IRON MAIDEN  День знаний-2. Занятие физкультурой.

Так получилось, что статистика знает все, за исключением того, кому и зачем это знание нужно. И она говорит нам, что 9 из 19 альбомов Iron Maiden были изданы осенью, а 29-го сентября 1986 г. издан знаменитый "Somewhere in Time". Напрягите сухожилия лобной области - мы переходим к упражнениям с отягощениями...

Так получилось, что статистика знает все, за исключением того, кому и зачем это знание нужно. И она говорит нам, что 9 из 19 альбомов Iron Maiden, включая альбомы концертные и "the best of...", были изданы осенью. Жить стало лучше? Тогда продолжаем нашу гимнастику ума. Из них 3 появились на свет в сентябре: 3-го вересня 84-го года - "Powerslave", 8-го рюеня 2003-го - Dance of Death", но про это мы уже написали и даже пропили гонорар, а 29-го хмуреня 86-го - "Somewhere in Time". Напрягите сухожилия лобной области - мы переходим к упражнениям с отягощениями.

...Эта история началась где-то посредине 85-го года. "Powerslave", альбом 84-го года, породил "World Slavery Tour"; а тот прожил так долго, что довел родителей до грани полного физического и морального истощения. За 13 месяцев гастролей группа дала 322 концерта. "В какой-то момент нам стало казаться, что этому не будет конца, - говорил Смит. - шесть месяцев - отлично. Девять месяцев - отлично. Но все новые и новые концерты добавлялись к уже намеченным. И под конец мы все были выжаты, как тряпки. Приехав год спустя домой в Лондон, я пришел навестить родителей и постучался в чужую дверь". А менеджер группы, Род Смоллвуд, все продолжал обводить цифры календаря в гастрольном графике. И однажды ведомая Брюсом группа пришла к Роду и в ультимативной форме потребовала "ни одного дополнительного концерта". В противном случае певец угрожал упаковать чемоданы.
Брюс Дикинсон: "Я чувствовал себя содержимым мусорной корзины, деталью механизма, словно я был элементом декорации. "Ничто не стоит того, чтобы чувствовать себя так", - думал я в то время".
МакБрейн: "Я вообще удивлен, что мы дотянули до конца турне. По сей день у нас не было более напряженных гастролей. Это было что-то сумасшедшее! Где-то ко второй трети пути мы все были на автопилоте. Особенно плохо выглядел Брюс. Он был готов все бросить и уехать домой".
5 июля 85-го в Калифорнии был сыгран последний концерт, и группа получила долгожданный полугодичный отдых. (В итоге превратившийся в четырехмесячный.) Как только по черноте поползли белые титры, Брюс, не дожидаясь слов "конец фильма", исчез где-то в одиночестве и Лондоне. МакБрейн наконец-то получил лицензию пилота, купил себе одноместный спортивный самолет и тоже улетел. Мюррей вернулся к своей Тамар догуливать медовый месяц, от которого он получил лишь несколько дней в мае. И только железный Харрис не прекратил заниматься делами группы, разрываясь между самолетом, Лос-Анджелесом, где при его непосредственном участии монтировалось домашнее видео "Live After Death", и свежеприобретенным участком в Эссексе.

Однако на сей раз свое продолжение история группы получила не от ее основателя и идеолога, а от Смита, он же "Эйдж", - скромняги и флегматика. В поисках спокойствия и рыбалки Эдриан забрался не больше не меньше в леса Британской Колумбии. Там, вдали от тяготящих людских глаз, в обществе местного лесника и предусмотрительно захваченной подруги гитарист просидел два месяца на берегу такого же меланхоличного озера c удочкой в руках. В сентябре, с наступлением неприятного времени года Эйдж вернулся на родину сплина. Здесь его взял в оборот МакБрейн.
Вдоволь налетавшись, уделив семье внимание, Нико стал испытывать другое английское чувство, по-русски называемое "креза". Устав от затянувшегося безделья, он арендовал небольшую студию и часами в одиночестве молотил по барабанам. Когда одиночество допекло, он решил разбавить кем-то окружающую пустоту (которая, на самом деле, внутри). Смит с радостью согласился. Из спонтанных аккордов начал явственно выступать рельеф, чрезвычайно похожий на новый материал...
Укомплектоваться друзьям удалось поразительно быстро. На роль басиста пригласили старого друга Нико Марка Коннели, со стороны Смита присутствовали два гитариста - Дейв Колвелл и Энди Барнет. Шестым участником стал Кенни Маунтин из группы Beckett, чей "кавер" "Rainbow's Gold" Maiden делали на сингле "2 Minutes To Midnight". Через дорогу от студии, как это всегда бывает в Лондоне, был небольшой паб, где банда решила немного поджемовать. Небольшой джем вылился в шестинедельное сотрудничество по пять дней в неделю.
Кое-что было призаимствовано из материала FM, группы Энди Барнета, старого коллеги Смита по "домэйденовским" временам, кое-что было написано тремя гитаристами в совместных творческих муках. Кое-что впоследствии, уже в исполнении Maiden, попало на синглы "Wasted Years" и "Stranger In A Strange Land": "That Girl", "Juanita" и "Reach Out".

1985-й год планировалось завершиться рождеством, индейкой и алкоголизмом под благовидным предлогом. По просьбе МакБрейна Смоллвуд организовал два концерта для ознаменования этого трогательного события в кругу друзей и прихлебателей. Первый состоялся в Грейвсэнде, в пабе "Ред Лайон" под вывеской "The Shermann Tankers". Несмотря на предпринятые меры конспирации, огласки избежать не удалось, и ушлые хэдбангеры до отказа наполнили зал.
> Второй концерт состоялся два дня спустя, 21 декабря, в Сохо, в знаменитом клубе "Marquee", где и был показан весь материал, оказавшийся средней руки мид-темповым хардом, от которого сильно попахивало американскими радиостанциями. На этот раз они были ангажированы как "The Entire Population Of Hackney" ("Коренное население Хокни"). (Хокни - рабочий квартал Лондона - прим. автора.) В какой-то момент к ист-эндовцам на сцене присоединился Пит Уэй (ex-U.F.O.), кумир юности, а впоследствии - близкий друг Харриса. Ближе к финальному свистку появился и сам Стив, а с ним Дейв и Брюс. Maiden в полном составе сыграли "2 Minutes...", "Losfer Words" и два кавра: "Tush" ZZ Top и "Rosalie" Боба Сигера, более известную в исполнении Thin Lizzy. Теплый дружественный джем-сейшн завершился грандиозной попойкой....

"Somewhere In Time" стал самым дорогим и одним из самых продаваемых (только янки закупили два миллиона экземпляров) релизов группы, а последовавшее турне - одним из самых непагубных для психики. Надувная голова Эдди, превратившегося в подобие Терминатора из нежелательного будущего, поднималась над сценой стадионов и арен через разумные временные промежутки, позволяя одному порыбачить, другому - поиграть в футбол, третьему - уколоть какого-нибудь желающего рапирой. И привести голову в порядок.
Голова по-аммонитски мерзостная показалась на улицах города 29 сентября, не ясно лишь какого года. Окружавшая Эдварда картина напоминала об убогости фантазии голливудских режиссеров и утонченности английского юмора. "Счет 7-3 в пользу "Вест Хэма" (футбольная команда, за которую болеет Харрис - прим. автора) в матче с "Арсеналом" на электронном табло явно свидетельствовал, что это - не Земля, какой мы ее знаем". Неоновые надписи "кефир" и "меня рвет" говорили в пользу того, что русские все-таки дошли.
А вообще, "это очень скучная картина" ("This is a very boring painting" - надпись справа налево под правой ногой Eddie). Но если вглядеться в обложку "Somewhere In Time", а еще лучше - заручиться поддержкой увеличительного стекла, то можно найти много занятного. Силуэт Шарлотты в окне - такой же, как Эдди, мифологической спутницы группы, бар "Тehe", обитателей которого до сих пор можно слышать на "Heaven Can Wait", клубы "Ruskin Arms" и "Rainbow" в которых начинали молодые Maiden, ресторан "Дары Моря от Старого Моряка" ("Ancient Mariner Seafood Restaurant"), "Long Beach Arena", любимый американский кабак англичан "Hammerjacks" в Балтиморе, Икар, повисший в небе с момента выхода сингла "Flight of Icarus" и другие официальные лица с супругами.
На "Somewhere in Time" Maiden впервые пошли на эксперименты со своим традиционным звучанием. Главным образом они были связаны с использованием Дейвом, Эдрианом и Стивом гитарных синтезаторов последнего поколения. Композиции получились более длинными, а звук - дистиллированным, и партия ритм-гитары оказалась несколько задвинутой на задний план. Злые языки вновь заговорили о смягчении мэйденовского саунда, но на судьбе альбома это не отразилось никоим образом. "Powerslave" стал в Штатах альбомом, который просто обязан был иметь каждый, - говорил Дикинсон. - Весь мир буквально был у наших ног, ожидая, что мы выпустим в следующий раз"...
"Что бы мы ни выпустили, это бы приняли и купили. Но мне казалось, будь я на месте слушателей, я был бы немного разочарован. Я думал, что нам пора выпустить что-то неожиданное, что-то дерзкое. Вместо этого мы выпустили очередной альбом Iron Maiden".
Далее Дикинсон признавался: "После изнурительного турне 84 - 85 гг. я был предоставлен самому себе. Я много о чем передумал. О том, что я пришел в музыку не только из-за возможности выступать перед большими аудиториями. Я хотел рассказать людям о том, что творится в моей голове. Я подумал, что может меня заставить отправиться в еще одну годичную гастроль? Еще один альбом, который потрясет мир. "Где наш "Kashmir", где наша "Stairway To Heaven"? - думал я. И я сочинил кое-какой акустический материал, нечто похожее на то, что MTV начали практиковать много лет спустя со своими "unplugged" концертами".

Первым, кто услышал сочиненное Брюсом, стал журналист Metal Hammer Мик Уолл, которому у себя дома Дикинсон спел под гитару три новые песни. Крайне удивленный тем, какие миазмы раздались от запеченного в фольклорном соусе Led Zeppelin, корреспондент, однако, деликатно ускользнул от высказывания каких-бы то ни было чувств вслух. Не менее него оказались удивлены и сами остальные мэйденовцы. Но чувства выразили, единодушно опустив большие пальцы вниз. На словах Брюсу об этом передал Мартин Берч, продюсер группы. Берч: "Я всегда с известной долей опаски относился к песням, которые писали Брюс и Эдриан. Их песни таили в себе некоторый риск для группы, риск зайти совершенно не туда. Ни я, ни Стив, не представляли себе Iron Maiden в ином качестве, отличным от того, чем Iron Maiden действительно был. Некоторые из их песен просто не были приемлемыми - как, например, "Reach Out", попавшая в итоге на сингл, похожая на американский рок в стиле Брайана Адамса. Другие песни, написанные Эдрианом для этого альбома, "Wasted Years", например, были отличными вещами. Но даже они, на мой взгляд, в чем-то контрастировали со стилем Maiden. Что же до вещей Брюса, все они были акустическими, и... они просто не подходили. Не потому, что были акустическими, они просто были не тем, что нужно".

Так на "Somewhere In Time" не оказалось ни одной песни Брюса. К счастью, совершенно единоличные и законченные мысли нашлись у Эдриана: "Sea Of Madness", "Wasted Years", ставшая год спустя "песней про Жанну", и "Stranger In A Strange Land". Последняя, повествовавшая о замерзшей в арктических льдах экспедиции, не имела, заметьте, с известным романом Роберта Хейнлина ничего общего, кроме названия.
Из пяти оставшихся песен одна, "Deja-vu" была написана Дейвом и Стивом, и четыре - Харрисом лично. Открывала альбом "Caught Somewhere In Time", наполненная целым набором красивейших мелодий, как та самая индейка всякой всячиной. (Сходства добавляла известная мелодия Говарда Блейка из ежегодного рождественского мультфильма "Снеговик", игравшаяся на некоторых концертах Мюрреем и Смитом во время гитарного соло, и ныне стараниями Nightwish известная в советской стране в виде "Walking in the air".) "Heaven Can Wait", не самая, наверно, удачная вещь Maiden, еще 13 лет имевшая, однако, место в основном составе концертного сета благодаря своим стадионным распевкам, закрывала сторону "А" виниловой пластинки. Но, к счастью, была еще и другая сторона, начинавшаяся "The Loneliness Of The Long Distance Runner", повторявшей сюжетную линию одноименной кинокартины 50-х о парне, решившим расстаться с психологией победителя прямо во время забега.
Финишную ленточку разрывала "Alexander The Great", одна из самых родных для (анти?)советских людей 80-х песня.
Брюсу же пришлось подождать с дальнейшей самореализацией до следующего альбома. "Я почувствовал себя как пришлепнутая муха. "Что мне теперь делать?" - думал я. "Захныкать, собрать игрушки и идти домой?" Но тогда я уже был далек от мыслей, не дававших мне покоя после "World Slavery Tour". Я решил, может они и правы, может я и есть корзина для мусора. В конце концов, я убедил себя. И чем дальше я продвигался в своем самоубеждении, тем меньше во мне оставалось чувства ответственности. Однако мысль об уходе из Iron Maiden именно тогда впервые пришла мне в голову".

20.09.2004, Алексей МОРОЗОВ (ЗВУКИ РУ)

IRON MAIDEN

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт...

Подробности из жизни:

Iron Maiden - группа, причисляемая критиками к так называемой Новой Волне Британского Хэви-Метал. Это движение, поднятое на щит на рубеже 70-х и 80-х годов в качестве альтернативы надоевшему панку, с позиций дня нынешнего оказалось "дутой величиной". Ибо кроме собственно Iron Maiden, и уже запарившихся отрицать свою принадлежность к миру хэви-метал Def Leppard, не породило ни одного действительно громкого имени. Совсем уж мелкокалиберные Venom и Saxon - не в счёт.
С первого альбома и по конец 80-х группа существенно улучшила качество продюсирования своих записей и уровень игры. И то и другое произошло благодаря серии кадровых перестановок. В частности, к моменту начала работы над вторым альбомом группы "Killers" (1981) продюсером группы стал опытный Марин Берч (Martin Birch), ветеран сессий записи альбомов Deep Purple и Black Sabbath, а лидер-гитаристом группы стал виртуоз Адриан Смит (Adrian Smith). Во время работы над третьим диском "The Number Of The Beast" (1982)…

Далее... →