Вскоре после записи альбома Радио Африка в составе Аквариума произошли очередные изменения, следствием которых стала ориентация группы на плотный струнный звук и временный отказ от электрических выступлений. Одной из причин движения в сторону акустики и камерной музыки стало отсутствие Курехина, переключившегося на собственные проекты, в частности, на Поп-механику . По воспоминаниям музыкантов, Курехин оказался чуть ли не единственным из участников Радио Африки , который в итоге остался недоволен этой работой. Во время публичного прослушивания Радио Африка в одном из баров на Васильевском острове, в котором Майкл Кордюков работал ди-джеем, Курехин высказал недовольство прямыми рок-н-ролльными песнями типа Рок-н-ролл мертв , - вспоминает Гребенщиков. - Он был разочарован тем, что этот проект так многообещающе начинался, а затем идея переместилась в несколько иную плоскость. В Радио Африка его коробили банальные места, и он временно отошел в сторону .

После ухода Курехина эпицентр аквариумовских экспериментов переместился на улицу Восстания в квартиру к Севе Гаккелю. С осени 83-го года Гребенщиков с Гаккелем в течение нескольких месяцев пытались реанимировать музыкальные находки Аквариума модели 75-го года, которые со временем оказались либо подзабыты, либо утеряны. Определенный намек на подобную эстетику прослеживался в финале альбома Табу в акустической композиции Радамаэрл . По-видимому, так должен был звучать Аквариум с точки зрения Всеволода Гаккеля. Такого рода вкрапления имели очень разный характер и были подчинены какому-то интуитивному порыву в определенный момент времени , - вспоминает он. Природа всевозможных изысканий Гаккеля в области гармоний имела под собой глубокие корни. Испокон веков род Гаккелей давал миру изобретателей. Дед Севы Яков Модестович был известным авиаконструктором - его именем названы две модели самолетов: Гаккель-7 и Гаккель-9 . Отец - Яков Яковлевич Гаккель - известный океанолог, доказавший существование огромного подводного хребта, который вскоре после его смерти был обнаружен в Северном Ледовитом океане. Всеволод Яковлевич Гаккель нашел для Аквариума новый звук. В его основе лежали необычные сочетания виолончели с акустической гитарой Гребенщикова и скрипкой Александра Куссуля - студента консерватории и одного из членов струнной секции Поп-механики . Подобное взаимодействие инструментов (плюс флейта Дюши Романова) впервые появилось в Аквариуме лет за десять до этого, когда на скрипке играл подзабытый ныне Николай Марков, дезертировавший из фолк-роковых Акварелей в гребенщиковский проект на пару с Гаккелем.

Еще одним виновником аквариумовских новшеств невольно оказался кинорежиссер Александр Сокуров, предложивший группе исполнить в его новом документальном фильме пару инструментальных тем из ... романсов Глинки. Пораженные столь неординарным взглядом на музыку Аквариума , БГ и Гаккель принялись разыскивать пластинки с произведениями Глинки и в итоге обнаружили в них немало сюрпризов. Разбираясь в том, что наворотил Глинка, я понял, что в музыке он позволяет себе гораздо больше, чем я, - вспоминает Гребенщиков. - Наверное, мне никогда не хватало убежденности, чтобы производить такую глобальную работу с мелодиями - когда композитор свободно переходит из одной гармонии в другую, меняя все на ходу. И я подумал: Почему русские композиторы могут себе это позволить, а я - нет? Под влиянием экспериментов Глинки Гребенщиков написал композиции Сны и Дело мастера Бо , на которых в области гармонии ему удалось продвинуться далеко вперед - на новые, ранее неизведанные территории.

Аквариум всегда был для меня чем-то большим, чем просто четыре аккорда, - говорит Гребенщиков. - Почему-то именно в районе Дня Серебра мы решили развернуться вовсю и сделать то, что хотели сделать очень давно, не жалея на это ни времени, ни сил. Мы дали себе free hand, не обращая внимания ни на что другое. Сны и Дело мастера Бо показывают, чем именно, помимо концертов и сочинения повседневных песен, мы должны были бы в идеале заниматься .

Спустя годы стало очевидно, что для Аквариума середины восьмидесятых День Серебра явился поистине уникальной работой. В частности, это был чуть ли не единственный альбом, аранжировки для которого создавались дома, а не бардачным методом прямо в студии. Отдельные компоненты в новых композициях начали смыкаться друг с другом самым естественным образом. К примеру, песня Электричество какое-то время существовала в нескольких независимых частях, и лишь незадолго до записи припев и основная мелодическая линия срослись в ней воедино.

Ряд композиций оказался прямым следствием увлечения Гребенщикова и Гаккеля разнообразными мистическими явлениями и теориями - начиная от воздействия на организм холодных температур и заканчивая Кастанедой и бурной деятельностью оккультного плана, которую проводили различные приятели музыкантов. Интенсивные исследования в эзотерических областях всегда были актуальны для питерской богемы - неудивительно, что осколки подобных взрывов в конце концов зацепили и Гаккеля. Особенно неизгладимое впечатление произвела на него встреча с летающей тарелкой. Свидание произошло аккурат после концерта известного флейтиста-эколога Пола Хорна в Юбилейном . Взобравшись поздно вечером на крышу одного из зданий, Гаккель с Гребенщиковым обсуждали что-то, связанное с мистикой. Внезапно они увидели в ночном небе конфигурацию из огней, которая перемещалась вдоль линии горизонта, явно пренебрегая законами гражданской авиации. Теория ненавязчиво перетекала в практику.

Идея обложки нового альбома - двойная спираль как символ бесконечности - возникла под влиянием книги Белая богиня , где кельтской культуре, и в частности ее символике, уделялось особое внимание. Ее автор, поэт и мифолог Роберт Грейвс, предложил своеобразное исследование-размышление об общности древних религий и мифологий. Не углубляясь в подробности вопроса, отметим, однако, что идея Белой Богини (Великой Матери), сформулированная Грейвсом, оказала немалое воздействие на творчество Гребенщикова, что особенно отразилось в сольной работе 1997 года Лилит - ее идее, оформлении и собственно названии.

Что касается Дня Серебра , то увлечение БГ различными проявлениями мировой культуры выплеснулось в новые тексты с неведомой ранее силой. Поэзия этого периода содержала и рассуждения на темы смерти ( небо становится ближе ), и элементы рефлексии ( каждый мой шаг вычислен так же, как твой , каждый торгует собою всерьез ), и перекликалась с написанным ранее (сравните: жизнь хороша тем, что она проста в Табу и жизнь проста, когда ждешь выстрелов с той стороны в Дне Серебра ). В композиции Сны ключевая фраза она не знает, что это сны была заимствована из одного рассказа Майка Науменко, в котором также присутствовала небезызвестная фраза Марина мне сказала . В ряде песен слышны прямые цитаты из Толкиена, Аполлинера, индийских и китайских трактатов, рассыпанные между строк, словно зерно в щелях амбаров.

Тексты песен можно слушать и расшифровывать, - признавался Гребенщиков в одном из интервью тех лет. - Изнутри, для себя, я был бы счастлив петь песни типа бэйби, бэйби, вставь мне в ж... огурец! - если бы я мог это петь с той же убедительностью, с какой пою Иван Бодхидхарма движется с юга на крыльях весны ... Я был бы счастлив петь такие штуки, как Джаггер!

...Выпустив весной 84-го года концертный сборник Ихтиология , Аквариум отправился в студию к Тропилло записывать День Серебра . В стенах Дома юного техника музыкантов ожидал приятный сюрприз: Тропилло удалось изъять с Мелодии восьмиканальный магнитофон Ampex - тот самый, на котором Юрий Морозов записывал Свадьбу кретинов и большинство своих ранних работ. Таким образом, День Серебра стал первым альбомом Аквариума , от начала и до конца записанным на профессиональной аппаратуре.

На этой записи мы оказались исследователями не только музыкальной стороны процесса, - философствует Андрей Дюша Романов, который за одну смену отыграл партии флейты в Сидя на красивом холме и Колыбельной . - Увеличение количества каналов на магнитофоне послужило для нас неплохим поводом для расширения сознания посредством технического прогресса . И когда у группы после двухдорожечного Тембра наконец-то появилась возможность делать сознательные аранжировки и правильно микшировать композиции, внезапно оказалось, что восьми каналов Аквариуму катастрофически на хватает. Если акустические песни ( Сидя на красивом холме , Джаз , Колыбельная ) вписались на многоканальник сравнительно легко, то с электрическими композициями начались сложности. В финале Небо становится ближе Ляпин неудачно свел по балансу две гитары, в Двигаться дальше для записи бубна пришлось на одном из каналов убрать часть гитарного соло, а в одном из фрагментов Иван Бодхидхарма Гребенщиков был вынужден имитировать гитарное соло голосом. Несмотря на битву с упрямой техникой, обстановка в студии была близка к идеальной. Это была песня , а не запись, - вспоминает Александр Титов, впервые применивший в отдельных композициях безладовый бас. - Вся спонтанность исходила от нас, а вся разумность и жесткость шла от Тропилло. Это черта его характера. Он умеет в любой ситуации находить быстрое и адекватное решение, и у него всегда существует собственная концепция на любой факт и любое событие .

С точки зрения Тропилло, отличительной чертой данной сессии оказалось органичное сочетание уличной дерзости и профессионального подхода . В качестве примера он любит приводить историю появления гениального соло на трубе, сыгранного Александром Беренсоном из Поп-механики в композиции Иван Бодхидхарма .

Ситуация развивалась следующим образом. Первоначально труба должна была звучать исключительно на композиции Выстрелы с той стороны . После того, как в альбом решили включить созданную в самый последний момент песню Иван Бодхидхарма , в нее придумали также вставить немного труб . Причем Гребенщиков хотел, чтобы соло на трубе было сыграно в духе мелодии Дунаевского Веселый ветер из фильма Дети капитана Гранта . Музыканты стали предлагать на губах различные варианты, и Беренсон скрупулезно записывал каждую из версий в нотную тетрадь. Затем со словами: Пойдите-ка пообедайте, а я что-нибудь придумаю он выдворил всех из студии, записал в тетради конечный вариант, а затем сыграл его по нотам.

Беренсон разложил свою партию на три трубы, и я прописал их по трем каналам, - вспоминает Тропилло. - Такой скрупулезный подход нас очень сильно впечатлил .

Окончательное сведение происходило в начале октября 84-го года, когда в студии находились всего два человека - Тропилло и Гребенщиков. Борис не смог отказать себе в удовольствии записать в Снах на одном из каналов обратный вокал, в производстве которого он достиг известных высот еще во времена Треугольника . В скобках отметим, что впоследствии прием плейбэка дети бесцветных дней использовали бесчисленное количество раз. Так, на Любимых песнях Рамзеса IV в обратную сторону крутился рояль, а на альбоме Гиперборея задом наперед не двигалась разве что мебель в студии.

...До сих пор среди участников записи Дня Серебра существуют разногласия, где и когда записывалась одна из самых знаменитых композиций Глаз . Этот динамичный свинг с саксофонными проигрышами Бутмана существовал в репертуаре Аквариума достаточно давно, но у Фана были определенные проблемы с исполнением партии басгитары. С приходом Титова эта композиция получила каноническую аранжировку и, как утверждает Тропилло, была записана той же осенью, но не в Доме юного техника, а во внеурочное время на Мелодии , куда из пионерской студии была принесена ударная установка.

Если внимательно вслушаться в звучание этой песни, можно обнаружить, что звук на ней отличается от остальных композиций , - добавляет в поддержку своей версии Тропилло.

Определенная проблема выбора была связана с закрывавшей альбом Колыбельной , которая оказалась записана в двух версиях с использованием четырех виолончелей и трех флейт. Первый из вариантов был сделан у Тропилло, второй - в Доме радио у Дмитрия Липая, где спустя полтора года был записан Город золотой . Вариант из Дома радио - с финалом, стилизованным под менуэт XVII века, - показался музыкантам наиболее органичным, и именно он был использован в качестве коды для этого альбома. В октябре-ноябре 84-го года работа была завершена, и День Серебра наконец-то пошел в народ.

Альбом получился идеальным, - говорит Титов. - Я считаю его пиком акустически-спокойного аквариумовского периода .

В Ленинграде День Серебра без долгих колебаний был признан лучшим в истории группы, статус которой к тому времени уже перерос рамки культовой. В Москве альбом подобного фурора не произвел, был назван заумным и подвергся жесточайшей критике. В столице появились новые герои - социально более актуальные и энергетически более активные. Многомерность, ассоциативность и асоциальность гребенщиковской поэзии внезапно послужили поводом для упреков со стороны критиков. Тексты Гребенщикова периода Дня Серебра называли метафизическими ананасами в шампанском , причем подобная терминология рождалась преимущественно в кругах бывших поклонников Аквариума , воспитанных на песнях Немое кино , Мой друг - музыкант , Прекрасный дилетант , Мы никогда не станем старше .

В Москве все время ждут агрессии, мата и наездов, - говорит Гребенщиков. - В той ситуации меня очень поддержали Макаревич с Кутиковым, которые оценили День Серебра как феноменальный шаг вперед. У меня самого в тот момент было ощущение полной победы, и мне было лишь не вполне понятно, как эту победу воспримут остальные .

05.09.2002, Александр КУШНИР (100 Магнитоальбомов Советского Рока)

Вставить эту статью в блог:
АКВАРИУМ - свежие публикации:
  • Анонс - 45 , 22.06.2017
    Легендарной российской рок-группе Аквариум исполняется 45 лет. В честь этой даты она отправится в юбилейный тур по России »»
  • События - Спляшем, Пегги , 16.06.2017
    Новая песня "Аквариума" - "Пегги Поршень" »»
  • События - Проблемы наверху , 17.05.2016
    Концерт "Аквариума" в Хабаровске сорван окончательно »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата образования: 1 июля 1972
Место образования: Санкт-Петербург
Сайт: www.aquarium.ru
Материалы по теме:
45
Спляшем, Пегги
Проблемы наверху

Если звезды зажигают – Noel GALLAGHER Ноэль Гэллахер выясняет на новом альбоме, кто построил Луну »»

В отличной форме – Ed SHEERAN Эд Ширан провел виртуальную экскурсию по своему дому и побил Дрейка »»

Чудеса не кончаются – Ryuichi SAKAMOTO Рюичи Сакамото выпустит звездные ремиксы на свой сенсационный релиз "async". »»

Без авторского надзора – ИЗ ЖИЗНИ Большой театр официально объявил дату премьеры балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова »»

Большой фан русского рэпа – TRICKY Трики записал альбом с русскими рэперами - Бастой, Скриптонитом и Смоки Мо »»

Ушла в загул, вернусь нескоро – FERGIE Fergie презентовала новый альбом и примерила десяток париков в новом клипе »»

Главное - хорошенько прицелиться – PROPHETS OF RAGE Анархическая супергруппа Prophets of Rage выдала клип с Трампом, стреляющим по Меркель »»

А есть вы тоже за меня будете? – Liam GALLAGHER Лиэм Галлахер - о падении доходов: пришлось уволить команду по заварке чая! »»

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

Един в трех лицах – OVAL Немецкий экспериментатор выступит в Москве с концертом, лекцией и образовательным интенсивом. »»

Второе пришествие краут-рока – A.R. & MACHINES Репортаж с редкого концерта A.R. & Machines - легенды крепкого немецкого крафтового »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

Есть в тебе что-то героическое – DEPECHE MODE Depeche Mode выпустили клип на кавер-версию песни "Heroes" - знаменитого хита Дэвида Боуи »»

R.I.P. – Charles BRADLEY Соул-певец Чарльз Брэдли умер от рака в возрасте 68 лет. »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев 80-х. Для нового поколения он -… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Хроника25/09

1932 – Гленн Гульд, величайший пианист и философ фортепиано, родился в Торонто. Гульд известен на весь мир благодаря своим интерпретациям музыки Баха  »»

Garvin BUSHELL

Colin DAVIS (1927)

Glenn GOULD (1932)

Mike GIBBS (1937)

Onnie MCINTYRE (1945)

Steve MACKAY (1949)

Richard HARVEY (1953)

Александр КОЗЛОВ (1961)

Will SMITH (1968)

T.I. (1980)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить