Концерту предшествовало несколько долгих томительных нот, растянутых во времени. В былое время таким образом разминались до концерта представители арт-рока и эмбиента, так что можно было бы предположить, что и сейчас нас ожидает нечто подобное. Однако зная состав участников концерта, ожидать от них спокойных ландшафтных композиций было бы несколько опрометчиво...
Проект KTU, как мы уже вам рассказывали,
представляет собой сплав двух дуэтов.
Финский дуэт Kluster - "Джими Хендрикс от
аккордеона" Киммо Похьонен
(Kimmo Pohjonen) и мастеровитый скрэтчер и диджей Самули Косминен
(Samuli Kosminen), - в России играют уже не в первый раз. Первый их концерт в клубе Б2 собрал до обидного малое
количество народа - но те, кому посчастливилось туда попасть, мгновенно стали
приверженцами прекрасного язычества, которое проповедует бесноватый Киммо.
Далее были
совместные гастроли с Kronos Quartet, которые
публика приняла на ура, и туманные слухи о все новых и новых тандемах.
Последний проект, с которым сейчас работает дуэт, зародился вообще в Франции.
будем надеяться, когда-нибудь Kluster покажет нам и его.
А второй дуэт - ритм-секция King
Crimson, носящая в своем "отделенном"
виде название TU. Это последний по счету (но не по значению) басист KC
Трэй Ганн
(Trey Gunn), а также мэтр барабанного дела Пат Мастелотто (Pat
Mastelotto). Они также приезжали в Москву и в составе
своего основного проекта, и в сольном - выступали
все в том же Б2, а
годом ранее играли на ударных, клавишах и warr-guitar.
Концерт KTU - как раз тот случай, когда до того, как услышишь музыку, теряешься
в догадках,
не зная, что тебе покажут. В проекте представлены не только две разных страны,
два разных
поколения, но и два принципиально разных подхода к музыке, к эксперименту.
Ориентированный на "жесткий" плотный звук Мастелотто, любитель эмбиента Ганн,
классический скрэтчер, любящий развлекаться с бэк-сэмплами Косминен и яростный
Похьонен - результат заранее интригует.
В действительности шоу оказалось интересным и захватывающим, но довольно предсказуемым. Пусть и не сразу, но стало очевидно, что дефрагментации двух дуэтов c последующим сплавом составляющих не будет. Kluster взяли на себя ведущую партию, очень четко продемонстрировав, что "настроены" преимущественно друг на друга, и впускают кого-либо в свою замкнутую вселенную с очевидной неохотой. Их равновесие слишком хрупко, музыка слишком аккуратна. То, как работает Самули Косминен, вообще не поддается описанию: каждый звук, извлекаемый Киммо, он любовно "обертывает", упаковывает, словно экзотический фрукт в хрусткую обертку, подает в таком "вкусном" виде, что у слушателя само собой начинается слюноотделение.
Как истинный мастер имровизации, Ганн быстро это уловил, и постарался, следуя
принципу Гиппократа, не навредить. В этом проекте он раскрылся для меня с
совершенно неожиданной стороны: не просто как любитель фирменных кримзоновских
"петель" и эмбиентных "плаваний", но очень тонкий импровизатор, который не
мешает ткани мелодии, но аккуратно ее двигает, смещает акенты, "подсвечивает".
Вибрирующая, дрожащая, неверная ткань импровизации начинает приподниматься,
обнажая мощный каркас мелодии, и в этот момент Трей уводит мелодию куда-то ввысь.
В какой-то момент Ганн удобно устроился со своим warr на полу и начал
шаманить, зорко поглядывая на Киммо. В этот момент мелодия приобрела
дополнительное ускорение - не меняя ни темпа, ни характера! Ощущения были
сходны с перегрузками, какие испытываешь при взлете очень мощного реактивного самолета.
А вот Пату Мастелотто для того, чтобы влиться в этот сплоченный коллектив, чего-то не хватило. Возможно, чуткости и легкости. В первой композиции музыкант постарался "оформить" аккордеон Киммо, легко трогая палочками хэт, колокольчики и все неподходящие для "прямых" ударов поверхности, но быстро вернулся к своему характерному "жесткому" звуку. И если такой подход был оправдан на "Absinthe" - центральной части концерта и самой энергетически мощной композиции, то на вещах Киммо ("Optikus", "Sumu", "Sineen") такие барабаны звучат странно, диссонирующе: гораздо лучше подошли бы более мягкие перкуссии.
Но основное внимание публики, разумеется, приковывал к себе Киммо. Я не раз замечала, что люди, которые впервые видят этого удивительного аккордеониста на сцене, бывают буквально сражены первобытной мощью его игры. Киммо Похьонен относится к тому разряду музыкантов, которые космопотиличны до абсурда, и одновременно - являются носителями какой-то очень древней музыкальной памяти (ее даже традицией не назовешь, поскольку традиция подразумевает преемственность). Когда его музыка выплескивается, словно протуберанец, в зал, только очень равнодушный человек воспримет ее как торжество какофонии.
Отдельно необходимо сказать о двух вещах:
Звук - если сравнивать его с недавними гастролями Tony Levin Band,
он кажется запредельным. Если сравнивать с первым концертом Kluster, когда
публику баловали квадрофоническим шоу, нынешний концерт звучит просто как
уверенный, беспроблемный артистический рок, не более.
Продюсирование - отрадно видеть, что первая неудача не сломила решимости
Александра Чепарухина, и он продолжил приглашать участников Kluster в
Москву. Глава Greenwave Music в очередной раз демонстрирует свою уникальную для
российского рынка способность - не только приглашать "звезд", но и
продюсировать действительно интересные и запоминающиеся шоу. Поэтому я очень
рекомендую нашим посетителям чаще посещать сайт Greenwave Music в поисках новых
музыкальных приключений.
Pierre HENRY (1927)
Billy Edd WHEELER (1932)
Donald BYRD (1932)
Junior WELLS (1934)
William POWELL (1941)
Neil INNES (1944)
Joan ARMATRADING (1950)
Donny OSMOND (1957)