Идеологическое наполнение альбомов Laibach не менее важно, чем собственно музыка. А может, и более. Во всяком случае, в подарочном издании сборника "лучших вещей" словенских провокаторов и мистификаторов два CD выглядят не более, чем приятным, но не слишком обязательным приложением к толстому глянцевому томику в твердом лаковом переплете. Таково синтетическое искусство: фотоинсталляции и репродукции авангардных полотен с символикой группы, очевидно, должны вкупе с музыкой составить единый социокультурный фронт давления на сознание потребителей. После ознакомления с текстом книги понимаешь, что такой гон - сам по себе искусство. Даже жалко, что на двух дисках не нашлось места для видеотреков: шоу группы тоже по идее должно производить определенное воздействие. Впрочем, Система не была бы Системой, если бы давала все и сразу. А Laibach - это именно Система. "Нас не волнует текущая политическая жизнь, - говорят члены коллектива, - Но нас интересует язык политики и идеология как таковая".
Если уж совсем начистоту, то в случае с Laibach музыка их всегда была вторична по отношению к звуку как таковому. Она родилась в процессе концептуальной озвучки картинных галерей, выставлявших произведения в стиле соц-арт. Расцвет Laibach совпал с расцветом цифровых технологий, существенно упростивших процесс создания музыки. Ранние записи коллектива - это сыгранные на триггерных барабанах-"блинах" маршевые ритмы, имитирующие духовой оркестр клавишные, декламация мрачных текстов и нарезка из радиопередач общественно-политического содержания ("Drzava", "Brat Moj"). Главное, чтобы цепляло, да помощнее. "Мы мало что знали о звукозаписывающей технике. Мы знали только, что звук должен быть сильным и убедительным". И артистам удалось добиться такого звука. С тех пор электронные ударные стали сильнее, духовые сэмплы - убедительнее, в общую палитру были добавлены пафосные хоры и колокола, а на смену пленочным кольцам пришли компьютерные программы. Воздействие на аудиторию услилилось, хотя механизм его остался прежним. Laibach продолжаешь верить, как верят музыкантам, даже после того, как от песни Rolling Stones "Sympathy For The Devil" в их исполнении не остается ничего, кроме замогильным голосом прочитанного текста, а все остальное нагло подменяется псевдо-ударными, псевдо-оркестром и псевдо-хором. Искусство подмены и выдачи шила за мыло есть искусство политическое, и им артисты действительно владеют в совершенстве.
Разумеется, многие произведения Laibach оказывают на слушателя дискомфортное воздействие. Проверено экспериментально. В конце 90-х мне доводилось устраивать дискотеки. Злорадство, с которым я ежевечерне запускал ремикс "Final Contdown" с альбома "NATO", росло во мне с каждым разом. Оживлявшиеся на первых, таких знакомых, нотах, танцующие вдруг настороженно замирали, услышав техно-ритмы и замогильный речитатив вместо вокала. Это при том, что разного рода и качества ремиксы чего угодно были тогда уже не в диковинку. Ребята, что вам не нравится? Вы пришли на танцпол -танцуйте! Зачем вам вышедший из моды хард-рок Europe?
Кстати, заглавный номер того же "NATO" стал настоящим ремиксом для меломанов, и по сей день разгаданным далеко не всеми. Дело в том, что в миксе использовались сэмплы четвертой части сюиты Г. Холста "Планеты" - "Mars, The Bringer Of War". Причем, разумеется, не в оригинале, а в переработке Кита Эмерсона, сделанной на аналоговых синтезаторах. Цифровой ремикс аналогового кавера классического произведения - каково? Кто-то еще утверждает, что общество перестало забывать имена творцов? Поп-культура, превратившаяся в испорченный телефон, переработает и усреднит что угодно. Жалко, что для этой изящной и жестокой мистификации на сборнике не нашлось места. Но Система не была бы Системой, если бы позволила вспоминать о своих некогда прошедших незамеченными выкрутасах. Она будет плодить новые. В 1996 году коллектив выпустил альбом "Jesus Christ SuperstarS", включавший помимо всего прочего ремикс на одноименную (минус одна буква) тему из мюзикла Э. Л. Уэббера. В нынешнем ремиксе на этот ремикс от оригинала не осталось ничего, кроме разрезанных по методу "random logic" слов названия. К тому же танцевать под это совершенно невозможно. Однако вам придется это принять, ибо альтернативы не будет. Альтернативу надо было брать в 1988 году, пока давали.
Быть поклонником Laibach в общепринятом смысле этого слова невозможно. Ибо Laibach - это, повторюсь, Система со всеми вытекающими последствиями. "Вся современная музыка - индустриальная. Все, что производится для массового слушателя. Музыка больше не освобождает, а порабощает. Это система контроля". Если вам не по нутру тоталитаризм и вообще "формы взаимодействия таких понятий, как свобода и репрессия", то как вы можете терпеть музыкальный тоталитаризм от Laibach?
Образцовый фанат коллектива - это принявший правила игры шпион и сборщик компромата, придирчиво анализирующий те белые нитки, которыми шиты его эпические полотна. Можно сказать, что Laibach сознательно удерживают аудиторию в одном шаге от бунта против себя. Ибо таковы правила этой военной игры. "В XXI веке мы все Солдаты Судьбы!"
1951 – В 1951 году девятнадцатилетний исполнитель джамп-блюза и поклонник госпелов Ричард Уэйн Пенниман, взяв псевдоним Little Richard, впервые записывает свой материал на радиостанции WGST Атланты. Однако, работа остаётся незамеченной: первое признание один из основоположников рок-н-ролла получит лишь 4… »»
1962 – В Мельбурне, Австралия, родился Flea - бас-гитарист Red Hot Chili Peppers. Его - настоящее имя - Майкл Балзари »»
1972 – Прекратила своё существование группа Creedence Clearwater Revival. Ее семь студийных альбомов до сих пор продаются во всем мире тиражом не менее 2 млн копий в год. Общее число продаж составило более 120 млн »»
1983 – Во Владивостоке создана группа Мумий Тролль - изобретатель и флагман движения рокапопс »»
Bert KAEMPFERT (1923)
NICO (1938)
Ian MACMILLAN (1947)
Ray ANDERSON (1952)
Tony CAREY (1953)
Tim ROBBINS (1958)
Gary KEMP (1960)
Евгений ХАВТАН (1961)