Успели выспаться и прийти в себя, поэтому идём на фестиваль пораньше. Время с двенадцати до четырех дня - самое приятное на Сонаре. Народу немного, приходят только самые увлеченные, поэтому можно спокойно гулять между аренами, сидеть перед сценой и вообще наслаждаться жизнью, а музыка частенько интересней вечерней - много талантливых новичков, в основном испанцев.
Первая наша цель - испанская девушка Iris, которая играет в час дня в Escenario Hall. Айрис примечательна тем, что подписана на весьма уважаемый индитронический лейбл "Monika Enterprise", её треки выйдут на второй части сборника "Four Women No Cry". Ради такого стоит даже пропустить испанских же айдиэмщиков Az Rotator. В "холле" народу немного, но реагирует публика очень тепло и живо - аплодируют между песнями и вообще всячески стараются поддержать певицу.
Миловидная девушка в красном платье исполняет типично "мониковские" композиции - сдержанные, но милые, под аккомпанемент электроники из ноутбука. Напоминает не то поп-вариант Цудзико Норико (Айрис тоже ни на чем не играет, а только поёт), не то Барбару Моргенштерн.
Хочется побольше действия - мальчики с клавишами смотрелись бы органичней этого одинокого ноутбука, но музыка всё равно хороша. Дослушать бы выступление до конца, но труба зовёт - через полчаса убегаем на пресс-конференцию Найла Роджерса из Chic, главного хедлайнера этого фестиваля.
Бежим в пресс-центр, где получаем туманные инструкции: "пресс-конференция будет в Sala Mirador, это примерно там, где дневной Cонар". Оббегав весь квартал, возяращаемся на то же место: оказывается, Sala Mirador - на пятом этаже здания, в подвале которого находится Escenario Hall. Учитывая то, что там же находится RBMA Lounge, Sonar Cinema, L'Auditori, пластиночная ярмарка и прочие маленькие радости, здание выглядит каким-то безразмерным, дырой в другое измерение как у Асприна.
Пресс-конференция прекрасна. Роджерс и его Сhic - явно тема для отдельной истории. Надо же - 52 года человеку, а он продолжает источать энергию - музыку пишет, новых артистов продюсирует, ничего нему не приелось. Снимаю шляпу!
Возвращаемся в "деревню" к двум с небольшим чтобы послушать диджея Деррила. D.A.R.Y.L ("data analyzing robotic young lifeform") - молодой парень из Барселоны, новая звезда лейбла "Factor City", купленная здесь его свежая пластинка "Goxokis EP" уже покоится в моей сумке. Ожидаю услышать в его сете мягкое электро, но, придя в Village просто не верю своим ушам - испанец играет сет под лозунгом "лучшее в мелодичном IDM 1992-2006". Старый Aphex Twin Isan, Nathan Fake и даже Cylob! Вот чего никак не ожидал, Лишний раз воздаю хвалу любимому лейблу. Под такой ласкающий уши саундтрек остается только сесть на травку и греться на очень кстати вылезшем солнышке.
Наслушавшись любимых треков, отправляюсь в Sonar Dome, где начинается шоукейз австрийского лейбла "Mosz". Блок открывают Kapital Band 1 с барабанщиком из Radian. Два очень серьезных дядьки, что называется, "делают экспреиментальный саунд". Брандлмайер в джазовой манере колотит в ударные, а Буссман колдует над тон-генераторами какого-то совершенно немузыкального вида - его железки как минимум очень старые, а то и вовсе самодельные. Австрийцы играют электронный фри-джаз "для ума" - атональный, но нагруженный событиями. Очень интересно, но в больших количествах утомляет.
Тем временем в деревне происходят удивительные события - вместо неизвестных мне White Diet, на главной сцене дневного сонара появляются нигде не заявленные Scissor Sisters! У них были выступления где-то неподалеку и вот, видимо зарулили "на огонёк". "Сёстры" жгут по полной - на сцене тьма народу, глэмово разодетые певица и певец общаются с публикой - то требуют покричать и похлопать, то, посвящают следующую песню усатым парням: "усы снова входят в моду, ура!", то, глядя на кого-то из девушек, танцующих в первых рядах, выдают ободряющие заявления: "Look at this lady! She's gorgeous. She waaaaants you to look at her!". SS звучат гораздо более "рокешно", чем на пластинках, за счет чего приобретают драйва и танцевальности. Даже те треки, которые на альбоме звучали спокойно, живьем напоминают гибрид рока и диско. Играют хиты ('"Tits On The Radio", "Comfortably Numb", "Filthy And Gorgeous"), разбавляя их новым материалом. "Это - с нового альбома, - гордо кричит Ана, - он выходит в сентябре!"
Натанцевавшись под "сестер" отправляемся оперативно перекусить, благо до рынка La Boqueria идти 5 минут. Отправляемся уплетать хамон с сангрией в один из ближайших двориков, где встречаем удивительное зрелище - толпа детей дошкольного возраста веселится перед... гхм... передвижной саунд-системой - адская машина изрыгает потоки пены и вещает какой-то смешной хэппи-хардкор под вопли массовика-затейника. Не иначе как детский Cонар. Малыши в полном восторге, мы же в лёгком шоке - вот она, рейв-культура, с малолетства прививается. Однако надо спешить, в программе для взрослых еще много интересного.
В "деревне" тем временем играет Bus и, по правде говоря, впечатления не производит. Даниель крутит однообразные дабовые кольца, всю работу делает девочка-вокалистка: поёт, читает, шоуменит и по-всякому заводит публику, но наблюдать это действо всё равно скучновато. Поэтому идём на продолжение моссовского шоукейза, где играет австрийская девушка Ева Янчич с необычным псевдонимом Gustav. Ева тоже играет индитронику, но подходит к делу более обстоятельно чем молодая испанка Iris - привезла с собой свиту в виде гитариста и клавишницы - сама же расположилась посередине, вооружившись микрофоном и ноутом. Ева поёт то на английском, то на немецком, время от времени предваряя песни комментариями: "This song is about... Save the whales and fuck the system".
Тексты для Янчич вещь не последняя - в них есть месседж. Да и музыка у австрийки совсем не такая обтекаемая, как у большинства индитронических героев: вокал поактивней, гармонии непростые, да электронный скелет у её песен какой-то неправильной формы. Но зато у Янчич на удивление хороший сонграйтинг, а такая вот "кривизна" хорошим песням только добавляет красоты. Вспоминается не то поздняя Бьорк (Bjork), не то Stereolab. Отличный концерт!
Следующий пункт остановки - Escenario Hall, там играет Circlesquare. Канадец внешне напоминает Патрика Вульфа, а музыкой - новую волну начала восьмидесятых. Джереми Шоу с гитарой наперевес поёт холодным низким голосом мрачноватые, но боевые песни (то Джон Фокс вспоминается, то Ян Кёртис), время от времени съезжая в не менее холодный даунтемповый медитатив. Подыгрывают басист и барабанщик, а чтобы глазам было не скучно, на заднем плане - довольно яркое видео с мрачноватой кинохроникой. Стопроцентный нуар. Не сказать, что как-то особенно красиво, но послушать и посмотреть интересно.
А в "деревне" уже стартовал Pole - один из тех, кого давно хотелось послушать. Я куда больше люблю Бетке (Stefan Betke) в его ранней ипостаси с медленным кликсовым дабом, но это было давно, а сейчас он играет довольно сомнительный на мой вкус хип-хоп, поэтому ничего особенного не жду, но посмотреть всё равно интересно. Заявленный band у Pole небогатый по составу - кроме самого Штефана, засевшего за ноутбук, с ним играют басист и барабанщик, но музыка у них получается классная. Pole and the band как будто играют старые треки живым составом - никаких кликов, чистый глубокий звук, но основа всё равно дабовая - никаким хип-хопом и не пахнет. Особенно хорош барабанщик, который не выдает рок-рубилово, а стучит в snare drum на манер восточных перкуссионистов, извлекая из него разнотонные звонкие звуки. В этой музыке очень много пространства, которое не теряется даже не большом звуке. Тихо восхищаюсь - вот он, необычный подход к саунд-дизайну!
Последний лайв второго дня - Senor Coconut. "Деревня" - битком, все ждут большого зажига. Тенденция этого Cонара - выступления с толпой музыкантов на сцене, организаторы явно учли ошибки прошлого года, когда половина концертов страдала явным отсутствием действия, и даже Chemical Brothers час подряд дрыгали головами, глядя в экраны своих макинтошей. Коконат действительно притащил с собой оркестр, а точнее сказать - биг-бенд. На сцене с десяток прилизанных "папиков" в черных костюмах, а сзади по центру восседает за пауэрбуком сам Уве. В качестве сценической декорации - красная светящаяся надпись Atom - дань уважения Kraftwerk. Латиносы (которые, конечно, на самом деле немцы, единственный латинос в этом оркестре - вокалист, но вся латина и так давно делается в Германии) начинают с новых вещей, которые конечно хороши, но YMO не настолько известная группа, чтобы их с лёту узнавать. Поэтому некоторые песни звучат как вполне обычный латина-джаз, но даже тут невозможно не восхититься исполнением - играют дядьки здорово, к тому же нарочито архаично шоуменят - это очень смешно смотрится перед толпой молодых рейверов. Довольно быстро дело доходит до хитов - "Smooth Operator", а потом и долгожданный Kreaftwerk. "We Are The Robots", "Showroom Dummies" и "Tour De France", в котором оркестр исполняет джазовый трюк - все по одиночке уходят и Уве остается на сцене один, чтобы сыграть соло на ноутбуке. Шмит выводит из латины прямой хаус-бит (народ в восторге!), а потом нещадно его крушит, превращая в айдиэмный фарш, после чего на сцену опять прибегает толпа дяденек в костюмах и доигрывает песню. Браво!
То ли еще будет - впереди первая сонаровская ночь. Беда в том, что если дослушать дневные выступления до конца (а тут в конце самое вкусное), то успеть на ночной нет шансов даже если не ужинать (что само по себе не есть хорошо). Sonar by Night проходит на окраине, добраться туда можно либо на такси, либо на sonar-bus'е, который отходит от памятника Колумбу. А поскольку желающих попасть на ночной Сонар набирается тысяч тридцать, без очередей на транспорт дело не обходится. Решаем все-таки поужинать, после чего на час зависаем в очереди на такси, попутно распрощавшись с идеей успеть на Amute. В этом году на Сонаре одной ареной больше, туда перенесли Sonar Lab, на котором традиционно звучит много приятной и в меру экспреиментальной электроники - будет куда спасаться от надоедливой танцевальной колбасы.
Приезжаем где-то в половине первого и сразу идём занимать места поближе к сцене в Sonar Club - это самая большая арена, тысяч на 15 человек. Там скоро будут играть наши диско-герои Chic, а пока доигрывает Rahzel. Народу по меркам ночного Cонара пока очень мало (видимо клабберы пока стоят в транспортных очередях), можно спокойно пробиться поближе. Откровенно разочаровывает звук - огромный ангар резонирует как труба, если стоять далеко от сцены, слышно одно эхо, примерно как в клубе "Механика". Разеловский битбоксинг тонет в гуле паразитных басов, да и зрелище получается довольно жалкое - по сцене ходит одинокий черный дядька с букетом роз и изображает что-то очень заунывное. Да, он действительно поёт и битбоксит одновременно, но сейчас это выглядит так, как будто парень из Бронкса пытается спеть друзьям какую-то слезливую песню группы Boyz II Men. В общем, попытки быть трогательным на больших рейв-площадках проваливаются с треском, это мы уже много раз наблюдали.
С опозданием минут на 15 (что по меркам Сонара - чрезвычайное происшествие), на сцену наконец выходят Chic. На сцене аж девять человек. Это уже не совсем те Chic, которые были в 70-е (Бернард Эдвардс умер, вокалистки состарились - от старого состава остался один Роджерс и ударник Омар Хаким), но в профессионализме "новой версии" группы усомниться не приходиться - и биографии у музыкантов что надо (Хаким выступал со Стингом, перкуссионист Гернардо Велес - с Хендриксом), и играют и поют на все сто. Chic напоминают маленький оркестр - каждый успевает посолировать, а певицы и роджерс в перерывах между песнями общаются с публикой: "О, вы тут фотографируете... А отправьте-ка нам потом эти фотографии на nilerodgers.com!". Никаких драм-машин, никаких ремиксов - всё живьем, как в семидесятые, разве что клавиши посовременней, да гитара у Роджерса не прозрачная ("та уж очень тяжелая, а я старый", - отшучивался Найл на пресс-конференции). Играют они, конечно, хиты - "Dance Dance Dance", "Freak Out", "Everybody Dance", а потом даже исполняют "живой микс" из песен, которые Роджерс в семидесятые насочинял для других групп - гвоздь программы тут, конечно, "We Are Family" (её в оригинале исполняли Sister Sledge). Песня приводит зал в восторг, а народу набежало уже столько, что страшно назад оглядываться. На прощанье Chic играют "Freak Out" и вроде бы уходят, но быстро возвращаются чтобы сыграть "Good Times". Ах, как же хорош проигрыш, в котором Роджерс выдает фантастический рэпак! Вот она - та смесь диско с хип-хопом, которую я так долго и безуспешно разыскивал. Но и тут всё испортил Rahzel! Неутомимый битбоксер вылез на сцену незадолго до конца песни и, забивая музыку ужасным потоком низкочастотной грязи, минуты две бухтел нечто нечленораздельное. Ложечка дёгтя, впрочем, картины не испортила - выступление диско-классиков явно было одним из лучших на фестивале.
Дальше передо мной сложный выбор - в два часа одновременно начинаются три отличных лайва - Sora в "лаборатории", Лоран Гарнье в "Пабе" и Джимми Эдгар на главной арене. В "Sonar Park" сегодня всю ночь хип-хоп, поэтому туда даже не захожу - обидно, потому что эта арена явно самая комфортная, да и звук там куда лучше, чем на остальных. Заглядываем в Sonar Lab - Sora играет очень приятную музыку (струнные, гитары и фоно, пропущенные через глитч-мясорубку), но действия ноль (ноутбук) и звучит практически как на пластинке. Идем дальше в "Паб" на Лорана - там уже не протолкнуться, а выступление так пока и не началось. Минут через пять (за которые из меня успевают сделать отбивную), на сцену наконец выходит маэстро в сопровождении клавишника и саксофониста (именно в его честь названа вещь "A Man With The Red Face") и заводит... занудский "Cloud Making Machine. Слушать это довольно скучно, к тому же звук как-то особенно плох - очень громко, много баса и мало всего остального. Конечно, в конце они сыграют "краснолицего" и за это им бы можно было простить сорок минут занудства, но я отправляюсь на поиски счастья в Sonar Club.p> В "клубе" зажигает Джимми Эдгар - новая звезда лейбла "Warp", играющий музыку, которую я недавно охарактеризовал как смесь Cybotron с Люком Вайбертом. По первым же звукам понятно, что я попал куда надо. Джим играет электро, причем именно такое, как я люблю - с ломаным битом, трансовыми арпеджио и эпизодическим вокодерным вокалом. Поначалу напоминает ускоренный вариант Blotnik Brothers, потом приближается к Aux 88. Эдгар звучит жестче, быстрее и более танцевально, чем на альбомах. Внешне он тоже чем-то похож на Вайберта - меланхоличный англичанин с ноутбуком. У Джимми, впрочем, куда больше действия - на голове у него гарнитура (микрофон с наушниками) - маэстро непрочь попеть в вокодер, который к тому же очень нестандартно настраивает, голос похож не на крафтверк, а на голоса иномланетян из старых фильмов, меняется еще питч и форманта. В руках у него миди-контроллер, где он активно крутит ручки, а самое удивительное - то, что в его ноуте отсутствует мышь. Ловкий Джим управляется с тачпэдом как фокусник. Узнаю кое-какие треки с пластинок, но многое звучит незнакомо. В общем, на этот раз хорошо всё, даже звук приятный и разборчивый.
Напрыгавшись под Эдгара, отправляюсь посмотреть что происходит интересного на разных аренах - следующий знаковый лайв в 3-45, а пока есть время передохнуть и набраться сил. В "Лабе" шумит Отто Фон Ширак - из динамиков льётся агрессивный и совершенно нелинейный постоянно меняющийся нойз, который время от времени прерывает сиреноподобный вой. Минут через 10 до меня доходит, что воет совсем не Ширак, а расположившийся неподалеку аттракцион с машинками. Но дела это не меняет, слушать Отто всё равно невозможно. В "Клубе" - Джефф Миллз, но техно это, пожалуй, даже хуже чем нойз - в очередной раз ругаюсь на отсутствие здесь чиллаута. Не понимаю, как можно в три утра слушать эту жесть, особенно учитывая то, что перед этим был дневной Сонар. Отправляемся в Sonar Pub, где нас ждёт герой дня - Мэтью Херберт. Его я уже несколько раз пропускал, не попав на него даже на прошлом Сонаре - в "холл" перестали пускать за 20 минут до начала. На ночном дверей не закрывают никогда, но всё равно спешим занять места. До начала лайва еще минут 20, мы усаживаемся на ступеньки сбоку арены и смотрим как многочисленные музыканты располагаются на сцене, а в зале тихо играет новый ISAN - вот именно такие звуки сейчас в самый раз.
Около четырех на сцену выходит девять человек в халатах и с полотенцами на шее. Мэтью быстро проверяет сэмплер. "Аh! eee! Аh! one two! A!" (пускает циклом) "Good-eve-ning-and-wel-come-to-the-show... wel-wel-ah-to-to-ah-show-wel-wel..." Поехали! "Something Isn't Right". Знаю эту песню наизусть до ноты, тем приятнее слышать её в таком исполнении. Всё живьем - клавиши, духовые, бас, вокал, перкуссия и конечно сам Мэтью суетится над сэмплерами. Это может и не биг-бэнд (там было 23 музыканта), но звучит и выглядит ошеломляюще. Дани Сицилиано нет, вместо неё поёт черная певица, но это картины совершенно не портит. Разница в том, что мужской вокал на лайве чаще лидирует, а певица остаётся на "бэках", иногда меняясь с вокалистом ролями. Играют почти исключительно "Scale" ("Movers And The Shakers" и далее по тексту), причем живьем новый материал звучит куда ярче и интереснее. Ближе к концу проскакивает первый незнакомый трек - джазовая инструменталка. Наблюдать интересно и за всей группой, и за каждым в отдельности. То, что не разглядеть издалека, транслируют на огромные экраны по бокам сцены - особенно хороши, конечно, манипуляции самого маэстро над грудой железа. Еще один превосходный лайв и по музыке, и с точки зрения зрелища.
Херберт играет минут 50 - под конец уже начинает светать. Я в полной нирване, после такого лайва уже можно спокойно отправляться спать, но любопытство берёт своё - дальше играет DJ Sasha, которого я тоже давно и безуспешно пытаюсь застать живьем. Минут через 15 англичанин появляется на сцене в сопровождении макинтоша - Саша уже давно не крутит пластинок и свои сеты играет с Ableton Live. Сашу красиво подсвечивают, народу битком - над открытой ареной "Сонар паба" скоро встанет солнце. Саша начинает с амбиентной версии Lostep "Burma" - затравка лучше некуда, я жду неторопливых мелодичных брейков, но Саша неожиданно съезжает в унылые прямобитные лупы без мелодий и без развития. Я жду когда суперзвезда наконец исправится и станет на путь истинный и лениво переминаюсь с ноги на ногу, но минут через 45 понимаю, что ждать нечего. Немного разочарованный, отправляюсь спать.
1968 – Родился Лирой Торнхилл - британский электронный музыкант, танцор и клавишник британской рэйв-группы The Prodigy »»
1987 – В рамках акции по продвижению своего альбома "Afterburner", ZZ Top забронировали билеты Луну, благодаря чему были названы в прессе первыми в мире космическими туристами. На Луну в итоге они так и не полетели, зато продажи пластинки увеличились в разы »»
Pepper ADAMS (1930)
Joshie ARMSTEAD (1944)
Johnny RAMONE (1948)
Hamish STUART (1949)
Дмитрий ОЗЕРСКИЙ (1963)
Teddy RILEY (1967)
Terry BALSAMO (1972)
СЕРЕГА (1976)