Рок-группа может войти в историю музыки двумя способами: можно или создать
новый стиль, или выйти за рамки стилей вовсе. Metallica (и ее младший
брат Megadeth) изобрели трэш, а Nirvana - грандж, а вот то, что
изобрели Pink Floyd и Queen, в чистом виде не воспроизвел никто,
хотя ярлыков на них и наклеено немало, а одалживались у них еще больше.
Классики, о которых пойдет речь ниже,
относятся ко второму типу. Сиэтл, но не
"Нирвана"? Королева, но не "Queen"? Возможный вариант ответа один:
Queensryche, самые интеллигентные металлисты 80-х к югу от канадской
границы.
Начало: год 1981-й. Действующие лица: Крис ДеГармо (Chris DeGarmo,
гитара), Майкл Уилтон (Michael Wilton, гитара), Джеофф Тейт (Geoff
Tate, вокал), Эдди Джексон (Eddie Jackson, бас) и Скотт Рокенфилд
(Scott Rockenfield, ударные). От этого списка за прошедшие два с лишним
десятилетия случится только одно отступление, и это будет много позже. Пока же
ДеГармо с Уилтоном неожиданно надоедает играть чужие песни в кавер-бандах, и
они решают создать собственную группу и играть свой материал. Для этой цели ими
призываются остальные три участника. Сближение облегчается тем, что все пятеро
- длинноволосые лоботрясы, заканчивающие одну high school в Бельвю (Bellevue),
пригороде Сиэтла. Однако новая команда ведет себя странно: вместо того, чтобы
броситься лабать по клубам, они на два года исчезают на репетиционной базе,
работая над своей музыкой.
Год 1983-й. Группа под названием The Mob выпускает демо-кассету с
четырьмя песнями, в их числе "Queen of the Reich" и "The Lady Wore
Black". Демо попадает к неким Киму и Диане Харрис (Kim & Diana
Harris). Эти добрые люди держат музыкальный магазин и становятся первыми
менеджерами "The Mob". Благодаря их усилиям запись получает хождение на
загадочной для европейца территории, определяемой как "Северо-Запад США".
Жители этой территории оказываются обладающими достаточно хорошим слухом, чтобы
различить потенциал высокого вокала Тейта и качество гитарной работы ДеГармо и
Уилтона; вскоре группа получает возможность основать собственный лейбл 206
Records и выпускает на нем свой EP. С этого момента "The Mob" больше не
существует: группу убеждают, что нужно более эффектное название, и слова "Queen
of the Reich" перекраиваются под "Queensryche", чтобы избежать любых аллюзий с
наци. Рождение состоялось.
К концу года группа продает, по разным данным, от 20.000 до 60.000 тысяч копий
дебютного сингла, и лейблы-мажоры осыпают их предложениями руки и сердца.
"Queensryche" делают свой выбор, и в 1984-м году на EMI выходит их
дебютный LP The Warning. Путь в пять тысяч ли начинается с одного шага,
и этот шаг сделан. В это время группа работает в стилистике NWOBHM, голоса
Iron Maiden и Judas Priest слышны весьма отчетливо. Q. еще полны
юношеского романтизма и упиваются эстетикой кожаных одежек и мачо от металла:
клип на "Queen of the Reich", снятый в то время, трогательным образом
похож на детский сериал Power Rangers. И тем не менее, такие вещи, как
"The Lady Wore Black" с ее мощным и почти зловеще серьезным ведущим
риффом демонстрируют, что с ними еще придется считаться.
1986-й. Второй альбом, Rage for Order. Тепло, горячо, но еще не в десятку. Этот альбом упрекали в непродуманности, однако на самом деле это самый авангардный из всех дисков "Queensryche". Группа уже нашла свой звук. Тейт способен работать и в среднем, и в высоком регистре, но его голос везде звучит естественно и эмоционально. Немного дыхания блюза - вот чего не хватает сонмам пауэр- и спид-вокалистов, чтобы не вызывать хохота. Голос Тейта в самых мрачных местах способен вызывать мурашки... Мрачность вообще присуща музыке Q. - именно ДеГармо с Уилтоном первыми из металлистов наполнили свои риффы этой американской мрачностью, не депрессивной, а мелодично-агрессивной; как раз от этого шли потом и Tool, и Psychotic Waltz, и много еще кто. Однако вещи вроде "Neue Regel" и "Surgical Strike" провисали под собственной концептуальностью. Да, ведь Rage for Order - тоже концептуальный альбом, хотя об этом, похоже, не любят вспоминать. Диски с единой историей часто страдают от того, что повествование ставит музыку себе на службу. В '86-м Q. пали жертвой этого вируса: риффы и ритмы часто причудливо и манерно, но не мелодично перекручиваются, чтобы передать требуемое настроение. Поэтому RfO, хоть и оставался хорошим диском, не изменил серьезно статуса "Queensryche". Тем не менее, они унесли свое 47-е место в чартах и туры на разогреве перед "Metallica" и Bon Jovi - а в 1986-м это были "САМИ Bon Jovi".
Великим годом стал 1988-й. Вторая половина 80-х вообще была кипучим временем,
мир лихорадило. Q. резонировали в унисон с Zeitgeist'ом - и поэтому была
произведена Operation: Mindcrime. Концептуальный альбом, какого не было
со времен The Wall и не повторялось до записи Ocean Machine. O:M
был в чем-то даже эффективнее The Wall (о, кощунство!): он был куда
короче, а процент собственно песен, не сюжетных интерлюдий, был куда выше. И
каких песен! Проходных треков не было, зато хиты шли россыпью - от
"Revolution Calling" и до финальных "I Don't Believe in Love" и
"Eyes of the Stranger". Q. добились во многом уникального результата -
они записали концептуальный диск, в котором не обязательно знать концепцию.
Одновременно набор мощный вещей в фирменном стиле группы и хорошо продуманная
история, умная и не пошлая, несмотря на легкий конспирологический флер - трех
платиновых дисков (миллиона проданных копий) и номинации на Грэмми стоило
ожидать.
Однако медные трубы еще не были пройдены до конца. 1990: Empire. Q.
справились и с еще одной стратегической задачей: что записать, выпустив шедевр?
"Metallica" споткнулась на ...And Justice for All. Queensryche немного
отпустили вожжи, сменили агрессию и гнев на драйв и немного эйфории, и сделали
Empire. Это был их самый коммерчески успешный альбом, и он вполне того
заслуживал. "Silent Lucidity", один из трех синглов с альбома (также
"Jet City Woman" и "Another Rainy Night (Without You)"), получил
жесткую ротацию на MTV и радио. Продажи составили где-то между 2 и 4 млн.
дисков. Q. прочесали весь земной шарик, кроме одной шестой, конечно, - Северная
Америка, Япония, Европа, Южная Америка. Участие в турне "Monsters of
Rock". Награда "Выбор зрителей" (Viewer's Choice Award) на MTV. Еще одна
номинация на Грэмми в 1992-м, тогда группа еще и выступает на церемонии
вручения наград. Не хватало только Нобелевской премии...
А потом все кончилось. В этот самый момент упомянутая "Нирвана" изобрела
грандж, и Сиэтл, взрастивший некогда "Queensryche", сам их обрушил. Хотя не их
одних - великое переселение фанатов убрало с вершин моды всех металлистов 80-х,
и даже "Metallica" до конца так и не оправились от удара. Однако все, что не
убивает нас, делает нас сильнее. Q. избавились от мимолетных поклонников, и в
сухом остатке оказалась мощная фан-база, процветающая и по сей день. Стойкие
были вознаграждены за преданность диском Promised Land (1994), и хотя
шансов соперничать с Operation... и Empire у него не было, это
один из лучших дисков группы. Гораздо более интроспективный и задумчивый, этот
альбом полон той музыки, которую иногда удается сделать группам, которым уже не
надо изменять мир - спокойной, взрослой, взвешенной музыки. Q. сказали то, что
хотели сказать, и то, что только надо было сказать. Наградой им было 3-е место
в чартах США и платиновый диск в те смутные времена.
После этого "Queensryche" наконец начали выдыхаться. В 1997-м году был
зачем-то выпушен Hear in the Now Frontier, где Q. решили зачем-то
поиграть в молодых и записали грандж. Очень хороший грандж, надо заметить;
однако в '97-м те, кому этот стиль был нужен, уже получили его достаточно, а
те, кому нужны были "Queensryche", не могли обрадоваться исчезновению любимой
группы. Можно говорить о перерождении Metallic'и на Load & Reload, но Q.
на Hear... не переродились, а просто потеряли себя. Следующий альбом,
Q2K (2001), еще пытался отчасти придерживаться той же линии, и это
доказывает, что группа не просто гонялась за популярностью, а пыталась
следовать "Sign of the Times" (так назывался трек на Hear...).
Увы, знаки были прочитаны неверно. Кроме того, сразу по выходе диска '97-го
года EMI обанкротилась. Полосу неудач довершил уход ДеГармо, одного из
двух официальных основателей группы и одного из основных авторов материала.
На этом полагалось бы или скончаться, или возродиться. Однако Q. не ходят
проторенными тропами. Нак какое-то время они просто удержались. На место
ДеГармо был взят Келли Грей (Kelly Gray), давний друг и продюсер группы.
Был записан упомянутый Q2K; для Q. это очень средний альбом, но он был
лучше своего предшественника. Тейт, Рокенфилд и Уилтон сходили на сторону,
записав несколько сольников. Видимо, это помогло стравить неподходящие
творческие импульсы. В 2003-м выходит Tribe - диск, который должен был
идти сразу после Promised Land и который ни на йоту не уступает ему в
качестве. Лучше поздно, чем никогда - Fear of the Dark и Brave New
World тоже разделяет целых восемь лет...
Сейчас Q. "on the road again". В их расписании Россия не значится - тур только
по Америке. Зато в ходе этого тура уже показывают ролик с новыми песнями.
Альбом должен выйти осенью 2005-го. Его название уже известно: Operation:
Mindcrime II. Можно быть уверенным, что на этом тоже ничего не кончится. И
Q. этого заслуживают.
Дата образования:
1 января 1981
1944 – Родился Мик Ралфс, вокалист и гитарист групп Mott The Hoople и Bad Company. Автор знаменитой песни "Can’t Get Enough" - или, по крайней мере, ее легендарного гитарного риффа »»
1948 – В Бирмингеме родился Джон "Бонзо" Бонэм, первый и единственный барабанщик группы Led Zeppelin. После его смерти в 1980-м году группа распалась »»
Red HOLLOWAY (1927)
Dean FORD (1947)
Paulinho Da COSTA (1948)
John BONHAM (1948)
Владимир КУЗЬМИН (1955)
Corey HART (1962)
Виталий КУТУЗОВ (1968)
Mindi ABAIR (1969)
Christian MCBRIDE (1972)