Известие о том, что в Москву приедут Groove Armada, среднестатистический и даже слегка продвинутый потребитель музыкальной продукции воспринимает с недоумением и прохладцей: ему, гордому обладателю сборника лаунж-ремиксов на ABBA, это название может ничего не сказать. Лицо его, конечно, изменится, когда он наконец поймет, что это те самые люди, которые сочинили "Superstylin'", "But I Feel Good" и вечнозеленый гимн всех офисных бездельниц - "My Friend", и ко второму московскому концерту GA он уже будет твердо знать матчасть.
Матчасть несложна.
Groove Armada - это коллектив с непереводимым ни на один язык названием, без
которого невозможно представить себе английскую танцевальную сцену 90-х: они
были хедлайнерами всех возможных британских фестивалей, участниками самых
модных сборников, резидентами самых модных клубов от Ибицы до Нью-Йорка, и
переиграли на всех возможных площадках по всему миру. Помимо этого, GA - в
первую очередь дуэт: мультиинструменталист Энди Кейто (Andy Cato) и
ди-джей Том Финдли (Tom Findlay) - и более гармоничный дуэт трудно
представить.
Энди был умницей: он был увлечен музыкой, занимался на нескольких инструментах, в том числе на трубе, и всерьез собирался продолжить музыкальное образование. Родители 17-летнего Энди убедили его проявить благоразумие, в результате чего двухметровый ботаник нашел компромисс: стал ди-джеить понемногу, и даже преуспел в этом. Том же, в свою очередь, в Кембридже тоже слыл не от мира сего, и его ди-джейские сеты основывались на редких записях, которые он увлеченно откапывал в магазинах винила. По одной из легенд, эти двое познакомились в Кембридже, по другой - в одном из клубов Лондона, по третьей - их познакомила девушка Тома. Сами они эти легенды с удовольствием культивируют, сходясь на одном: это был 1995 год, и они быстро и легко нашли общий язык - оба увлекались диско, джазом и фанком.
Название было позаимствовано из клубной жизни Ньюкасла 70-х, и изначально оно звучало более чем китчево: Captain Sensual At The Helm Of The Groove Armada. 1997 году первый сингл "At the River" был выпущен скромным тиражом на одном из клубных лондонских лэйблов. Если быть совсем внимательными к деталям, то на этом треке использован сэмпл Патти Пэйдж "Old Cape Cod".
Том Финдли о том, откуда берутся сэмплы: "Да, нам немало приходится покопаться в записях, чтобы найти цепляющий сэмпл, но, если ты аудиофил, если ты любишь музыку, то так или иначе будешь ей окружен. Мой iPod всегда работает в режиме shuffle, так что я каждый раз удивляюсь тому, какая у меня играет музыка. Кстати, у меня всегда под рукой бумага и ручка - нет, не то, чтобы я специально сидел и занимался ловлей сэмплов. Нужно, чтобы слух был открыт для того, что зацепит его, и, даже на нашем новом альбоме, где сэмплов практически немного в самом материале, есть много моментов, где идея начиналась с пойманного таким образом сэмпла.
Конечно, есть места, куда я отправляюсь за пластинками: один из владельцев потрясающих коллекций живет на Ибице, так что, когда бы я ни приехал, я обязательно возвращаюсь с парочкой мелодий. Подходящие места для покупки записей - Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Нью-Йорк, так что, когда я работаю в Штатах, я обязательно возвращаюсь с полной сумкой пластинок, потому что очень многие любимые мной темы созданы там. Я помню, как я отчаянно искал трек "Playing Your Game Baby" Барри Уайта, и нигде в Англии не мог его найти - стоит ли говорить о том, что я прилетел в Штаты и обнаружил копий 30 на виниле? Я думаю, что CD изменили все отношение к музыке. В любой момент можно получить доступ к любой музыке, какой захочешь. Есть что-то неправильное в том, что, как нечего делать, можно найти любой трек онлайн. Раньше для того, чтобы достать что-то ценное, нужно было целыми днями перебирать пластинки в магазинах".
Возвращаясь к середине девяностых: как только первые 500 экземпляров разлетелись по понимающим слушателям, лэйбл завалили заказами, и впоследствии "At the River" был переиздан как сингл и вошел в двадцатку в Соединенном Королевстве. А Том и Энди вдохновенно экспериментировали, создавая фирменный стиль, который не раз и не два принес им негласный титул королей британского чиллаута. Справедливости ради, никто на островах до сих пор не владеет в столь равной мере живыми и электронными инструментами, никто так не увлекается диско-культурой, и никто не создает треков с такой узнаваемой иронией.
Кстати, они сами всегда открещивались от жанра chillout. Энди: "Я считаю, что этот жанр утратил душу - недостаточно просто взять клавишные звуки и положить их на какой-нибудь трек, а потом добавить шум воды. Так невозможно получить мелодию, только звуковые обои". Душевные усилия, прикладываемые GA к производству музыки, были оценены по достоинству - их следующий альбом "Vertigo" стал золотым. Где-то в этот период они знакомятся с Норманом Куком, который не единожды и не без удовольствия ремикшировал треки GA.
В 2001 году вышел альбом "Goodbye Country: Hello Nightclub", которым дуэт попытался отбиться от ярлыка чиллаут-проекта. В материале не без удовольствия были намешаны рок, психоделика и даб, а трек "Superstylin'" был номинирован на Грэмми. Эта тенденция была поддержана вышедшим практически год спустя альбомом "Lovebox", который балансировал на очень противоречивых жанрах: с одной стороны, фанк и даб в гипнотической "Purple Haze", с другой - хаус, с третьей - неприкрытое рок-рубилово в треке "Madder".
На этом Том и Энди решили временно приостановить выпуск пластинок, и наслаждаться живыми выступлениями, сетами в лучших клубах планеты, а также в удовольствие делать ремиксы для самых известных поп-артистов, в том числе Мадонны, Софи Эллис Бекстор, Ройзин Мерфи и прочих. Между делом, они сделали ремикс на знаменитую заглавную тему сериала "Секс в большом городе", а их музыку очень любит Джереми Кларксон, ведущий передачи "Top Gear": треки GA не раз и не два звучали в шоу.
За почти пять лет GROOVE ARMADA выпустили несколько сборников ремиксов себя, любимых, сборник лучших вещей, несколько компиляций - в общем, достаточно для того, чтобы незаинтересованная публика успела о них забыть насовсем. Для тех, кто остался и верил, в 2007 году был выпущен альбом "Soundboy Rock".
Продолжение следует.
Tuborg Greenfrest
19 июня - Санкт-Петербург, стадион "Телебашня"
20 июня - Москва, СК Лужники, открытая площадка
Информацию о продаже билетов можно посмотреть вот здесь.
Дата образования:
1 января 1996
1964 – Битлы "завосковели". Великолепная четверка стала первой поп-группой, чьи восковые копии появились в лондонском музее мадам Тюссо. Впоследствии битлы сфотографировались с собственными двойниками на обложке альбома "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band" (1967) »»
1987 – В семье итальянцев Джозефа и Синтии Джерманотта родилась будущая королева эпатажа, любительница латексных костюмов, высоких каблуков и дикой хореографии - Lady Gaga »»
1996 – Тугодум Фил Коллинз решился начать сольную карьеру и вышел из состава Genesis. Фил пытался выйти из состава группы еще в начале 90-х, но задержался, чтобы записать альбом "We Can’t Dance" (1991) поучаствовать в прощальном турне (1993) »»
Михаил Леонидович АНЧАРОВ (1923)
Robert ASHLEY (1930)
Johnny BURNETTE (1934)
Barry MILES (1947)
John EVANS (1948)
Reba MCENTIRE (1954)
Dave KEUNING (1976)