GROOVE ARMADA  Ди-джеи и грув

Продолжаем рассказывать о героях грядущего Tuborg Greenfest. На этот раз представляем двух британских ди-джеев, схоронившихся за вывеской с непереводимым названием Groove Armada - авторов, возможно, главных танцевальных хитов 90-х: "Superstylin'", "But I Feel Good" и гимна всех офисных бездельниц - "My Friend".

Известие о том, что в Москву приедут Groove Armada, среднестатистический и даже слегка продвинутый потребитель музыкальной продукции воспринимает с недоумением и прохладцей: ему, гордому обладателю сборника лаунж-ремиксов на ABBA, это название может ничего не сказать. Лицо его, конечно, изменится, когда он наконец поймет, что это те самые люди, которые сочинили "Superstylin'", "But I Feel Good" и вечнозеленый гимн всех офисных бездельниц - "My Friend", и ко второму московскому концерту GA он уже будет твердо знать матчасть.

Матчасть несложна.
Groove Armada - это коллектив с непереводимым ни на один язык названием, без которого невозможно представить себе английскую танцевальную сцену 90-х: они были хедлайнерами всех возможных британских фестивалей, участниками самых модных сборников, резидентами самых модных клубов от Ибицы до Нью-Йорка, и переиграли на всех возможных площадках по всему миру. Помимо этого, GA - в первую очередь дуэт: мультиинструменталист Энди Кейто (Andy Cato) и ди-джей Том Финдли (Tom Findlay) - и более гармоничный дуэт трудно представить.

Энди был умницей: он был увлечен музыкой, занимался на нескольких инструментах, в том числе на трубе, и всерьез собирался продолжить музыкальное образование. Родители 17-летнего Энди убедили его проявить благоразумие, в результате чего двухметровый ботаник нашел компромисс: стал ди-джеить понемногу, и даже преуспел в этом. Том же, в свою очередь, в Кембридже тоже слыл не от мира сего, и его ди-джейские сеты основывались на редких записях, которые он увлеченно откапывал в магазинах винила. По одной из легенд, эти двое познакомились в Кембридже, по другой - в одном из клубов Лондона, по третьей - их познакомила девушка Тома. Сами они эти легенды с удовольствием культивируют, сходясь на одном: это был 1995 год, и они быстро и легко нашли общий язык - оба увлекались диско, джазом и фанком.

Название было позаимствовано из клубной жизни Ньюкасла 70-х, и изначально оно звучало более чем китчево: Captain Sensual At The Helm Of The Groove Armada. 1997 году первый сингл "At the River" был выпущен скромным тиражом на одном из клубных лондонских лэйблов. Если быть совсем внимательными к деталям, то на этом треке использован сэмпл Патти Пэйдж "Old Cape Cod".

Том Финдли о том, откуда берутся сэмплы: "Да, нам немало приходится покопаться в записях, чтобы найти цепляющий сэмпл, но, если ты аудиофил, если ты любишь музыку, то так или иначе будешь ей окружен. Мой iPod всегда работает в режиме shuffle, так что я каждый раз удивляюсь тому, какая у меня играет музыка. Кстати, у меня всегда под рукой бумага и ручка - нет, не то, чтобы я специально сидел и занимался ловлей сэмплов. Нужно, чтобы слух был открыт для того, что зацепит его, и, даже на нашем новом альбоме, где сэмплов практически немного в самом материале, есть много моментов, где идея начиналась с пойманного таким образом сэмпла.

Конечно, есть места, куда я отправляюсь за пластинками: один из владельцев потрясающих коллекций живет на Ибице, так что, когда бы я ни приехал, я обязательно возвращаюсь с парочкой мелодий. Подходящие места для покупки записей - Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Нью-Йорк, так что, когда я работаю в Штатах, я обязательно возвращаюсь с полной сумкой пластинок, потому что очень многие любимые мной темы созданы там. Я помню, как я отчаянно искал трек "Playing Your Game Baby" Барри Уайта, и нигде в Англии не мог его найти - стоит ли говорить о том, что я прилетел в Штаты и обнаружил копий 30 на виниле? Я думаю, что CD изменили все отношение к музыке. В любой момент можно получить доступ к любой музыке, какой захочешь. Есть что-то неправильное в том, что, как нечего делать, можно найти любой трек онлайн. Раньше для того, чтобы достать что-то ценное, нужно было целыми днями перебирать пластинки в магазинах".

Возвращаясь к середине девяностых: как только первые 500 экземпляров разлетелись по понимающим слушателям, лэйбл завалили заказами, и впоследствии "At the River" был переиздан как сингл и вошел в двадцатку в Соединенном Королевстве. А Том и Энди вдохновенно экспериментировали, создавая фирменный стиль, который не раз и не два принес им негласный титул королей британского чиллаута. Справедливости ради, никто на островах до сих пор не владеет в столь равной мере живыми и электронными инструментами, никто так не увлекается диско-культурой, и никто не создает треков с такой узнаваемой иронией.

Кстати, они сами всегда открещивались от жанра chillout. Энди: "Я считаю, что этот жанр утратил душу - недостаточно просто взять клавишные звуки и положить их на какой-нибудь трек, а потом добавить шум воды. Так невозможно получить мелодию, только звуковые обои". Душевные усилия, прикладываемые GA к производству музыки, были оценены по достоинству - их следующий альбом "Vertigo" стал золотым. Где-то в этот период они знакомятся с Норманом Куком, который не единожды и не без удовольствия ремикшировал треки GA.

В 2001 году вышел альбом "Goodbye Country: Hello Nightclub", которым дуэт попытался отбиться от ярлыка чиллаут-проекта. В материале не без удовольствия были намешаны рок, психоделика и даб, а трек "Superstylin'" был номинирован на Грэмми. Эта тенденция была поддержана вышедшим практически год спустя альбомом "Lovebox", который балансировал на очень противоречивых жанрах: с одной стороны, фанк и даб в гипнотической "Purple Haze", с другой - хаус, с третьей - неприкрытое рок-рубилово в треке "Madder".

На этом Том и Энди решили временно приостановить выпуск пластинок, и наслаждаться живыми выступлениями, сетами в лучших клубах планеты, а также в удовольствие делать ремиксы для самых известных поп-артистов, в том числе Мадонны, Софи Эллис Бекстор, Ройзин Мерфи и прочих. Между делом, они сделали ремикс на знаменитую заглавную тему сериала "Секс в большом городе", а их музыку очень любит Джереми Кларксон, ведущий передачи "Top Gear": треки GA не раз и не два звучали в шоу.

За почти пять лет GROOVE ARMADA выпустили несколько сборников ремиксов себя, любимых, сборник лучших вещей, несколько компиляций - в общем, достаточно для того, чтобы незаинтересованная публика успела о них забыть насовсем. Для тех, кто остался и верил, в 2007 году был выпущен альбом "Soundboy Rock".

Продолжение следует.

Tuborg Greenfrest
19 июня - Санкт-Петербург, стадион "Телебашня"
20 июня - Москва, СК Лужники, открытая площадка

Информацию о продаже билетов можно посмотреть вот здесь.

19.05.2008, Светлана БЕЛЯЕВА (ЗВУКИ РУ)

GROOVE ARMADA - свежие публикации:

Сайт: www.groove-armada.com

GROOVE ARMADA

Дата образования:

1 января 1996