...Наконец, распалившееся было солнце смилостивилось над Роскильде - мелким
датским городишкой в тридцати пяти километрах от Копенгагена - и когда Роджер
Уотерс (Roger Waters). вышел на сцену, солнце покатилось за горизонт.
Еще чуток послушало "Wish You Were Here" - не обнаружило, впрочем,
ничего занимательного - и растворилось за кромкой фестиваля.
Двое юношей -
абсолютно обнаженные в вечерней прохладе - напротив, слушали Уотерса с
чрезвычайным вниманием; а на их гениталии не обращал внимания, кажется, никто
вокруг - в том числе четверо датских полицейских. Экранное лицо Уотерса
абсорбировало блюстителей закона, нудистов, всех. Только русские с непривычки
немного удивились.
:"Нет, вы правда русские? Правда-правда русские?" - субтильный белокурый
норвежец жестами демонстрирует нам с компаньонкой Тоней, как сильно он поражен.
"А это правда, я вычитал в одной статье, что в России запрещено продавать
парфюм, который содержит спирт?" Норвежец приглашает присоединиться к ночному
веселью в кэмпинге - мы со смехом отказываемся: устали, у Тони самолет утром.
Похоже, нам довелось побывать на лучшем музыкальном фестивале этого полугодия?
"Забудь про Coachella и Bonnaroo", - увещевает Rolling Stone в рецензии на
Roskilde Festival. "Cool, calm and cheerful" (классный, спокойный и
приветливый) - формулируют аксиому трех "си" третьего июля на официальном сайте фестиваля.
Более ста тысяч человек, ста семидесяти концертов; четыре дня и шесть сцен. Вот
как это было:
Глава первая, в которой автор встречается с Элвисом, Том Смит из Editors заламывает руки и гитару, Дженни Уилсон демонстрирует животик, Аксель Роуз не дает покоя Бобби Гиллеспи, а Sigur Ros оказываются эльфами.
29 июня, в первый день фестиваля, ворота в заповедный мир открыли ровно в пять вечера. Мы пришли чуть загодя - и праздно гуляли по западной окраине кемпинга, глазея на палатки. "Young, poor, angry" (молодой, бедный, злой) - сообщала одна. Люди тарами тащили "официального спонсора" фестиваля - бутылками глотали дешевое пиво - потом пренебрегали туалетами; и на четвертый день Джек Уайт (Jack White), выступая в составе The Raconteurs, сообщил, что "никогда не видел столько симпатичных людей в таком вонючем месте".
Когда ворота, наконец, распахнулись - мы попали в объятия Элвисов. Костюмированное приветствие в зачине праздника меня воодушевило: Элвисы жали руку, говорили "hi" и выпускали восвояси. Публика сразу сориентировалась в сторону сценической площадки под названием Odeon - там на 17-30 был заявлен квартет Editors. "Dark-disco" (как сами аттестуют свою музыку эти выходцы из Бирмингема) живьем звучит почти канонически: ни тебе бонусного соло, ни даже бонусного слова - Editors скрупулезно следуют в колее единственного альбома "The Back Room". Для начала, впрочем, хорошо - но после, дождавшись и переждав готичную "Blood", я заскучала; и только необычная ломаная пластика вокалиста Тома Смита (Tom Smith) развлекала глаз. Длинные руки Тома - словно у персонажа бёртоновского "Эдварда Руки-Ножницы" - координируют, кажется, сами себя, существуя беспокойно, невротично. Смит закрывает руками лицо, протыкая острыми локтями стену звука, тут же чешет за ухом, вдруг хватает гитару...
Когда и аттракцион с руками поднадоел - я направилась к соседней площадке Ballroom, где в 18-00 появились молдаване Zdob Si Zdub. Скандинавы, которые впервые видели Здубов-колдунов, под "Hardcore Moldavenesc" отплясывали - загляденье! Роман Ягупов, в привычной широкополой шляпе и этнической юбке поверх треников под обнаженным торсом, протоптал по сцене, вероятно, не один километр. "Next song is about wine" (Следующая песня - про вино), - проанонсировал Рома, и публика радостно загудела "да, мол, про вино, давай!", а я про себя сухо усмехнулась. Вот куда, оказывается, молдаване вино хотят экспортировать - а Здубы, стало быть, засланные пиар-казачки. Кроме шуток, Zdob Si Zdub отлично "разогрели" этнический Ballroom на четыре дня вперед - для кубинских, балканских, бразильских мелодий и ритмов. "На бис" парни отчебучили угарную кавер-версию "Видели ночь", прилежно упомянув в финале, что песню написал "русская рок-стар Виктор Цой".
Затем я вернулась в Odeon послушать полу-Бьорк / полу-Принца - новую шведскую звезду Дженни Уилсон (Jenny Wilson). Пару недель назад Дженни повесила на своем сайте объявление об отмене датской гастроли: сообщалось, что певица подхватила некий вирус и ныне "кашляет и кашляет, будто старая больная лошадь" - однако в 19-30 Дженни, в обрамлении трогательного бэнда (в котором на басу, кстати, играет сестричка Сара Уилсон), появилась на сцене: Признаков вируса обнаружено не было - зато были обнаружены признаки беременности: когда Дженни скинула красный атласный плащ и оказалась в белом атласном платье - стало очевидно, что там, за гитарой, скрывается волнующая тайна. К "моей детке" шведка апеллировала в течение концерта - мол, мягче, не то детка испугается. Деликатность лишила концерт драйва - впрочем, это компенсировало ощущение, будто мы причастились к чему-то интимному, заповедной зоне. Сейчас дебютный альбом Дженни Уилсон "Love & Youth" можно переслушивать с особым чувством.
Вслед за атласной шведкой, в 21-30, в Одеоне - а также впервые в Европе - как
есть предстала американская команда Clap Your Hands Say Yeah. Надо заметить,
что их self-titled/self-released дебют я считаю одной из лучших рок-пластинок
минувшего года - и по этому случаю забралась в самое пекло толпы в надежде, что
"так лучше слышно". Качественный звук в пекле и правда был обнаружен - в
исполнении фанатов, которые, не сговариваясь, пародировали фрагменты песен
CYHSY; демонстрируя, что петь "как Дэвид Бирн" умеет не только Алек Оунсворт
(Alec Ounsworth). Сам Алек терпимо лажал; фанаты норовили выбить нос или
сломать глаз вашей покорной - так что во время неоправданно растянутого
вступления к заглавной прокламации "Clap Your Hands!" я, дружелюбно наступая на
ноги хлопающей публике, попятилась восвояси. И вовремя: вскоре Алек объявил
"песню про терроризм" "Upon This Tidal Wave of Young Blood" - и толпа
как с
цепи сорвалась. Затем, не исполнив заветную "Over and Over Again", CYHSY
удалились за кулису - спровоцировав тем самым истошный "please one more"
(би-ис!) - вернулись, прилежно спели.
Перефразируя песню: и на Дэвида Боуи
Оунсворт не похож; и показать ему не то чтобы нечего - но не зажгли, нет, не
зажгли чуваки. Хотя отзывчивая публика, прилежно следуя императиву, и в ладоши
хлопала, как заведенная, и "yeah!" орала по требованию.
Guns N'Roses, хэдлайнеры первого дня, выступали на самой большой
сцене фестиваля - Orange. Специфика Оранжа заключается в том, что крайне трудно
миновать хэдлайнера - даже целенаправленно. Так, пробираясь с Одеона в другой
конец поля к площадке с названием Arena, где в 22-30 появились исландские эльфы
Sigur Ros, - мы, тем не менее, краем уха зацепили патетичное клавишное
соло на
Большой Сцене. Под аккомпанемент, навстречу нам, шла девица с транспарантом -
на "пенке" скотчем были прилеплены буквы: "Bite me, Axl!"
В прошлом году Роскильде объектом насмешек единогласно выбрал Оззи - в этом
досталось Акселю. Так, Руфус Уэнрайт на следующий день прилюдно раскритиковал
прическу лидера Ганзов: "Его волосы стали концлагерем для головы. Бедный Аксель
и бедные его волосы!" Через день Бобби Гиллеспи, стоя на месте Акселя, посвятил
замшелому кумиру что-то вроде "Nitty Gritty" - рок-н-ролльной песни с
последнего альбома Primal Scream.
Я же, как только добралась до Арены - и думать забыла про Guns N'Roses, ибо в
преддверии ночи Роскильде было явлено настоящее чудо. ...В Q вычитала, будто Йон
Тор Биргиссон (Jon Thor Birgisson) из Sigur Ros после выступления на апрельском
фестивале Coachella в Калифорнии остался крайне разочарованным. "После
такого я
ничего не ожидаю от фестивального сезона", - заявил Биргиссон.
Уверена, что RF реабилитировал фестивальную эстетику в глазах рафинированного
исландца. Публика - тысячи и тысячи людей, которых вторая по размерам площадка
Arena оказалась не в силах всех вместить - аплодировала так неистово, что
вынудила Sigur Ros с десяток раз выйти поклониться: сначала мини-оркестром,
затем - квартетом. Они кланялись - и сами аплодировали публике.
Концерт пост-роковых эльфов был похож на пышный спектакль. За прозрачным
занавесом Sigur Ros и исландский девичий струнный квартет The Amina String
Quartet из воздуха сотворяли мистической красоты музыку. В кульминации по сцене
неожиданно промаршировали костюмированные духовые - чтобы больше не появиться.
(мне - при взгляде на амуницию духовиков - некстати вспомнился хор полицейских
из Рейкъявика, который недавно с дружественным визитом посетил петербургских
милиционеров. Странная страна - Исландия) Биргиссон пел - и виртуозно водил
смычком по гитарным струнам. Согласно драматургии постановки, в финале нас
посетил кромешный катарсис...
...который ознаменовал фейерверк. Первый день фестиваля подошел к завершению.
Продолжение следует.
1979 – Родилась Пинк (настоящее имя Алиша Мур) »»
2009 – На концерте Black Eyed Peas был зарегистрирован и занесён в Книгу рекордов Гиннесса самый массовый флешмоб, организованный зрителями; в нём приняли участие около 21 000 человек »»
Patsy CLINE (1932)
Marion BROWN (1935)
Jose FELICIANO (1945)
David STEELE (1960)
Данила СМИРНОВ (1975)
Кирилл БЕЛЯЕВ (1976)
PINK (1979)
Alecia MOORE (1979)