Вряд ли американские текстильщицы,
прогремевшие "маршем пустых
кастрюль" по улицам Нью-Йорка 8 марта 1857 года, могли представить, насколько
осуществятся их желания о равноправии мужчин и женщин. И
вряд ли предложившая сделать этот день праздником Клара Цеткин в полной мере
понимала, к чему в итоге приведет ее призыв к женщинам всего мира встать на
путь борьбы за уважение женского достоинства. Ныне уже трудно найти область, в
которой бы представительницы лучшей половины человечества не смогли осуществить
свое законное право на труд. Не обошло это глобальное равноправие и рок-музыку:
"девушек с
гитарами" за последнее десятилетие появилось столько, что они
стали составлять достойную конкуренцию заслуженным "рок-мэтрам"
мужского пола - не говоря уж об их более молодых коллегах по цеху. Буквально накануне
праздника увидел свет новый альбом Земфиры, а в скором времени нас
ожидает еще один подарок - уже от другой барышни, чье творчество многих радует
своей яркой индивидуальностью. Можно без сомнения утверждать, что Светлана
Сурганова - воплощение той самой давнишней мечты о равноправии: у нее -
свой, пусть и
маленький, "оркестр" (состоящий из мужиков!), свой весьма
многочисленный фан-клуб, и, наконец, своя студия (пусть и ограниченная рамками
квартиры), на которой девушка с оркестром записывает свои собственные песни.
Некоторое время назад мне удалось побывать у Светланы в гостях и лицезреть
весь процесс работы над новым альбомом, вклинившись в
самый разгар записи струнных партий, под звуки которых я и зашла в квартиру. Я
присаживаюсь в кресле напротив Светы, попиваю кофеек, слушаю звуки скрипок и
виолончели и терпеливо жду, когда она улучит минутку, чтобы побеседовать со
мной... Все дело в том, что время струнного квинтета (или секстета - я так и не
поняла толком), расположившегося с соседней комнате, ограниченно в силу того,
что все ребята - студенты. У них каждая минута на счету. Наконец, после
нескольких дублей, материал к одной песне записан,
объявляется перерыв, который я немедленно использую, чтобы задать несколько
вопросов "маэстро".
Звуки.Ru: - Света, поведай, что происходит? Что у тебя здесь за столпотворение?!
Светлана Сурганова: - Ален, ты присутствуешь при историческом моменте: в этой квартире - которая, собственно уже и не квартира, а студия - пишется второй наш альбом, коллектива Сурганова и оркестр. Первый был "Неужели не я", а второй будет называться "Возлюбленная Шопена", где будет присутствовать, как ты сама видишь, обилие скрипок, виолончелей, альтов... Будет поэзия Серебряного века вперемешку с моей, современной. Будет много музыкальной информации, именно музыкальной - никаких нравоучений, никаких философских выкладок, никакого желания явить миру что-то принципиально новое! Просто есть большое желание пообщаться с Богом через звуки.
Звуки.Ru: - То есть для тебя "новое - это хорошо забытое старое", и ты специально выбрала такое название?
Светлана: - И это тоже! Но ты ведь, наверное, понимаешь, что название не заключает в себе какие-то прямые ассоциации, связанные с тем временем, с именем Шопена, с людьми, которые его окружали... В этом заложена львиная доля каких-то моих субъективных переживаний и моментов, которые связаны только со мной. Пусть тайна названия останется пока тайной, и те зрители, что придут на наши презентационные концерты, которые состоятся 26-го апреля в в Питере и 29-го апреля в Москве, смогут обо всем узнать. Именно там и будет дан ответ, почему так назван альбом, кто дал мне подсказку, и почему все именно так, а не иначе (хитро улыбается).
Звуки.Ru: - В этих концертах будут принимать участие все, кто задействован в записи?
Светлана: - Безусловно, да! Будут приглашены все, кто принимал непосредственное участие в записи альбома. Во-первых, это оперная певица, солистка Кировского оперного театра Ангелина Дашковская. Она уже пропела партию Ангела, а вчера мы продолжили наше сотрудничество, в результате чего она явила миру свой чудный голос еще в нескольких композициях. Естественно, это будут участники нашего "Оркестра". И еще один участник - это компьютер. Мы в этом альбоме и в наших дальнейших концертах в поддержку этой программы будем активно использовать на сцене всякие электронные компьютерные новшества.
Звуки.Ru: - А кто же тогда эти ребята, которые пишутся в данный момент?
Светлана: - Это студенты 2-го и 3-го курсов музыкального колледжа имени Римского-Корсакова, а также еще альтист Гриша из десятилетки - такой славный! Мне их помогла найти Машенька Савкина, с которой мы уже, на самом деле, не первый год сотрудничаем. Маша - это человек, который один из первых вышел со мной на сцену после нашего расставания с Дианой. И вот мой первый акустический концерт я давала как раз с Машей Савкиной и Валерием Тхаем - у нас была такая скрипичная инсталляция, попурри еще на "снайперские" темы, которые мы с Машей очень мило наяривали вдвоем на скрипках. Я предложила ей еще посотрудничать со мной в альбоме "Возлюбленная Шопена", ну, а она уже "подогнала" мне этих чудных хлопцев, ребят, которыми я безумно довольна! Я получаю истинную радость и удовольствие от того, как люди относятся к моему творчеству, к моей музыке - так "тонко", деликатно и так профессионально!
Звуки.Ru: - Интересно, а как же вы все-таки познакомились с оперной певицей?
Светлана: - Это, конечно, отдельная история. Мне повезло - я одно время была близко знакома, дружна и, в принципе, до сих пор поддерживаю очень теплые отношения с художественным руководителем нашего Санкт-Петербургского молодежного хора Юлей Хуторецкой. Ангелина Дашковская тоже с ней сотрудничала, пела у нее в хоре, а потом ее пригласили петь в Мариинский театр. Собственно, так, благодаря Юлии Хуторецкой я и познакомилась с Дашковской... Все же в жизни очень взаимосвязано - такая сплошная цепочка событий, людей, знакомств.
Звуки.Ru: - Ты изначально назвала свою группу "Сурганова и оркестр", и я смотрю, что постепенно состав "оркестра" расширяется все больше...
Светлана: - Целиком и полностью оправдываю свое название! (смеется) Мне нравится экспериментировать, я, наверное, когда-нибудь осуществлю свою мечту: у меня будет такая концертная инсталляция, в которую я приглашу 33 арфистки! Я все грожусь сделать это уже который год - не знаю, кстати, почему именно 33, и где я их наберу, может, их и по всей стране-то столько не найдется... Но вот взбрендила мне такая идея в голову! (улыбается) Наверное, же это очень красиво - 33 арфистки, в длинных белых платьях...
Звуки.Ru: - ...и концерт в Большом театре?
Светлана: - Конечно, куда ж без него!
Звуки.Ru: - Ну, с музыкантами более-менее понятно - давай поговорим о поэтической составляющей нового альбома. Как я понимаю, ты продолжаешь дальнейшее использование в своих песнях не только своих, но и чужих стихов?
Светлана: - Это, скорее, мои давние увлечения поэзией Серебряного века и просто мои, на самом деле, не такие многочисленные - скорее наоборот, достаточно редкие - опыты написания музыки не на мои стихи. Вот как это было, например, в "Неужели не я" - на стихи Иосифа Бродского, на стихи нашей современной, к сожалению, мало кому известной, питерской поэтессы Татьяны Хмельник, на стихи Светланы Голубевой - это вообще моя институтская коллега, тоже врач по образованию - удивительно поэтичный человек! Если говорить о "Возлюбленной Шопена", то там будут звучать песни на стихи Гумилева, Ахматовой - "Путник милый", b>Федерико Гарсиа Лорки - песня "Дождь"... Ну, и какие-то мои вкрапления, мои словеса (смеется).
Звуки.Ru: - А вот не так давно у вас в Питере состоялся концерт, посвященный выходу в свет издания "Поэты русского рока", что послужило поводом к очередной дискуссии на тему, можно ли считать "русский рок" музыкой, а авторов, пишущих в этом стиле, поэтами...
Светлана: - Не согласна! (возмущенно) Ты хочешь сказать, что Башлачев - не поэт? Цой - не поэт? Или Шевчук - не поэт? Это как раз великолепные поэтические образцы! Я уж не говорю о Кормильцеве - ну, извините, это мой самый любимый поэт из этой плеяды! (улыбается) Может, он мне просто ближе по духу, чем все остальные. Так что поэты в "русском роке" есть, и мне эта поэзия очень интересна и близка!
Звуки.Ru: - Скажи, а ты по-прежнему выполняешь всю работу над альбомом, что называется, "от и до"?
Светлана: - Нет, я хочу отметить следующее: работу над этим альбомом
от предыдущего отличает то, что такие процессы как сведение, мастеринг и
частичный продюсинг на этот раз будут осуществляться в Москве, поскольку
требуют особого, очень дорогостоящего оборудования - к сожалению, у нас сейчас
нет таких возможностей. И этим должны заниматься специально обученные люди,
потому что это совершенно отдельная профессия - мастеринг и продюсинг. А в
"Неужели не я" все делалось прямо здесь, на компьютере, на том
оборудовании, которое у нас было на тот момент. Понятно, и саунд в том альбоме
был соответственный... И, по-моему, Троицкий сказал такую фразу: "несмотря
на мутность записи, альбом получился..." - не помню, что там было дальше.
Так вот я хочу в новом альбоме избежать этой "мутности
записи", и вообще ставка, помимо, естественно, содержания делается на
качество звука. Мы все это доверим Виктору Лукьянову, а это удивительный
человек! Удивительно мудрый, удивительно добрый, очень одаренный не только в
плане слышания и звука - у него на счету еще есть и ряд интересных
продюсерских проектов. Один из самых известных - это Тату - проект,
в котором он являлся сопродюсером. Я считаю, что как продюсерский проект - это
было гениально, потому что они "поставили раком" всю страну и весь
мир фактически! Супер! Видишь, какое интересное и любопытное у нас будет
сотрудничество (улыбается). Я не говорю, что тоже хочу добиться чего-то
подобного: мне просто хочется сделать абсолютно достойную во всех смыслах - по
звуку, содержанию и музыкальной идее - работу.
Примечание редакции:
Не знаем, сможем ли мы помочь Светлане в общении с Богом или в том, чтобы
побить "рекорды" "Тату", а вот с арфистками - попробуем! Эй, есть ли среди
наших посетительниц девушки, играющие на арфе?.. Пишите нам: может быть,
удастся собрать необходимое число участниц для инсталляции?..
Презентация нового альбома "Сургановой и Оркестра":
26-го апреля - БКЗ "Октябрьский", Санкт-Петербург
29-го апреля - Международный дом музыки, Москва.
1966 – Группа Rolling Stone выпустила сингл Paint it Black. По слухам, основу для песни придумал басист Билл Уайман, которого посадили играть на электрооргане. Не владея инструментом, он начал просто лупить по педалям кулаками, чтобы достичь наиболее глубокого звука »»
Ritchie VALENS (1941)
Stevie WONDER (1950)
Ronnie FOSTER (1950)
Paul THOMPSON (1951)
Tom MORELLO (1964)
Robert PATTINSON (1986)
Александр РЫБАК (1986)