Когда подросток уже получил от родителей в подарок вожделенные электрогитару и
усилитель, но еще не знает, что с ними делать, он, как правило, первым делом
пробует сыграть дворовыми аккордами на "тяжелом" звуке какую-нибудь любимую
песенку. Неверные пальцы, криво зажав аккорд на непривычном грифе, извлекают из
инструмента какой-нибудь необычный призвук. Порой случается так, что бренчание тут же отходит на второй план и счастливый обладатель инструмента с
тех пор день и ночь упражняется в извлечении из гитары загадочных шорохов,
скрипов и завываний. Раньше такие люди неизбежно возвращались от этой алхимии
к изучению классической техники игры: обогащенные "алхимическим" опытом, они
вырастали в Роберта Фриппа, Фрэнка Заппу, Лэса Клейпула и Стива
Вая. Теперь же некоторых из них на полдороге к полноценному знанию основ
перехватывает очередное модное изобретение шоу-бизнеса по имени "пост-рок".
"После Хендрикса и Клэптона каждый болван с гитарой, имеющий доступ к сцене
и студии, возомнил, будто бы и в его обязанности тоже входит выпиливание
десятиминутных гитарных соло", - писал "NME" в 1971 году. Теперь же успех Mogwai привлек обманчивой легкостью рецепта изготовления
подобной музыки толпу потенциальных рабов медитации на резонирование
собственных струн и любителей прятать за обилием ритмических сбоев неспособность сочинить внятную и законченную поп-песенку.
Музыка манчестерской команды Oceansize состоит из самолюбования
задумчивыми гитарными созвучиями ("Rinsed") и синтезаторными пассажами
("I Am The Morning"), россыпью быстро реверберирующих нот или медленным
прохождением одного-единственного аккорда по частотной фазовой синусоиде
("One Day All This Could Be Yours") и призвуками от свободного падения
палочек на рабочий барабан ("Remember Where You Are"). Порой свободное медитативное течение потока сознания музыкантов превращается в бурный
поток гитарного скрежета, запутанных ритмических структур и захлебывающегося
вокала ("Catalyst"). Музыканты любят кокетливо наигрывать акустические
пассажи поверх какого-нибудь выматывающего тяжелого риффа и развлекаться с
короткопериодическими стереоэффектами вроде разброса четных и нечетных нот
этого риффа по каналам. При прослушиванни в наушниках, честно говоря, этот эффект придется по вкусу лишь законченным мазохистам.
Местами все это достаточно забавно - та же "Remember Where You Are" даже
наводит на мысль, что музыканты пытаются создать некий новый прог-рок на базе
современной альтернативной музыки. Местами же напоминает шизофренически
сосредоточенную возню если ни на пустом, то на общем месте: все
упомянутые технические приемы давно известны звукорежиссерам и очень часто
используются для чисто технического украшения той или иной записи. Здесь же они
подчас сваливаются в единую кучу в чистом виде. Как будто музыканты надеются,
что они будут говорить сами за себя. Нет, истории популярной музыки известны
примеры превращения скромного технического приема в пафосный стиль - рэп,
например, когда-то считался лишь особой манерой ведения вокальной линии. Да и
пост-рок, строго говоря - лишь набор таких вот приемов, эдакий музыкальный
аналог картин Василия Кандинского, где слушателю (зрителю) предлагается
любоваться неконкретным сочетанием красивых звуков и гармоний (линий и цветов).
Oceansize, однако, слишком часто затыкают своими "абстрактными полотнами"
прорехи во вполне конкретных музыкальных темах. Ход решительно не в их пользу.
Пока что группа находится на перепутье: ее музыка слишком неконкретна для
альтернативного рока, слишком брутальна и ритмична для пост-рока и слишком
предсказуема выбором технических средств для прог-рока. В одном направлении,
впрочем, музыканты могут двинуться легко, но вот незадача - его уже довольно
долгое время развивает канадец Дэвин Тауншенд. Да, задачка.
И тем не менее, команда небезынтересная. По крайней мере, "Remember
Where You Are" и "Rinsed" - несомненные удачи не только для этого альбома, но и
для современного рока вообще. Где-то в них спрятаны зачатки того пока что не имеющего ярлыка, стиля, в
котором команде стоит работать в дальнейшем. Ее собственого стиля.
1944 – Родился Джон Денсмор, барабанщик The Doors. Единственный из живых участников "Дверей", кто не разрешает использование песен группы в рекламе и запрещает ее реинкарнацию под старым именем »»
1951 – Родился Жако Пасториус - джазовый басист, участник группы Weather Report. Лучшие бас-гитаристы мира называют его своим учителем »»
1956 – В Крестоне, штат Айова родилась Джулия Круз - певица, нежный голос которой озвучил культовый сериал "Твин Пикс" »»
1959 – Родился Гарик Сукачев - лидер групп Бригада С и Неприкасаемые »»
1959 – Родился Гарик Сукачев - лидер групп Бригада С и Неприкасаемые »»
John BUNCH (1921)
Dick JOHNSON (1925)
Lou RAWLS (1935)
John DENSMORE (1944)
Bette MIDLER (1945)
Jaco PASTORIUS (1951)
Boyd RICE (1956)
Гарик СУКАЧЕВ (1959)
Steve JANSEN (1959)
Гавриил СЕТКИН (1969)