Впервые в истории моих поездок на архангельский фестиваль "Беломор-Буги" на входе в зал меня попросили пройти через металлоискатель и показать содержимое сумки. И впервые в истории моих посещений российских фестивалей вообще у меня это не вызвало ни малейшего внутреннего протеста. Во-первых, потому что просящие исполняли свой долг тщательно, но очень корректно, а во-вторых - и в главных, - потому что надоел, ей-богу, вечный срач, коим отмечены практически все места, где эти самые фестивали проводятся. Переезд "Беломора" из бесконечных ДК в развлекательный центр "М-33" хоть и вызвал бухтеж "истинных неформалов", называвших это место "попсовым" и мажорским", но сильно порадовал тех, кто на фестивали ходит слушать музыку, а не напиваться до зеленых чертей, бить друг другу морды, и потом с чувством исполненного долга блевать в туалетах. И вот музыку слушать в "М-33" было удобно и приятно: хороший звук и свет, вместительный танцпол для любителей подвигаться, удобные стулья/диваны/столики для тех, кто предпочитает танцам комфорт, несколько баров не только с пивом, но и с чаем, кофе и всяческой едой, и - о блаженство! - чистота. Никаких невменяемых тусовщиков в гримерке, никаких драк, разбитых голов и бутылок, никаких заплеванных и усеянных окурками полов... Если так будет в следующем и т.д. годах, то "Беломор-Буги" станет не только одним из самых толково организованных, но и самым чистым и безопасным региональным рок-фестивалем. Что меня лично только порадует. А те, кто считает, что невозможно на трезвую голову получать удовольствие от рок-музыки, пусть посещают все прочие фестивали, - особенно столичные open air'ы, где вечная грязь и кучи мусора по колено. И всем нам будет счастье: каждому - по потребностям.
Что касается собственно музыкального наполнения нынешнего, 13-го по счету "Беломора", то оно, как обычно, было весьма пестрым. Александр Мезенцев, бессменный организатор фестиваля, традиционно выдержал баланс между "старичками" и новичками, иногородними и местными группами, мейнстримом и экстримом. И если мне не довелось в этот раз сделать каких-то удивительных открытий, то это о качестве фестиваля ничего плохого не говорит. А вот архангельская публика была в восторге от большей части приезжих коллективов и с удовлетворением выслушала вступления любимых земляков; музыканты перезнакомились и частично передружились, приобрели новых поклонников и наладили нужные контакты. Так что "Беломор" - это не только развлечение, но и очевидная польза.
Ну а теперь - как обычно, понемногу о каждом из выступавших.
В первый день - это была суббота, 18 ноября - фестиваль открыла архангельская группа Форт Нокс с новой программой "Андрогины Туманного Альбиона": название вполне характерное с учетом застарелой любви лидера группы Андрея Богданова к английскому глэм-року 70-х. Далее на сцену вышли северодвинцы с замысловатым названием Slaves of Mechanical Boxes, англоязычными текстами и явным уклоном в образцовый грандж в звучании. Еще более утрированное представление о том, что есть "молодежная музыка", продемонстрировала группа Табу из Нарьян-Мара: слова про птиц и зарю перемежались матерной руганью, а субтильный юноша-вокалист в очках а ля Бадди Холли старательно делал вид, что он самый настоящий страшный панк. Забавно, но не ново. После них трио из Новодвинска Solar Limit показалось а) особенно взрослым и б) особенно техничным. Играли инструментальную музыку, довольно красивую и сложную. Понимания у зала, соответственно, почти не нашли.
Зато, конечно, большим успехом попользовались Трали-Вали из Ижевска, исполнявшие кондовый русский рок, то есть песни про жизнь трудную и любовь несчастную. Все - с большим пафосом и надрывом, периодически перемежавшимися разухабистым весельем. Один из моих коллег, послушав это дело минут 10, резюмировал: "Чиж за разумные деньги". Ну, а считать ли сие определение комплиментом, каждый может решить сам.
Кировская (или, если угодно, вятская) команда Джинсы Джилл сообщила о себе в пресс-релизе и со сцены, что их композиция "Монро" вошла в CD-сборник питерского брит-попа. Этим, в общем-то, можно и ограничиться в описании. Потому что это - диагноз, если кто не понял.
После них сцену заняла группа Рифф из Тольятти, целиком женская, - но, в отличие от московских Ранеток, с замахом не на "чудо-девочек", а на нормальную себе группу - с элементами гранджа, поп-рока, фолкового пения, закосами под Нину Хаген и посредственным кавером "Creep". В общем, все в кучу, но довольно симпатично. Радоваться мешала, разве что статичность всех девушек (кроме вокалистки Галии, которая честно прыгала, периодически нервно одергивая задиравшуюся майку) да сильный привкус самодеятельности во всем этом. Впрочем, мастерство - дело наживное, так что крест на Риффе пока ставить, думается, рано.
Гарикиши (Архангельск) первой же исполненной композицией продемонстрировали большую любовь к ранним Black Sabbath (в частности, к песне "Paranoid") и от сходства с таковыми не избавились до конца выступления. Зато бесспорно оригинальным можно назвать северодвинский коллектив Ягода Гало - даже с учетом того, что фолк-рок у нас обычно весь на одно кельтское лицо. Ягода тоже не избегает кельтских мотивов, но ухитряется органично перемешивать их со ска, реггеем, русскими народными мелодиями и прочими традиционными музыками. На выходе - ощущение какой-то удивительной незамутненности и чистоты, близости к природе и, как ни странно, к корням. Очень хорошее, то есть, чувство.
Завершила вечер тоже фолк-группа, но совершенно другого пошиба. Питерцы Тролль Гнет Ель - это, кто не знает, буйные нордические песни про троллей, викингов, богов и прочую сказочную братию, пивные гимны, джиги и рилы нон-стоп и прочие радости тела и духа. Не плясать под эту музыку совершенно невозможно; все и плясали, не отпуская Троллей со сцены, пока не наступило время очистить помещение. Не удивлюсь, если архангелогородцы будут вспоминать ТГЕ как лучшую группу фестиваля.
Воскресенье, 19 ноября, началось с выступления молоденькой архангельской команды 13 Сантиметров, спровоцировавшей казуистические размышления на тему: может ли человек писать песни, которые сам потом не может спеть. Выяснилось, что да, бывает и такое. Во всем остальном - довольно милые ребята, чем-то напомнившие Секрет.
Проследовавшие далее Игрушки (Северодвинск) играли, по самоопределению, "позитив-поп-панк". Характеристика вполне исчерпывающая.
Whiskey Bar (Вологда), в свою очередь, исполняли достаточно позитивную музыку - рок-н-ролл, ритм-энд-блюз, - но похожи были при этом не на The Doors (сообразно названию) и не на другие американские группы примерно того же типа (сообразно жанру), а почему-то на Инструкцию По Выживанию. Почему - убейте, не скажу, но сравнение приходило на ум неоднократно. Чем действительно порадовали, так это лихим кавером на башлачевский "Час прилива": слишком часто все забывают, что СашБаш написал немало смешных песен, и перепевают его трагически-надрывно, с обязательно скорбной мордой лица. А вот Whiskey Bar подошли к соответствующей вещи с соответствующим настроением, и результат достоин того, чтобы быть.
Лед 9 (Коряжма), попавшие на "Беломор-Буги" в последний момент, также в грязь лицом не ударили, отыграв свой экстремальный тяжеляк удивительно технично. Что уж говорить о ветеранах фестиваля - Blind Vandal и Трупном Яде: обе команды - подлинное украшение архангельской тяжелой сцены. Они очень разные, конечно, - виртуозный гитарный рок Вандалов и панк-трэш Трупного Яда объединяет меж собой разве что штормовая энергетика и горячая любовь публики. Обе группы - своего рода фишка "Беломора", его золотой запас. И обе нравятся вовсе не только тем, кто "любит погорячее". Потому что - мастера.
Мастером оказался и американский (а по происхождению вологодский) гость Женя Колыханов, он же Zee Rok, увешанный регалиями по самую маковку: это и участие в Red Elvises, и сочинение музыки к фильмам ("Шестиструнный самурай", "Сердцеедки" и др.) и ТВ-шоу, и еще полное дерево медведей. Выступал он дуэтом с барабанщиком Blind Vandal Александром Харевым, но звучало это как вполне полноинструментальная группа. И все бы хорошо, но не покидало чувство (усилившееся на after party в клубе "Колесо"), что этот "человек-оркестр" по сути являет собой одушевленный музыкальный автомат, которому абсолютно все равно, что играть - хоть Deep Purple, хоть Radiohead, лишь бы попросили. Или не попросили, а просто в голову встало. Универсальное умение играть всё, что угодно, неизбежно оборачивается отсутствием собственного лица. И вот это самое отсутствие доминирует во впечатлениях. У меня, во всяком случае. Вот ивановская группа Скан'n'Ворд, тоже, вроде бы, играющая вовсе не оригинальную музыку ска, почему-то запоминается гораздо сильнее. Да, они иногда вульгарны, у них часто совершенно кривые тексты, да, Spitfire делают то же самое лучше, - но есть во всем этом некая живость и яркость, так или иначе греющая организм. А это, в общем, одна из основных задач рок-н-ролла как явления.
Завершили фестиваль две "альтернативные" во всех смыслах группы - довольно неуклюжий новодвинский Бункер и признанные городские кумиры E-Sex-T. Последние также стали победителями в SMS-голосовании и заслужили титул лучшей группы фестиваля. Народ выбрал своих героев и самозабвенно рубился на их выступлении. Праздник удался. В 21:00 в той или иной степени удовлетворенные зрители и участники "Беломора" разошлись восвояси. А уж кто что запомнил, вынес и усвоил из происшедшего - дело индивидуальное. Следующей осенью, на следующем фестивале оценим результаты полученных уроков.
1944 – Родился Кит Эмерсон, британский клавишник и композитор, участник групп The Nice и Emerson, Lake and Palmer. Наряду с Джоном Лордом и Риком Уэйкманом Эмерсон признан одним из лучших клавишников в истории рок-музыки »»
Bruce WELCH (1941)
Keith EMERSON (1944)
Dave PEGG (1947)
k.d. LANG (1961)
Ирина БОГУШЕВСКАЯ (1965)
Kurt ELLING (1967)
PRODIGY (1974)