Любая страна может раскрутить и прославить собственного артиста так же, как и исполнитель может отплатить своей стране той же монетой (монетой, причем, в буквальном смысле слова). Подчеркну: к России это не относится. Не надо прикидываться гением, чтобы вообразить, какой имидж родному государству формируют флагманы российского фестивального движения "Нашествие", "Крылья" или легендарный подольский фест. В Исландии все несколько по-другому.
Население страны этой вместе со всеми хуторами и деревнями - 280
тысяч человек при общей площади поболее всей Прибалтики.
Однако после того, как гигабайты памяти вашего компьютера заняты информацией об уникальности и редкой творческой
плодовитости северного островного
государства, чьим гражданством ему обязаны такие персонажи, как Bjork, Sigur
Ros, Mum, Эмилиана Турини, вопрос "ехать или не ехать в Исландию" снимается
сам собой. Китов,
водопад Гульфос, ледники и долину гейзеров можно без труда посмотреть
практически в любое время года, а вот объективно оценить состояние современной
исландской музыкальной сцены можно раз в году. Идеальный повод для этого -
международный фестиваль
IcelandAirwaves, место проведения еще более идеальное - 101 Рейкъявик, т.е.
даунтаун столицы.
Прибыв в стольный исландский город за несколько дней до фестиваля, я решил ознакомиться со всем тем или с теми, кто мероприятие осуждает или по крайней мере относится к нему с сомнением. Объясняю: IcelandAirwaves - фестиваль, не имеющий четких территориальных границ и проходящий исключительно в вечерне-ночные часы во всем городском центре (деловом и жилом) Ну, должны же быть возмущенные жильцы прилегающих домов, чей покой уже пятый год подряд нарушается на четыре дня подряд, полиция, музыканты, которых не пригласили выступать, дворники в конце концов, каждое утро выгребающие с улиц горы битого стекла?.. В благородном деле поиска протестующих мне помогли двое вполне вменяемых дипломатов российского дипучереждения, которые, штудируя по долгу службы местные печатные СМИ, сообщали мне подробности взаимоотношений исландцев с фестивалем. Полный штиль - мало того, город с нетерпением ждет это мероприятие целый год, так к зарубежным гостям Аэроволн жители столицы настроены более чем благожелательно, и никакой критики в адрес организаторов не замечено.
Исландцы весьма подвижны и актуальны в музыкальном плане: уникальное
географическое расположение между двух континентов образно сочетается с
зависанием в таком своеобразном межкультурье. Гитарная рок-музыка тут на особом
почетном месте, хотя получается это у них по-разному. По собственному опыту,
как человек, который уже четвертый год подряд пристально наблюдает за развитием
исландского творческого потенциала, могу сказать, что фестиваль взрастил
собственных и новых звезд и звездочек. Так, например, мрачные романтики,
обладатели самого стильного образа, поклонники психоделии и Лу Рида из
Singapore Sling, записавшие за четыре года одну единственную пластинку (получив
впоследствии контракт с американцами из Stinky Records), являются наиболее
яркими детищем "Аэроволн". С прошлого года список "молодых дарований"
пополнился еще одними достойными представителями исландской рок-сцены - ансамблем
Vinyl. Ребята пару месяцев назад выпустили свой дебютный EP и отрабатывают
сценические приемы на американской и английской аудиториях, попутно при этом
сыграв в родном Рейкъявике. Кстати, если отбросить иронию и сарказм, то стоит
действительно признать, что Vinyl являются наиболее перспективным экспортным
продуктом Исландии с ужасно плотным гастрольным расписанием, а их бойкий сингл
"Nobody's Fool" может уже завтра попасть в жесткую ротацию теле- и радиоточек
по всему миру. Скрещивание идеологии раннего INXS, энергетики
Guns'n'Roses и
панк-мелодий Stooges ребятам удалось - и пошло, надо сказать, на пользу.
Выступление модного и часто обсуждаемого Gus
Gus стало главным разочарованием фестиваля, так как кроме ауры, придуманной
журналистами, у коллектива на сцене не оказалось ровным счетом ничего.
А вот
Quarashi - как раз тот случай, когда контракт с Sony Music принес парням ощутимую
прибыль, выражаемую как в славе, так и в дензнаках. Прошлогодней пластинки
разошлось без малого под 300.000 копий по всему миру, гастрольные поездки с
Эминемом, 50 cents и прочими участниками клана сделали свое дело. Достаточно
навязчивый рэп-рок звучит из уст исландцев вполне правдоподобно и стоит
предположить, что проект этот - жизнеспособный и долгоиграющий. Одно из
лучших фестивальных выступлений.
В этом году оргкомитет решил окончательно переместить все фестивальные действия
в зону 101 и, как следствие, приезда громких и раскрученных имен на должность
иностранных гостей "Аэроволнам" пришлось избежать. Самый вместительный столичный
клуб NASA готов принять у себя 500-600 человек, тысячных площадок нет вообще,
да и "звезд" хватает на небе. Англичане The Kills - самое большое откровение
фестиваля, этакая история Бонни и Клайда, разворачивающаяся прямо на сцене.
Меньше музыки, больше чувств. Из инструментов - лишь одна гитара и табачного вида
девушка, то есть два человека на сцене и никаких мини-дисков. Если бы Hives,
Strokes, White Stripes и The Kills поехали бы в совместный тур, место
хедлайнеров должно было бы быть однозначно за The Kills.
Норвежцы из Ricochets,
по общему мнению немногочисленной российской делегации фестиваля, были признаны
самой рок-н-рольной группой мероприятия. И это следует как из опыта личного
общения со скандинавами, так и из часового концертного сета. Гаражный рок,
исполянемый Ricochets, полный мелодий, алкогольно-сигаретного угара и
восхищения, способен убедить кого угодно.
Ребят из TV on the Radio я поначалу
идентифицировал как соседей по столику за завтраком в отеле, и узнать позднее,
что эти люди играют качественный и задорный афро-панк, было весьма и весьма приятно.
Кстати, об уже упомянутой российской делегации. Icelandairwaves 2003 явился
по-своему революционным в плане наличия российских участников акции. Передовое
знамя на этот раз на фестиваль внесли Tequilajazzz, которые уже к этому времени
приобрели статус российских первопроходцев северного края. Питерцы уже
выступали в Рейкъявике в прошлом апреле, навеки став первой (но пока
единственной) группой, выступившей в самой северной столице мира.
Ну, а после
громких слов стоит, к сожалению признать и то, что концерт этот останется в
памяти лишь музыкантов, немногочисленных представителей российского посольства
и еще пары случайных человек. В очередной раз оправдывается древнейшее
предположение о том, что исполнять пусть и добротную рок-музыку на каком либо
другом языке, кроме английского, смысла не имеет не только в Рейкъявике. В любом
случае, положительные воспоминания от нескольких быстро пробежавших дней
северного отпуска остались у текильцев надолго, а Исландия так и не узнала о
ночном заплыве господина Дусера по северной Атлантике.
Должен также сказать, что те местные коллективы, которые и имеют какие-то пусть даже и отдаленные перспективы "мирового господства", как ни странно, не идут в оборот со стикером "Сделано в Исландии", так что шансы одинаковы у всех. "Было бы глупо представлять группы как товар исключительно исландского производства, - говорит Кари, менеджер Vinyl и Quarashi. - Исландия такая же часть цивилизованного мира, как Европа или Америка: чуточку модная, чуточку ветреная, но особого повода для экзотики нет". Все кажется справедливо и предельно ясно.
Четыре дня - оптимальный срок для погружения в мир исландской современной
музыкальной культуры, но недостаточный для хотя бы поверхностного ознакомления со
страной Исландией. Однако политика национального авиаперевозчика IcelandAir,
идейного организатора и спонсора фестиваля, себя оправдывает: тот, кто приехал
сюда хоть раз, непременно вернется еще и еще - будь то 'Аэроволны' или семейный отпуск.
PLAZA HOTEL за исключительное гостеприимство
Пекка Маккинену (IcelandAir) за make it happened.
1984 – Управление культуры Москвы выпускает так называемый «список запрещенных групп», которым ни под каким видом нельзя было выступать в Москве. В него входят: «Альянс», «Альфа», «Браво», «Центр», «Примус», «ДК», «Аквариум»,… »»
Lammar WRIGHT (1927)
Koko TAYLOR (1935)
Finbar FUREY (1946)
Norton BUFFALO (1951)
Keni BURKE (1953)
Kenny KIRKLAND (1955)
Alannah CURRIE (1957)
Ginger FISH (1968)
Sean LEVERT (1968)
КСЕНОНА (1989)