестиваль – проходит на Белом море. Самый старый– в этом году отмечает 17 лет своего существования. Самый крупный – двухдневная программа охватывает всю Россию, от столиц до самых до окраин. Здесь на одной сцене можно встретить группы из Смоленска и Сыктывкара, Брянска и Краснодара, Перми и Москвы. Самый независимый – никакой поддержки от властей и пивных спонсоров, никакой политической "крыши", никаких лозунгов и тупых "форматных звезд", только музыка – и музыка настолько хорошая, что услышать ее приезжают со всех городов страны.
Звуки уже не первый год пишут о "Беломоре", каждый год мы, а также наши питерские, вологодские и пермские коллеги, привозим из Архангельска свежие музыкальные впечатления и порцию восторгов. "Беломор" действительно умеет произвести впечатление – кажется, на всех, кроме жителей родного города...
День всенародного единства самолет "Москва-Архангельск" отмечает в воздухе, невзирая на слезные просьбы стюардесс. Развеселая нетрезвая компания, всю дорогу пытавшаяся завести со мной знакомство, интересуется, что я буду делать в их замечательном краю. Фестиваль? Какой фестиваль? "Беломор-буги"? – Не слышали...
Утро. Троицкий проспект, центр города. До начала концертов – добрых часов пять, самое время посидеть в кафе и развиртуалиироваться с ЖЖ-френдами. Вы собираетесь на фестиваль? – На фестивааааль? Нееее, не уверены...
К Московскому проспекту меня подвозит смешливый парень, рассказывающий о своей рок-юности во Пскове. Пойдет ли он на "Беломор"? – А что это? А, фестиваль? Что, вот прям здесь? Ну, не знаю, мне тут еще по делам надо...
“Нет рекламы" - самое простое объяснение происходящему, но оно не совсем справедливо. Реклама в центральной городской газете и по радио, листовки и флаеры – кажется, организаторы сделали все (кроме, пожалуй, пиратской расклейки афиш), чтобы собрать зал. Но билетов продается пара тысяч.
"Беломор-буги" проходит в развлекательном центре семейного типа. На фасаде ничто не напоминает о том, что здесь сегодня здесь рубятся суровые музыканты со всей страны. Родители приводят детей на боулинг и в семейное кафе, на верхних этажах проходит киносеанс. "А афиши они почему-то не повесили", - грустно разводит руками организатор Александр Мезенцев. - Можно подумать, им деньги не нужны".
Александр Мезенцев - пожалуй, последний рыцарь рока на просторах страны.
Его крохотная команда делает фестиваль с такой отдачей и таким уровнем КПД, что на протяжении двух дней мне остается только удивляться. Расписание выполняется с точностью швейцарского Montreux, забота о журналистах тут превосходит венрегский Sziget, удобство музыкантов и райдер - на уровне британского Glastonbury. Прибавьте к этому простую человеческую заботу - и вы поймете, почему местные музыканты молятся на Мезенцева... а также почему он не вызывает никакой симпатии у чиновников от культуры. Но Александру и его подопечным досталась на редкость неотзывчивая аудитория. В Москве и Питере даже самая захудалая начинающая команда всегда может рассчитывать на несколько десятков друзей, которые поддержат ее в ответственный день. В Архангельске народ предпочитает заполнять амфитеатр и трибуны, чтобы потом снисходительно похлопать пару раз из темноты. Немудрено, что средний стаж жизни местных групп составляет 3-5 лет: кто же захочет рубиться перед равнодушным залом?
А между тем, программа "Беломора" составлена умно и со вкусом. Здесь в разумных пропорциях собраны олдскул и "модные" жанры, при этом первый день фестиваля традиционно отдан на откуп более тяжелым составам, а второй заполняет яркий жанровый винегрет, в котором можно обнаружить несколько рифмующихся ходов: ретро-рок и свинг, фолк-панк и грандж хорошо "работают" на раскачку аудитории, а в перерывах можно передохнуть и послушать что-нибудь свежее и "умное".
День 1. 5 ноября.
Фестиваль открывают молодые местные глэмстеры Snacks&Pedals. "Ну что, вжарим?" - с места в карьер стартует веселая, задиристая программа, в которой на передний план почему-то выведены барабаны и англоязычный вокалист,- голосу последнего остро не хватает делэя и некоторой разборчивости, но ударные по-настоящему хороши и затейливы. Их крепкий олдскульный рокешник - что-то вроде консервированного воздуха урожая 70-х: бодро, ровно и малосодержательно. Но за песню "Metal Up Your Ass" кое-кто из грандов отвалил бы сонграйтеру немало зеленых.
Следом, как с конвейера, на сцену сходят еще две команды, у руля которых стоят длинноволосые статные блондины.
Chrome Masters с ходу презентуют публике вокал, переходящий в ультразвук, после чего проводят слушателя по всем закоулкам hard’n’heavy. Лидер-вокалист Артур Михеев обладает выигрышной внешностью Роберта Планта; правда, в том, что касается музыки, группа уверенно держит курс на более пронзительных мастеров - Judas Priest и Manowar. Похоже, ребятам не везет со звуком: в первой половине шоу гитарист явно не слышит себя в мониторах и играет на полтона выше. Но быстро выправляется, и дальше концерт идет как по маслу. Свои хорошо аранжированные композиции группа выдает со здоровой агрессией. Единственное, в чем можно упрекнуть этот сет – в излишнем пафосе и нездешней помпезности. Пожалуй, это - следствие некоторой отчужденности музыкантов (говорят, состав этой группы часто меняется и участники просто не успевают притереться друг к другу). Но нельзя не отметить стройность аранжировок и хороший баланс драйва и мелодичности.
Немного доброго юмора и сценической гибкости – вот чего не хватает Chrome Masters, и именно этот момент учли их сограждане, совсем молодые ребята, назвавшие группу Electric Iron ("Электроутюг"). Приятно видеть, что парни четко отделяют сценический имидж от повседневной работы: одну из своих песен, едва ли не самую мощную, они трогательно называют на репетициях ”Паровозик из Ромашково". Будет здорово, если "утюги" и в свои выступления сумеют привнести здоровую иронию. Команда играет всего полтора года, но уже демонстрирует нешуточный драйв. Кстати, вокалист там тоже лепит себя с Планта – только вот поет он, к сожалению, не столь убедительно, периодически мажет мимо, верхние ноты берет с опаской. Зато в этой игре есть главное: артистизм и всепобеждающий напор. Плюс юность - а это значит, что при должной настойчивости группа способна продемонстрировать хорошие темпы роста.
Но вот группа, которая "сделает" всех предшественников - Gentoo. Найти эту группу в поисковике довольно непросто (надо же было взять себе название в честь известной ОС Linux!), но оно того стоит: лидер команды, харизматичная и прыгучая Ксения Кашина, смогла собрать состав, которому предстоит "побить" всех участников двухдневного фестиваля. Это не просто хороший уровень - это хороший европейский уровень. Крепко сбитая, улыбчивая и прыгучая девчонка с разноцветными дрэдами до попы делает забойнейший грайнд и метал-кор, от которого публика наконец растормаживается и выходит на танцпол поразмяться. Вокальные данные и уверенность в себе позволяют лидер-вокалистке использовать и гроулинг, и высокие ноты, поэтому ее сет производит совершенно сногсшибательное впечатление.
Шоу, которое делает "Дженту", рассчитано не только на бездумные скачки, но и на интенсивное общение: вот и народ уже начинает улыбаться и хлопать, вот и первый слэм...
Откуда такая невероятная свобода и харизма? - этот вопрос занимает меня, пока я не отлавливаю Ксюшу за кулисами. Разгадка проста: в обычной жизни вокалистка суровой группы преподает хореографию в детском саду (!). Немудрено, что при такой работе она развила удивительные способности к коммуникации - ей досталась самая непростая аудитория в мире!
Впереди у команды - выход альбома, позади - две смены состава. Успеет ли Gentoo добраться до вершин чартов в нынешней версии - неизвестно. Но так хочется, чтобы это произошло!..
Краснодарцы Newton играют ту всепроникающую разновидность гранджа, которая не запоминается решительно ничем - похоже, музыканты предметно работают над тем, чтобы их игра выветривалась из головы немедленно после того, как заканчивается композиция. Вы скажете - чего ты хочешь от гранджа? Я возражу: но почему каждый может напеть мелодии песен Кобейна?
Следом за краснодарцами вновь выступают хозяева площадки - Enemy Down. Это такая команда-калейдоскоп: они пока не определились, что им больше нравится играть, поэтому на всякий случай включили в программу и баллады, и хороший хард-кор, и пост-рок в духе Mono. Но лучше всего парням удаются кричалки в духе RATM - если запретить им употребление английских слов, карьера может сложиться удачно.
Полную невнятицу представила на фестивале Пермь: несмотря на то, что ее музыка нынче в фаворе у столичных продюсеров, считающих город оплотом авангарда, его представители My Re[z]istance демонстрируют архаичный металл, художественно расстроенную гитару и песни, утащенные сразу из всех подвалов мира. Основная проблема группы - в том, что она не умеет вовремя остановиться, эксплуатируя один и тот же удачный рифф до упора. На пятой минуте однообразие реально достает, в тексты вслушиваться уже скучно - такое впечтление, что в этой мешанине звуков кто-то уже порылся до нас.
А вот мелодик-метал ярославских Inexist, наоборот, звучит профессионально и сыгранно. Прежде всего, Inexist эффектно работает именно как гитарная формация: здесь серьезное внимание уделяется инструментальным сплитам, ритм-секция служит бережной поддержкой лидирующей партии, отличная соло-гитара - партии уместные и точные. Свинг барабанщика и вовсе можно использовать в качестве учебного пособия. Но хорош и контент: вокал по-настоящему красив, а тексты небанальны. Обязательно найдите альбом "Погружение", выпущенный группой недавно, на нем есть несколько славных вещей в духе группы Кирпичи и форматная вещь "Я пытаюсь бежать". Особую радость доставляет публике лысый как коленка вокалист: он динамичен, классно двигается и отлично удерживает внимание зала.
Yuri Mikhailov Group - вот абсолютный хедлайнер вечера. Виртуозный гитарист Юрий Михайлов, которому в этот день пришлось рубиться в буквальном смысле за троих. Группа смоленского виртуоза - басист Виктор Липовой и барабанщик Артур Автандилян - не смогла присоединиться к Юрию, поэтому ему пришлось солировать под минусовку. Если вы считаете, что это сказалось на качестве игры - ничуть! Юрий показал истинный инструментальный класс. И ничего, что его сет выглядел похожим на финал чемпионата Guitar Hero - герой в этом зале был определен с первых тактов, больше напоминавших скоростную стрельбу из футуристического оружия.
Где берется такая головокружительная техника? - Причиной всему академическое образование. Юрий был вундеркиндом, с детства выступал на краевых концертах с... домрой. Ребята, это даже веселее, чем скрипочка! С 1998 года он перешел на электрогитару, развивал свою бешеную технику и засветился в составе Alex Sigmer и Heads or Tails. Но Михайлов - прирожденный лидер, и с недавних пор уже в составе собственной группы он играет яркий, атмосферный хард, от которого Сатриани и Вай немедленно отправляются в курилку. Инструментальные пьесы Юрия довольно "кинематографичны", на их происхождение явным образом намекают названия композиций: "Rock'n'roll Way", навеянная "Resident Evil" "Spy Games" и наполненная скрытой нежностью "Andromeda". При плохом раскладе такое мастерство заслуживает места соло-гитариста в серьезной западной команде. При хорошем - мировой известности во главе собственной группы.
Лисьи хвосты, расшитые косоворотки, окрики и посвисты молодецкие - на сцене нарисовались представители реставрационного режима, москвичи Аркона. Pagan metal этой группы всегда вызывал у меня некоторое недоумение: я попросту не понимаю, как материал альбомов "Гой, Роде Гой!" или "От Сердца к Небу" можно петь на полном серьезе. Но, оказывается, концертная версия выступления носит характер буйного скоморошества, а кавалерист-девица Маша Архипова способна не только исторгать из себя призывы возродить Русь великую, но и подбить народ на вождение хоровода под песню о солнышке ("Ярило") и хоровое исполнение песни "Леший".
Очарования выступлению "Арконы" добавляют этнические инструменты - дудки и волынки, благодаря которым музыка звучит куда интереснее. Духовые выручают даже плоскую умцу-умцу песни "Стенка на стенку" - слушая эти партии, хочется не прыгать, а стоять, улыбаясь до ушей. А как неожиданно звучит аранжировка песни "Я за то люблю Ивана"!..
Приятно наблюдать, как к концу вечера публика собралась у сцены и не хочет отпускать любимых музыкантов восвояси. Но впереди у нас - вечерний джем в клубе "Колесо", а назавтра - вторая часть "Беломора"...
День 2. 6 ноября.
Открывающие день музыканты из Северодвинской команды Fанк Sтерлинг играют перед импровизированным худсоветом. На танцполе перед ними пританцовывают журналисты со всех уголков нашей неотзывчивой Родины. Больше в зале в 3 часа дня нет никого, но журналисты - в восторге.
"Меняем фанк на стерлинги!", "Деньги в руки - будут звуки!" - для кого-то подобное кредо звучало бы излишне нахально, однако для FS это не больше чем веселая речевка. Они играют солнечный фьюжн с явным привкусом джаза и панка. Тем веселее мне узнать, что духовая секция группы играет в военно-морском оркестре - занятие, предполагающее жесткую исполнительскую дисциплину!
Лидер команды, сонграйтер и вокалист Сергей Самодов, обладает резким голосом и поет в наступательной манере. Он пытается выстраивать на сцене образ обаятельного хама, трамвайного ловеласа - но по его сияющему лицу слишком очевидно, что в жизни он - романтик до мозга костей. Это весело, это свежо и... слегка наивно: "Она сказала - вымой руки, прежде чем коснуться меня!", сопровождаемое нежной трубой, звучит нелепо - сюда просится текст посложнее либо музыка поубедительнее.
Веселый бит с хулиганскими текстами с мультяшными барабанами и романтичным тромбоном - патентованный рецепт счастья для танцпола. Ближайшие родственники этой группы в Москве пользуются почетом и уважением: Вася Ложкин, Мерсиметро давно стали классикой андеграунда. Теперь у них появился отличный северный собрат. Группа играет меньше года, и есть серьезные основания полагать, что главные хиты у нее впереди.
"Эй, прохожий, проходи..." Группа Прохожий из соседнего Новодвинска играет кроссовер с непроницаемыми лицом. Пятерка за технику, двойка за артистизм: три гитары, в которых лидерство наряду с соло-гитарой внезапно берет бас, звучат здорово, однако копировать Макаревича стоит, когда твой тембр обладает известной задушевностью, да и общаться с публикой все же полезно. Пожалуй, группе стоило бы сконцентрироваться на инструментальных номерах: вывести вперед соло-гитару и играть спид уровень технической подготовки вполне позволяет. Вообще говоря, приятно, что каждая первая группа на сцене фестиваля действительно умеет играть - это дорогого стоит.
Марсианско-русский сет группы Йота - традиционный рок-лубок. Звучит он довольно беспорядочно и неотстроенно: зачем-то вывели вперед вокал солиста Бориса Шитикова, и тот в результате заглушил чистую трубу и красивый бас. Такое впечатление, что этому составу нужен другой солист, а солисту - другой состав.
Но для меня самым незабываемым выступлением этого фестиваля станет, конечно же, выступление потрясающих Kid Logic. На самом деле, это - супергруппа: ритм-секция мэтров прогрессив-металлической формации Blind Vandal помогает расправить крылья молодым виртуозам - Александру Дорофееву и Вадиму Баеву.
В этой группе прекрасно все: и то, как два гитариста ведут разные мелодические линии, не перекрывая друг друга, и то, как слаженно звучит состав... и особенно - как Дорофеев играючи, с озорной улыбкой, вытворяет на гитаре такое, что у нас глаза на лоб вылезают. Он играет весело и легко, без всякого напряга, его удивительная техника и мощный напор - настоящее открытие. Особенно интересно то, что Александр - самоучка. Для него просто не существует ограничений и правил, его напор их попросту сметает.
Именно Kid Logic может в ближайшее время стать важнейшей частью архангельского музыкального экспорта. Увидев название этой группы на афише, не пропустите ее. Вас ожидает потрясение.
Не везет череповецким ребятам из Voltum: после такого сета они просто "не звучат". Громкий и неразборчивый грандж, поверх которого развевается стенающий вокал - не лучшая находка.
Куда лучше смотрится и звучит питерский состав Karmuazine. Энергетический центр этой группы - три девушки: нежная солистка Мила Юрченко, которой хорошо удаются броские фразы типа "Love is not vegetarian", экспрессивная скрипачка Мария Шагинова и "пространная" клавишница Татьяна Есина. Собрать этот плывущий атмосферный инди позволяет предельно четкий бас Ивана Колосова. Группе хорошо удаются "традиционные" номера - сет выглядит как развлекательная прогулка по жанрам инди-поп музыки. Не очень понятно, почему авторы называют это "трип-хоп" - возможно, потому, что вокалу и ведущим инструментам недостает напора; но программа, безусловно, заслуживает внимания.
А вот, наконец, и хорошо сыгранный пост-панк. Северодвинские музыканты из Indigo Junks - их восхититильные барабаны и общая расстановка сил напоминают ИДМГ, гитара басиста умеет разговаривать, а перекличка солистов похожа на перестрелку.
Довольно традиционно звучат сыктывкарские поп-рокеры The Kite Runners. Их солист Иван Тропников обладает тембром Джима Моррисона и неплохим английским произношением - но этим для меня достоинства группы исчерпываются.
Если и есть что-то, чего не хватало на этом фестивале - так это хорошего профессионального фолк-рока. Для того, чтобы представить его на "Беломор-буги", понадобилось аж из Брянска привезти фолк-панкеров Почти Непьющий Оркестр, вдохновляющихся творчеством The Pogues и The Dubliners и умудряющихся при этом сохранять собственное, дикое, но очень симпатичное лицо. Состав и звучание - банджо, аккордеон и три гитары - эти парни скопировали с группы Шейна МакГоуэна (Shane MacGowan). Но угар, мощная мелодическая основа песен и алко-веселье в стиле "загулявшая свадьба" у них целиком свои.
А песни!.. Они безбашенно танцевальны, и нет ничего лучше, чем петь их хором. Особенно удачны номера "Небо.Асфальт.Луна" и "Он будет жить". На закуску ПНО исполняют одну из популярных кельтско-шахтерских баллад, которую так уважают поклонники Pogues - "Dirty Old Town". Но публику, разумеется, больше всего радуют разрывные джиги и громкий звериный рык, который время от времени издает колоритный вокалист Juice.
А в финале фестиваля выступает московская ретро-формация Пижоны - у нас этих колоритных парней можно увидеть разве что на коропоративах либо на тематических фестивалях, а здесь они разернулись вовсю! Контрабасист основателя команды Олега Усманова стилизован под синий замшевый ботинок, зал наполняют звуки мело-свинга и буги-вуги. В зале находится даже несколько человек, сносно исполняющих линди-хоп. В репертуаре "Пижонов" - куча вечнозеленых хитов, от "Tu Vuo Fa L'Americano" до "La Bamba” - и, конечно же, буги на любой вкус и цвет. Это самое логичное завершение фестиваля "Беломор-буги"... однако в ночи нас, по традиции, ждет after party со всеобщим джемом, переходящим в братание музыкантов всей страны, и вот там-то музыка будет играться самая разнообразная.
Почему создателям "Беломор-буги" удается собрать такой крепкий и разнообразный состав при минимуме ресурсов? - пожалуй, у меня есть ответ на этот вопрос. Лучший зритель для Мезенцева и его команды - они сами. Они делают фестиваль, который им самим будет интересно посетить, собирают на него группы, которые им самим хочется услышать. А растормошить публику при таком подходе нетрудно - ведь не зря под конец каждого дня в зале раздаются овации весьма внушительной толпы. Хочется, чтобы таких фестивалей было больше - однако где найти людей, которые горели бы идеей так, как в Архангельске? Именно поэтому "Беломор" до сих пор не имеет аналогов в России.
Именно поэтому мы и в следующем году отправимся на Север за музыкой.
Встретимся на "Беломор-буги-2011"!
1962 – В Кеннете, Миссури, в семье адвоката и пианистки родилась Шерил Кроу - поп-певица, начинавшая карьеру в качестве бэк-вокалистки Майкла Джексона »»
1982 – Родился Питер Хейз - гитарист и вокалист американской рок-группы Black Rebel Motorcycle Club »»
Jimmy CARTER (1932)
Gerry GOFFIN (1939)
Sergio MENDES (1941)
Otis CLAY (1942)
Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ (1957)
Sheryl CROW (1962)
Craig "133" JONES (1973)
D'ANGELO (1974)
Brandy (1979)