Джимми Клифф (Jimmy Cliff) - один из патриархов регги-сцены, и не так просто сказать, каким по счету будет в его дискографии новый альбом Black Magic. Джимми исполняет регги, но одного этого было бы мало: кто только его не исполняет благодаря тому, что Боб Марли и сам Клифф сделали еще на рубеже 60-х - 70-х.
На Black Magic Джимми удается то, что по силам немногим - не впадая в эклектику, добавить к своему основному стилю много вкусных ингредиентов отовсюду. Это действительно Черная Магия, потому что тут задействованы и находятся в балансе практически все стили, которые ассоциируются с негритянской культурой. Похоже, в каждом из нас есть немного от негра, потому что с не меньшей ловкостью Джимми добавляет к рэп-биту "Jamaica Time" лирические гитарные соло и гармонии из репертуара славного коллектива U2, милого всем белым. Да и стена звука в припеве "Over The Border" тоже смахивает на что-то вроде ирландской же "The Real Thing". А "City" с ее фоновым синтезатором вызовет скупую слезу у всех поклонников Спрингстиновской "Streets of Philadelphia".
Прежде всего Джимми обращается к рэпу - это, в общем, малоудивительно. Особенно много рэп-вставок в начале альбома; на трех из четырех первых треков участвуют гости-рэпперы, вплоть до самого Вайклифа (Wyclef), причем свои тексты все читают мастерски и непринужденно. Да и ритм этих композиций несколько громче и агрессивнее (если это слово применимо к музыке Джимми), чем принято в регги.
Однако к одному рэпу дело не сводится, и, что особенно приятно, Джимми не дрожит над своими аранжировками, как Скупой Рыцарь. В одну песню, помимо рэпа, он смело добавляет, к примеру, вокал Стинга ("People") - а ведь на дуэте со Стингом кое-кто строит всю карьеру. В "I Want I Do I Get" есть еще и классические женские подпевки, и легчайшее электронное попискивание на заднем фоне, очень удачно дополняющее песню. Беззаботная мелодия с духовыми в "Dance" - гибрид регги с латино, а "(Oh La La La) Let's Go Dancing" - рэп-латино от Kool & The Gang и Bounty Killer. А напряженный бас в "The World Is Yours (Positive Mind)" подошел бы, страшно сказать, хард-рок-группе... но используется для регги.
Cоздается впечатление, что сонмище знаменитостей Джимми созвал просто для того, чтобы было "тусово", потому что и безо всякой посторонней помощи он делает отличную музыку. С помощью стандартных приемов регги - синкопированный ритм, активный бас, гитарные текстуры, синтезаторы (больше напоминающие даб или даже Black Eyed Peas), вокал с ямайским акцентом (послушайте, как он выпевает "Over The Border") и пресловутых вставок других стилей он добивается просто классных результатов. Арабский проигрыш в "Terror (September 11th)" звучит всего ничего, но на порядок улучшает и без того интересную композицию (редкий случай регги с минорными аранжировками, как и "War In Jerusalem").
Альбом длится больше часа, но не производит впечатления затянутости. Красивая, разнообразная и (само собой!) чертовски позитивная музыка. Слушайте Джимми Клиффа - и будет вам счастье.
1949 – Родился Рик Окасек - гитарист и композитор американской группы The Cars »»
Евгений Исаакович КЛЯЧКИН (1934)
Michael NYMAN (1944)
Ric OCASEK (1949)
Chaka KHAN (1953)
Phil JUDD (1953)
Василий ШУМОВ (1960)
Андрей "СВИН" ПАНОВ (1960)
Damon ALBARN (1968)