Когда подросток уже получил от родителей в подарок вожделенные электрогитару и
усилитель, но еще не знает, что с ними делать, он, как правило, первым делом
пробует сыграть дворовыми аккордами на "тяжелом" звуке какую-нибудь любимую
песенку. Неверные пальцы, криво зажав аккорд на непривычном грифе, извлекают из
инструмента какой-нибудь необычный призвук. Порой случается так, что бренчание тут же отходит на второй план и счастливый обладатель инструмента с
тех пор день и ночь упражняется в извлечении из гитары загадочных шорохов,
скрипов и завываний. Раньше такие люди неизбежно возвращались от этой алхимии
к изучению классической техники игры: обогащенные "алхимическим" опытом, они
вырастали в Роберта Фриппа, Фрэнка Заппу, Лэса Клейпула и Стива
Вая. Теперь же некоторых из них на полдороге к полноценному знанию основ
перехватывает очередное модное изобретение шоу-бизнеса по имени "пост-рок".
"После Хендрикса и Клэптона каждый болван с гитарой, имеющий доступ к сцене
и студии, возомнил, будто бы и в его обязанности тоже входит выпиливание
десятиминутных гитарных соло", - писал "NME" в 1971 году. Теперь же успех Mogwai привлек обманчивой легкостью рецепта изготовления
подобной музыки толпу потенциальных рабов медитации на резонирование
собственных струн и любителей прятать за обилием ритмических сбоев неспособность сочинить внятную и законченную поп-песенку.
Музыка манчестерской команды Oceansize состоит из самолюбования
задумчивыми гитарными созвучиями ("Rinsed") и синтезаторными пассажами
("I Am The Morning"), россыпью быстро реверберирующих нот или медленным
прохождением одного-единственного аккорда по частотной фазовой синусоиде
("One Day All This Could Be Yours") и призвуками от свободного падения
палочек на рабочий барабан ("Remember Where You Are"). Порой свободное медитативное течение потока сознания музыкантов превращается в бурный
поток гитарного скрежета, запутанных ритмических структур и захлебывающегося
вокала ("Catalyst"). Музыканты любят кокетливо наигрывать акустические
пассажи поверх какого-нибудь выматывающего тяжелого риффа и развлекаться с
короткопериодическими стереоэффектами вроде разброса четных и нечетных нот
этого риффа по каналам. При прослушиванни в наушниках, честно говоря, этот эффект придется по вкусу лишь законченным мазохистам.
Местами все это достаточно забавно - та же "Remember Where You Are" даже
наводит на мысль, что музыканты пытаются создать некий новый прог-рок на базе
современной альтернативной музыки. Местами же напоминает шизофренически
сосредоточенную возню если ни на пустом, то на общем месте: все
упомянутые технические приемы давно известны звукорежиссерам и очень часто
используются для чисто технического украшения той или иной записи. Здесь же они
подчас сваливаются в единую кучу в чистом виде. Как будто музыканты надеются,
что они будут говорить сами за себя. Нет, истории популярной музыки известны
примеры превращения скромного технического приема в пафосный стиль - рэп,
например, когда-то считался лишь особой манерой ведения вокальной линии. Да и
пост-рок, строго говоря - лишь набор таких вот приемов, эдакий музыкальный
аналог картин Василия Кандинского, где слушателю (зрителю) предлагается
любоваться неконкретным сочетанием красивых звуков и гармоний (линий и цветов).
Oceansize, однако, слишком часто затыкают своими "абстрактными полотнами"
прорехи во вполне конкретных музыкальных темах. Ход решительно не в их пользу.
Пока что группа находится на перепутье: ее музыка слишком неконкретна для
альтернативного рока, слишком брутальна и ритмична для пост-рока и слишком
предсказуема выбором технических средств для прог-рока. В одном направлении,
впрочем, музыканты могут двинуться легко, но вот незадача - его уже довольно
долгое время развивает канадец Дэвин Тауншенд. Да, задачка.
И тем не менее, команда небезынтересная. По крайней мере, "Remember
Where You Are" и "Rinsed" - несомненные удачи не только для этого альбома, но и
для современного рока вообще. Где-то в них спрятаны зачатки того пока что не имеющего ярлыка, стиля, в
котором команде стоит работать в дальнейшем. Ее собственого стиля.
# | Композиция |
---|---|
1. | I Am The Morning |
2. | Catalyst |
3. | One Day All This Could Be Yours |
4. | Massive Bereavement |
5. | Rinsed |
6. | You Wish |
7. | Remember Where You Are |
8. | Amputee |
9. | Unravel |
10. | Women Who Love Men Who Love Drugs |
11. | Saturday Morning Breakfast Show |
12. | Long Forgotten |
Lou ADLER (1933)
Ted NUGENT (1948)
Lurrie BELL (1958)
Hideto MATSUMOTO (1964)
Nick MCCARTHY (1974)
Марина ДЕВЯТОВА (1983)
Taylor SWIFT (1989)