БРАВО  Вечер отдыха молодежи

Группе Браво - 25. Чтобы никого не утомлять приевшимися расспросами об истории коллектива, о которой все любители русского рока и рокабилли и так знают, "Звуки" попросили Евгения Хавтана вспомнить самые яркие моменты и события, происходившие с ним и его командой за эту четверть века.

Группе Браво - 25. Чтобы никого не утомлять приевшимися расспросами об истории коллектива, о которой все любители русского рока и рокабилли и так знают, "Звуки" попросили Евгения Хавтана вспомнить самые яркие, знаковые моменты и события, происходившие с ним и его командой за эту четверть века. Мы сидим, разложив перед собой стопку дисков с записями группы, и Хавтан усмехается: те эпизоды, которые давно вошли в состав всех рок-энциклопедий, сейчас проходят перед его внутренним взором.

Альбом:
Первая запись "Браво", кассета 1983 года, она была без названия, и на ней было всего шесть песен. Мы потом эти песни перезаписали для винилового диска "Мелодии", а часть - для финской компании Polarvox, где у нас вышел в 86 году альбом. Все песни с этой кассеты стали популярными - там были "Кошки", "Медицинский Институт", "Желтые ботинки", "Верю я", "Звездный каталог", "Як". Альбом был всего на тридцать минут, а поскольку этого времени звучания было слишком мало, то люди, которые занимались его распространением, добивали такие коротенькие кассетки итальянской эстрадой, Аллой Пугачевой и вообще всем, что было под рукой популярного. Так что в таком виде эта кассета и разошлась по стране. Она записывалась в следующем составе: Евгений Хавтан, Ивонна Андерс, Павел Кузин, Александр Степаненко и бас-гитарист Андрей Конусов.

Песня:
"Медицинский институт". Жанна Агузарова на нашей с ней первой встрече представилась Ивонной Андерс - студенткой этого института, и даже ухитрилась показывать нам какие-то тетрадки с конспектами лекций - где она их взяла, я даже не знаю. Композиция "Медицинский иститут" была записана на той же пресловутой кассете 83 года, на нашей базе - в ДК "Мосэнерготехпром", где мы репетировали и где наш барабанщик был ответственен за оборудование. Текст принесла Жанна: у нее всегда был хороший вкус на поэзию, у нас были на этой первой кассете песни на стихи Тарковского и Саши Черного, что, в общем, довольно сложно упаковать в рок-музыку. А у меня была набросана музыка, и мы буквально через несколько репетиций эту песню сделали.
После третьего или четвертого концерта нас всех арестовали: это был 83 год, идеологическое время, железный занавес. Поэтому у властей к нам было масса претензий: играют иностранную музыку, поют про желтые ботинки, машину "Чайка", про то, что кошкам плевать на разные бумажки, что мы концерты даем нелегально. И в итоге из нас решили сделать такой показательный процесс, чтобы всем неповадно было. Жанной - она единственная из группы, кто не явилась на следующий день по повестке - заинтересовались вдвойне, и уже в кабинете следователя я узнал, что на самом деле она никакая не Ивонна Андерс, а Жанна Агузарова, и в медицинском институте она не учится. Так раскрылся этот смешной подлог.

Год:
Самый первый, 83 год, был хороший. И еще был год, который мне запомнился - 86-ой. Мы поехали на гастроли по стране в составе московской областной филармонии, нас пригласили работать как профессиональных музыкантов. Тогда было потепление, и слово "рок" было разрешено. Мы попали в состав рок-программы, вышли сразу из подполья на стадионы, грандиозные площадки. Это был 86 год, первая рок-программа в нашей стране, мы ездили еще с несколькими ансамблями, давали порядка 30 концертов в месяц, получали какие-то мизерные деньги, но были счастливы. Московский андеграунд для меня тогда умер: появилась московская рок-лаборатория, в 85 году, и мы как только туда пришли, сразу поняли, что все это фикция - такой же контроль.

Концерт:
Я хорошо помню концерты юбилейные: например, наше десятилетие. Жанна тогда уже жила в Америке, и мы решили попробовать, чтобы не сразу ее в Россию везти, сделать концерт в Израиле. Было шикарно, порядка 5000 зрителей в ангаре на окраине Иерусалима, ночь. Потом было 15-летие. К этому моменту Жанна нас, правда, покинула после трех концертов, но все равно запомнилось. Потом было важное для меня двадцатилетие: я смог записать пластинку "Звездный каталог" - там были Земфира, Илья Лагутенко, Би-2 и еще многие другие музыканты. И для меня было это очень существенно: наши песни перепели те, кто мне был интересен на тот момент времени из относительно новых артистов.

Встреча:
Их было несколько. В 88 году мы встретились с Майком Столлером (Mike Stoller) - человеком, который написал почти все золотые хиты Элвису - он приехал сюда в составе делегации, которая планировала записать такую кооперационную пластинку, где бы американские музыканты исполняли русскую музыку, и наоборот. Элис Купер (Alice Cooper), кажется, спел песню Игоря Николаева. Я в этом проекте представлял молодое крыло композиторов и в итоге мне достался Майкл Столлер для сотрудничества - я его нашел в последний момент, в гостинице "Россия". Пришел с гитарой к нему под мышкой, но он потерял ключи от номера, и не мог туда попасть. Он попросил меня сходить вниз и купить журналы и газеты, расстелил эту прессу в коридоре, сел на пол под дверью номера, и мы сидели, а я ему пел свои песни. Потом был Стинг (Sting) - он приезжал на прием в английском посольстве, и у нас был такой милый пятнадцатиминутный ни к чему не обязывающий разговор. Еще мы встречались с Ником Роудсом (Nick Rhodes) - клавишником Duran Duran. Мы ездили на фестиваль - и там мы выступали перед Duran Duran, нас с ними познакомили, Ник Роудс оставил мне свой адрес в Лондоне, оказался милейшим человеком. Я тогда понял, чем отличаются настоящие звезды: у них больше креветки. Потом был Деймон Албарн (Daemon Albarn) из Blur, который приезжал сюда на концерт. Ну и, разумеется, Чак Берри (Chuck Berry): с ним мы встретились, когда давали концерты в Хельсинки - и Чак Берри подарил мне свою книжку. А когда он приехал в Москву, я уже пошел на его концерт с гитарой, чтобы он мне ее подписал. Но он заупрямился, и подписывать отказался. Я решил сделать второй заход - уже с этой книгой, которую он мне подписал в Финляндии, и мы с ним довольно долго поговорили.

Запись альбома:
Первого. Поэтому это была самая смешная и памятная работа. Мы писали его на базе Мосэнерготехпрома, времени на запись было мало, магнитофон у нас был всего три часа, потому что на него была очередь, у нас был орган "Юность", который очень хорошо звучал, и мы, недолго думая, как смогли, так и записались. Звукорежиссер делал запись первый раз - но по этой записи нас, собственно, и узнали. Там, на самом деле, все есть: и драйв, и энергия, и звучание хорошее. И вторая запись, которая мне запомнилась - сведение в Лондоне на Townhouse Studios альбома "Звездный каталог". Мы работаем с инженером, который еще Beatles видел. У нас было три дня на сведение, и в один из дней мы в буфете случайно встретили Coldplay, которые писали там же свой очередной альбом.

Текст:
Я текстов не пишу, писал только немного на альбоме "Хиты про любовь", и этот альбом стал самым провальным в истории группы - но я думаю, что не только из-за моих текстов (смеется). А вообще мне нравится "Старый отель". Дима Спирин из Тараканов хороший текст написал - "36.6", а сейчас моя самая любимая песня - "Париж", которую нам написал Анджей фон Брауш из группы Оберманекен.

Гитарная партия:
Я соло играю очень мало, как Джонни Марр из The Smiths, и не люблю, когда гитарист "пилит". Любимую партию всегда выделить трудно.

Влияние:
Три кита, на которых держалась "Браво" - Madness, Stray Cats, The Police. У нас было ска в программе, и мы первые свои концерты открывали песней "One Step Beyond". Это было очень модно, и это понимали только настоящие эстеты. Еще очень повлияла британская музыка 60-х годов, моды и Валерий Ободзинский. Я бы не сказал, что у нас много скрытых цитат - есть влияния. То есть мы очень много слушали музыку, пропускали ее через себя, а потом делали что-то свое.

09.11.2008, Виктория БАЗОЕВА (ЗВУКИ РУ)

БРАВО - свежие публикации:

  • Анонс - Я то, что надо, 20.12.2021
    Браво сыграет рождественский камерный концерт в центре Москвы »»
  • События - Два дебюта, 11.12.2020
    Два дебютных альбома Браво переизданы спустя 36 лет. Релиз представляет лидер группы Евгений Хавтан »»
  • Анонс - Браво, 2020!, 20.12.2019
    Главные московские стиляги выступят в столице прямо в новогоднюю ночь »»
Сайт: www.bravogroup.ru

БРАВО

The story of Bravo began in 1983 when Yevgenii Khavtan, then a first year student of the Moscow Institute of Railroad Transportation Engineering, arrived for an audition to the musicians of the group...

Подробности из жизни:

The story of Bravo began in 1983 when Yevgenii Khavtan, then a first year student of the Moscow Institute of Railroad Transportation Engineering, arrived for an audition to the musicians of the group Postscriptum, then led by Garik Sukachev. The musicians didn't really make any impression on Khavtan, and he didn't make any impression on them. The only person that interested Khavtan then was the drummer Pavel Kusin, who by that point already played "rather energetically and very masterfully." But the "union" still took place. Yevgenii tried to lead the group away from the style they had adopted: from one that combined art-rock and hard-rock to something that was, in his opinion, more progressive. Moreover, the new guitarist didn't like the bass player, and soon Sergei Britchenkov (author of the text for the song "I Believe") was replaced by bass-guitarist Karen Sarkisov, whom Khavtan had brought in himself. For a short time the new ensemble (Garik Sukachev, Yevgenii Khavtan,…

Далее... →