Представьте, что по соседству с вами живет клоун. Хороший, талантливый клоун, который каждый вечер в цирке падает носом в опилки, пускает длинные струи искусственных слез и веселит детишек. После представления он снимает грим, переодевается в нормальный "человеческий" костюм и идет домой. Но вот однажды клоун перестает носить гражданскую одежду и повсеместно-постоянно щеголяет в клоунском костюме и гриме. А теперь скажите, какие мысли приходят вам в голову по поводу такого экстравагантного соседа?
С Laibach примерно та же история, что и с клоуном. Пока они выполняли функцию одних из основных сатириков Европы - все было понятно и простительно. Одни из основателей индастриала, они варили потрясающий аудиовизуальный компот, который вызывал на концерте смех, восторги, но недоумение - никогда. Однако сегодняшний Laibach, настоявшийся, тридцатилетней выдержки, напомнил вкусное элитное вино, которое по недоразумению оставили в открытой бутылке.
Программа действа, прошедшего 19 мая в клубе "Б1 Maximum" состояла из трех неравнозначных частей: старых песен с первых альбомов, сопровождавшихся оригинальным видеорядом, подобранным лидером коллектива Иваном Новаком (Ivan Novak), перепевок-гимнов с альбома "Volk", и небольшого количества старых хитов. Наверное, усталым от концертных марафонов жителям государства NSK (вымышленной основателями группы страны) такая программа более, чем по сердцу, но вот что подумал зритель?
Начался концерт c выхода вокалистки и клавишницы Мины Шпилер (Mina Špiler), которая прокричала в мегафон несколько фраз по-немецки. Грянул в барабаны Янез Габрич (Janez Gabrič), взвыли синтезаторы Сасо Фолльмайера (Sašo Vollmayer) и Луки Ямника (Luka Jamnik), и лишь затем на сцену медленным тяжелым шагом вышел Милан Фрас (Milan Fras). Начали с архаичных "Smrt Za Smrt" и "Drzava", которые сопровождались типично "лайбаховским" черно-белым видеорядом с непонятными техногенными агрегатами. И лишь на "Brat Moj" все внимание немногочисленной публики сосредоточилось на экранах, а не на сцене - хитрец Новак выбрал для иллюстрации этой старой песни фрагменты порнофильма, демонстрирующего прием, именуемый в киноискусстве "глубокая глотка". Тут-то и стало понятно висевшее на входе в клуб предупреждение о том, что дети до 18 лет на концерт не допускаются.
Добить публику Laibach решили следующей видеоинсталляцией на песню "Krvava Gruda", в которой Новак продемонстрировал ни много ни мало, а съемки родов, прокрученные в обратной последовательности: младенчик вместо появления на свет отправлялся обратно в материнскую утробу. Зрелище, надо сказать, не для слабонервных. А главное - совершенно нелогичное, словно клоунский костюм в деловом офисе: зачем? для чего? что вы хотите этим сказать?
Cлов более не нашлось, потому - запустим танцы. Концерт продолжился блоком песен с альбома "Volk". Все-таки Laibach мы любим не столько за экстремальные видеоряды, сколько за неуемную фантазию, благодаря которой они даже из официального гимна могут сделать нечто дико смешное и в то же время оригинальное. Муза Полигимния полезла за пузырьком корвалола: Laibach шандарахнули гимнами Турции, Англии и Франции (вот тут видеоряд с гильотиной пришелся как нельзя кстати). И только затем пришел черед незабвенных "God Is God" и "Tanz Mit Laibach", где Фрас дал публике возможность как следует поорать слова вместе с ним.
Несмотря на общую эклектичность и алогичность концерта, звучала группа, как это не странно, весьма и весьма прилично. Особенно надо отметить мастерство Габрича, который сочетает игру на обычной, акустической установке с электронными барабанами: у Янеза стоит сдвоенный драм-кит, по которому он порхает с сумасшедшей скоростью, мгновенно переключаясь с одной установки на другую. Весьма достойно артикулировала клавишные фразы и Мина Шпилер, подчеркивая короткими ритмичными пассажами общую музыкальную канву, создаваемую остальными участниками группы.
На бис исполнили, конечно же, два гимна - ""Rossiya", в котором Мина вполне недурно пропела русский текст, и "Slovania", под который на экране демонстрировалась картинка, иллюстрирующая экспансию славянских народов на территорию Европы. Зал заорал: "Life Is Life!", но свой главный хит Laibach так и не исполнили вживую: песня прозвучала лишь в записи. Под нее на экранах полетели титры, объясняющие, кто есть кто в группе, а музыканты вышли на прощальные поклоны.
... На выходе из клуба предлагался разнообразный мерчендайз: от слюнявчиков с символикой "Volk" до презервативов с надписями Laibach и Antisemitizm. Паспорта NSK на этот раз не продавались: судя по всему, государство переживает не самый лучший период. Хочется надеяться, что в свой следующий визит Laibach привезут в Москву нечто более цельное. Конечно, тема порно для современности опорна, но, в конце концов, есть же и другие способы экстремального развлечения!
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)