ФЕСТИВАЛЬ  Дайте мне атмосфэры!

Формат продолжает трещать под напором "инициативы снизу". Может статься, что очень скоро ссылка на это понятие станет лишь уделом лентяев и неудачников. И поклонников, и исполнителей ни в какие рамки не лезущей музыки сейчас достаточно много для того, чтобы заявить о себе во весь голос. Фестиваль Кислород: Рок-Театр дал группам, делающим ставку на эксцентричное шоу, возможность найти своего зрителя.

15 февраля 2006 года. Клуб "Б2". Фестиваль "Кислород: Рок-Театр".

Не секрет, что условия, в которых вынуждены начинать свой путь к слушателю молодые группы, совершенно не располагают к какой-либо эстетизации визуального ряда выступлений. Поэтому большая часть идей на этот счет умирает в головах молодых артистов вскоре после рождения: "А кому это, собственно, надо?" В то же время, музыканты уже совершивших прорыв на большую сцену коллективов зачастую выглядят одинаковыми, как кирзовые сапоги, завсегдатями окраинных пивных. Верх оригинальности - шляпа в стиле "провинциальный шик" или пьяное прогрызание дыры в басовом барабане. Недовольство публики данным фактом к 15 февраля 2006 года перешагнуло порог критической массы, за которым последовал взрыв. Московские любители рока почти до отказа заполнили клуб "Б2", дабы насладиться сценическими достижениями тех, кого хлебом не корми - дай учудить какое-нибудь феерическое представление.

Фестиваль "Кислород: Рок-Театр" открылся выступлением танцевального ансамбля Аккорд. Два представленных им концептуальных номера задали тон всему вечеру. Один номер имел некое отношение к истории сотворения мира и сопутствующим проискам темных сил, второй представлял собой сценку из социальной эволюции первобытного человека - от дерущихся мужиков к танцующим женщинам.

Фолк-группа Полынья представила на суд публики интересную чреду зарисовок из непростой жизни ведьм в средней полосе. Пение и танцы двух вокалисток, гипнотические гитарные переборы, шаманская перкуссия, жонглирующая факелами танцовщица - все это выглядело и звучало весьма впечатляюще. Возможно, скоро у эстетов появится еще один предмет тихой гордости.

Команда Бостонское Чаепитие уже имеет некоторую известность у столичной публики. Ее песни звучали по радио и выходили на сборниках, а в прошлом году музыканты ухитрились стать центральными фигурами декадентского шоу "Бархатное Подполье". Основатель команды, Владимир Преображенский, десять лет назад выступал в составе ансамбля Летучий Голландец, комбинирующего пост-панковский хоррор с авангардным роком (диковатый гибрид Damned и King Crimson, смокингов и рогатых гитар BC Rich). Чуть позже, в составе недолговечного техно-поп-проекта Алхимическое Кабаре, он создал песню "Новый Эскапизм", которая, если верить обозревателям "Домашнего Компьютера", впервые в отечественной поп-музыке затрагивала внутренний мир "попавших в www".
Сейчас интересы Преображенского сместились в сторону одного из немногих сугубо отечественных поп-направлений, представленного творчеством Оберманекена, Прощай, Молодость! и ранней Агаты Кристи. Исполняет Бостонское Чаепитие музыку нервную, менерно-утонченную, немного упадочническую, программированный техно-поп-граунд соседствует с флейтой и скрипкой. В номере "Последнее Танго В Париже" пристутствовали двое танцоров, концептуально "наводивших шороху" среди публики в зале.

Изрядно удивило завсегдатаев клубных концертов первое после 2002 года появление в программе ансамбля Навь. Долгое время об этой команде, известной своей приверженностью чистой акустике, огромным количеством музыкантов в составе и склонностью к театрализации представлений, не было ни слуху ни духу. И вот теперь она вернулась - в виде компактного трио и с ультра-электрическим, почти индустриальным звуком. От фолк-прошлого у ансамбля осталась разве что скрипка, да и та теперь солирует поверх мелкой россыпи гитарных риффов и электронного ритмического мракобесия. Лидер ансамбля Роман Шебалин на сей раз выступил в роли клавишника, извлекающего пронзительные соло из древнего муг-синтезатора. Еще он катал этот тяжеленный инструмент по сцене на колесиках (привет Киту Эмерсону) и играл на нем ногами (Джерри Ли Льюис отжимается). Разительным контрастом собственным произведениям ансамбля может служить русскоязычный кавер песенки британского комика Нила Инеза (Neil Innes) "How Sweet To Be An Idiot", оригинал которой можно услышать в фильме "Монти Пайтоны В Голливуде".

По непонятной причине и к разочарованию группы лиц в загадочном кубофутуристическом гриме из программы фестиваля выпало выступление psycho-industial-проекта Театр Яда. Интересно, впрочем, уже то, что у этого коллектива сложился круг поклонников, исповедущий свою собственную, причем достаточно сложную эстетику. Оставшееся время было отдано ансамблю Кафтан Смеха, сумевшему показать свою программу "Безумие" практически полностью - с мультипликацией, театром теней, воплями через матюгальник, приготовлением яичницы, масками из дрожжевого теста и финальным разрушением манекена. По словам музыкантов, выход полноценного DVD и студийного альбома не за горами. Будем ждать.

Довольно странное, если не сказать больше, представление, показал легендарный и маниакальный Владимир Веселкин, появившийся в сопровождении ди-джея и нескольких дам. Загадочный подбор репертуара - от диско "I Feel Love" Донны Саммер до регги "Удалось" отечественной супергруппы Музыкальные Руководители. Дикое шоу, состоящее из хватания танцовщиц и вокалисток за волосы, задирания им юбок и падений вместе с ними на сцену по сценарию и без оного. В общем, во время выступления сей агит-стриптиз-бригады публика изрядно повеселилась и хорошо поплясала.

Закрыла вечер группа Ничего Личного с монументальной и мрачной сюитой на стихи Н. Гумилева. По-шаляпински низкий и мощный голос вокалиста, заставляющий дребезжать посуду в баре, тягучие пассажи скрипки и семиструнного баса, перехватывающий у барабанщика ритмическую инициативу танцор-чечеточник - все это буквально утащило аудиторию на сто лет назад, когда точно также начинался новый век, пахло в воздухе приближающейся грозой, горели на кострах старые ценности, и не виделось в грядущей тьме никакого разумного им эквивалента. Как ни странно, именно в совокупной мрачности этого произведения скрыта некая надежда на будущее. Разумеется, узреть и понять ее могут лишь те, для кого жизнь существует за пределами сегодняшнего дня. Те, кто не задается вопросом "а кому это, собственно, надо?", а делающие свое дело, пока что-то в этой жизни нужно им самим. Достойный финал.

Пресловутый "формат" продолжает трещать под напором "инициативы снизу". Может статься, что очень скоро ссылка на это понятие станет лишь уделом лентяев и неудачников. И поклонников, и исполнителей ни в какие рамки не лезущей музыки сейчас достаточно много для того, чтобы заявить о себе во весь голос.

17.02.2006, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)