Термин "клезмер" или "клейзмер" обычно связывают с миром восточноевропейского еврейства - того самого, что поэтически запечатлен на картинах Шагала и окончательно исчез с лица земли во время Второй мировой войны. Поэтому клезмерские коллективы воспринимаются зачастую как архаисты, занимающиеся исторической реконструкцией - разумеется, с самой благой целью не дать исчезнуть, сохранить память и т.д. Но между тем клезмер-бенды появились задолго до черты оседлости и далеко от нее: если верить Википедии, музыканты, играющие светскую (не литургическую) музыку выделились в ашкеназских еврейских общинах с XV века, а традиция этой музыки уходит в библейские времена. И действительно: кем был тот "начальник хора", которому царь Давид-псалмопевец указывал: "Начальнику хора. На духовых орудиях.", как не лидером клезмер-бенда?
Впрочем, японский секстет Komatcha Klezmer, ведомый кларнетистом и саксофонистом Кадзутоки Умезу (Kadzutoki Umezu), на происхождение от аккомпанирующего состава царя Давида особенно и не претендует. Это стало ясно, как только в первой же пьесе, энергичной и плясовой, дошла очередь до соло. Миниатюрная хрупкая Еко Тада (Yoko Tada), похожая своим задорными глазами и лихо сдвинутой набок черной мужской шляпой на Мазину-Джельсомину из феллиниевской "Дороги", пульнула в Кадзутоки на своем альт-саксафоне таким свингом, который "начальник хора" тут же подхватил и вернул ей обратно, что стало ясно: новоявленные "ашкенази" исторически-музыковедческими реконструкциями заниматься и не пытаются. Кроме того, сразу выяснилось и то, что все музыканты имеют нешуточную джазовую подготовку: мощные и ритмичные тутти с тщательно прописанными аранжировками сменялись виртуозными соло: саксофон и кларнет (или два саксофона) устраивали яростные дуэли, переливы аккордеона переходили в сложные дроби ударника, а туба ловко подхватывала тему скрипки. Мало того: тубист Секидзима Такеро время от времени откладывал свой громоздкий инструмент, брал маленькие блок-флейты и выдавал ураганные соло с форшлагами и переливами, способные вызвать зависть у Яна Андерсена. А кроме того, постепенно выяснилось, что "Komatcha Klezmer" не только опытные исполнители, но и композиторы: половина исполняемых пьес была сочинена Кадзутоки и Секидзимой.
В первом отделении звучали довольно плясовые мелодии, в которых собственно еврейское начало мешалось с цыганским, румынским и прочими "балканами": видимо, можно сказать, что это был взгляд на южно-европейскую музыку с другого конца Земного шара. Музыканты явно получали удовольствие от происходящего: прыгали по сцене, устраивали что-то вроде канканы (56-летний Кадзутоки, не теряя ритма, легко задирал прямые ноги выше пояса!). Объявляя перерыв, бендлидер обещал, что второе отделение будет более спокойное и вдумчивое. Но природная живость взяла вверх: во втором отделении не было таких ураганных плясовых ритмов, но были театрализованные эпизоды: музыканты то устраивали игры в замиралы (застывали на полуфразе с поднятыми руками), то "подставляли" скрипачку: все вдруг бросали играть, так что ей приходилось "отдуваться" в одиночестве.
Под конец основного сета была припасена "Хава Нагила", причем совершенно необычная: начав ее с традиционной "всхлипывающей" скрипочки, "Komatcha Klezmer" вдруг переложили эту заезженную донельзя квинтэссенцию еврейской скорби в лихой мажор с рокотом ударных, как в "Болеро" Равеля. Но это было не все: выйдя на бисы, японские духовики вдруг запели. Сначала Кадзутоки исполнил песню на идиш, а потом и того дальше: саксофонистка Ёко Тада спела тоненьким голоском: песни Чебурашки и Крокодила Гены! Так, видимо, и происходит рождение безымянного фольклора: мы-то еще помним, что это песни Владимира Шаинского, а для слушателей всего мира эти песни уже встали в одном ряду с Хава-Нагилой.
Ну под самый конец была припасена еще одна вечнозеленая песня: "Тум-балалайка". Из-за известных проблем японцев со звуком "л" в исполнении Кадзутоки Умезу припев этой всем известной песни звучал как "Тум-бара, тум-бара, тум-барарайка".
Слух это совершенно не резало. Наоборот, радовало. Потому что свидетельствовало: клезмер - полноценное направление мировой музыки, такой же как блюз или зайдеко, со своим ярко выраженным языком, способный развиваться и видоизменяться, а не всунутый навсегда в европейские сюртучки и штиблеты начала XX века.
2004 – В Мельнбурне появилась первая улица, названная в честь группы AC/DC. В присутствии музыкантов и их преданных поклонников состоялась официальная церемония, в процессе которой улица Corporation Lane была торжественно переименована в ACDC Lane »»
Richard HARRIS (1930)
Julie ANDREWS (1935)
Dr. George BUTLER (1936)
Donny HATHAWAY (1945)
Dave HOLLAND (1946)
Martin TURNER (1947)
Mark HELIAS (1950)
Brian GREENWAY (1951)
Howard HEWETT (1955)
Youssou N'DOUR (1959)