SPARKS  Искрит indiscreet: день первый

Именно вызывающая несерьезность во все времена была движущей силой Sparks. Им все можно. Похоже, настоящая творческая свобода выглядит именно так.

Звезды глэма 70-х - нередкие гости в стенах "Апельсина". Правда, по большей части это старичье с выработанным ресурсом, способное лишь на худо-бедно близкое к оригиналу воспроизведение старых хитов. Но в этот раз все было по-другому. За почти уже сорок лет своей истории команда Sparks успешно ассимилировала в своих эксцентричных музыкальных опытах глэм, диско, новую волну и даже техно с рейвом. Заметим, в каждом из этих стилей, в каждую из эпох группа отметилась хитовыми номерами - модными по звучанию в год выхода и актуальными по сей день.

Сейчас основатели группы братья Рональд и Рассел Мэл творят в свое удовольствие, выдавая на гора альбом за альбомом развеселого абсурдного симфо-рока, где прилипчивые попсовые мотивчики устраивают чехарду, достойную самого крутого авангарда. Если и есть у Sparks какие-то аналоги в мировом роке, то это, очевидно, Roxy Music, Queen и Дэвид Боуи.

Такая крутая группа - и в маленьком клубе? - спросите вы. Да, отвечу я. Более того, музыка Sparks, как показали время и практика, особенно хорошо воспринимается именно в небольших, но уютных концертных залах с хорошей акустикой и качественной аппаратурой. Трудно себе представить стадион, хлопающий в такт камерным по определению, мюзик-холльно-водевильным номерам группы.

Да и потом, в самой идее собрать в одном месте побольше народа и по-быстрому врезать им по ушам есть что-то недружелюбное к публике. Где, где те времена, когда зарубежные гастролеры приезжали к нам на несколько вечеров? Для Sparks это, между прочим, не вопрос - вот уже второй раз они прибыли в Москву сразу на пару концертов. Причем второй, как правило, оказывается решительно непохож на первый.

Как и в прошлом году, первым на сцене появился Рон Мэл - правда, на сей раз под песенку гномов из мультика про Белоснежку и в синтетическом плащике, который тут же полетел в толпу. Потом подтянулся его братец Рассел в шарфике а-ля Остап Бендер и остальные музыканты. Состав группы опять немного изменился: гитарист Джош, обладатель уникального полуакустического "Телекастера", брит-поповой внешности и пластики эмо-панка под высоким напряжением, остался единственным в Sparks истязателем шести струн. А место Темми Гловер за ударными занял некто Стив, тезка басиста.

В репертуаре у Sparks - масса отличных песен. И все равно выбор их для каждой отдельно взятой концертной программы вызывает изумление, граничащее с чистым восторгом. Так и сейчас: концерт открыла "Achoo". Ну скажите на милость, что это за начало рок-концерта - песенка про "апчхи"? Несерьезно как-то, не круто и не по-рокерски. Но именно вызывающая несерьезность во все времена была движущей силой Sparks. Им все можно. Похоже, настоящая творческая свобода выглядит именно так.

На едином дыхании пролетели "Something For The Girl With Everything" и "Here In Heaven" - и продолжились чудеса. Концерт Sparks - неплохой повод вспомнить песни, которым давным-давно перестал придавать значение. Вот, например, вещица "Tryouts for the Human Race". Вроде бы абсолютно нехитовая, так - забавный артефакт диско-стиля школы Джорджио Мородера. Однако же как сурово она звучит на концерте с грязными гитарами а-ля брит-поп и живым басом! И, кстати, в этот раз хит того же периода "The Number One Song in Heaven" исполнялся именно в аранжировке Мородера.

После бронебойной баллады "Never Turn Your Back On Mother Earth" группа преподнесла нам еще один сюрприз, сыграв "Pineapple". Отличный водевильный номер с красивыми распевками на три голоса (здесь Расселу помогали гитарист и басист), ритмичный, хотя и с третьестепенной ролью ударных. Не самая очевидная для концертного исполнения песня, поэтому услышать ее было вдвойне приятно.

Из последнего на сегодняшний момент альбома "Hello Young Lovers" (2006) команда исполнила "оперу абсурда" "Dick Around", мрачновато-задумчивый "Perfume" и искрометную, как в старые добрые времена, "Waterproof". Если даже в ее финальном хоровом подъеме рефрена сперва на одну, а потом и на две октавы не обошлось без каких-то вокальных "примочек" (трех голосов тут явно маловато), все равно - высший класс.

Пик концерта - разумеется, "When Do I Get To Sing "My Way"", один из самых крупных хитов Sparks новейшего времени. Прекрасный танцевальный боевик, переживший расцвет техно-культуры, с неожиданно как для подобного жанра, так и для самих вечно насмешливых Sparks, серьезной лирикой:

Нет, нет толку их поучать или им угрожать,
Если спросят: "Кто таков?"
Но им не нужен ответ, и ты видишь: сюжет Предсказуем и не нов.
Ты все равно убежден: ты готов...

Нет! зачем их чем-то грузить, иль кому-то звонить -
Ты совсем не нужен им.
А с неба дождь льет стеной... Любоваться собой
Трудно, если ты один.
Ну-ка, в очередь, сукин ты сын!

Не забыли мужички и про славные времена "Kimono My House", исполнив до краев полную издевательской псевдо-романтики и сюр-драматизма "This Town Ain't Be Enough For The Both Of Us", а также "Amateur Hour". Все-таки насколько песни у Sparks вневременные! При неизменной с 1974 года аранжировке гитарист может носиться по сцене как угорелый, падать на колени и терзать струны в нью-металлическом угаре. И все будет выглядеть, звучать и восприниматься совершенно естественным образом.

На бис команда вышла для хорового исполнения "Suburban Homeboy". После чего, Рон и Рассел по традиции отпустили со сцены всех музыкантов, дабы вдвоем спеть "Change". Однако это был еще не конец - братья неожиданно заиграли "Dick Around" по новой. Вновь колбасилась публика в партере, вновь подхватывала рефрен "why the hell?" - только заводили толпу на сей раз лишь электропиано и голос. Интересно, что в этот момент Джош и оба Стива стояли в зале среди публики. Гитарист с басистом пили пиво, барабанщик грыз яблоко.

Если вы не были там - поверьте мне на слово: заряда бодрости после такого концерта вполне достаточно для того, чтобы выйти в открытый космос без скафандра. И, разумеется, остаться живым и веселым.

05.06.2007, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

SPARKS - свежие публикации:

SPARKS

Что хорошо в поп музыке - простота и жизнерадостность. Что хорошо в роке - энергия и насыщенность звука. Sparks добавили к этому изысканность, характерную скорее для классических мюзиклов, и иронию.

Подробности из жизни:

'Усы Рона Мэла важнее для поп-музыки, чем гитарные соло Джона
Леннона' ('Melody Maker')
'Сам дурак' (Джон Леннон)

Лица телеведущих европейских музканалов выглядят
удивленными: "А следующая
песня... Да, та самая, что так стремительно взяла приступом наш хит - парад...
Короче, группа называется Sparks, и как мне подсказали редакторы, этой группе
уже лет двадцать. Или больше. А у нее танцевальный хит. Можете себе
представить? Вот и я с трудом. Тем не менее - Sparks!"
Так осенью 1994 года мир поп-музыки вздрогнул от возвращения братьев Мэл
(Mael). Вздрогнул - что нехарактерно. Обычно от братьев Мэл людям
становится весело и
хорошо. Хочется танцевать энергичные танцы, делать жизнерадостные глупости, а
потом пойти в музыкальный магазин и попытаться найти тот альбом Sparks,
которого еще нет в коллекции.
В мире поп-музыки принято один раз поставить на лбу артиста несмываемый
классификационный знак жанра и засунуть беднягу на…

Далее... →