Альбом:
Архангельск
Записан:
2011
Издан:
2011

После выхода «Пушкинской, 10», закрывшей тему архивных записей «Аквариума» и компоновки ауттейков в некие подобия концептуальных альбомов, Борис Борисович Гребенщиков обещал, что группа выходит на некий новый творческий рубеж, а что там, за этим рубежом, — ни ему, ни группе не ведомо. Так что «Архангельск», песни с которого в течение целого концертного сезона обкатывались в самых разных форматах — от акустического междусобойчика до жесткого электричества полным составом — и стал тем самым, «рубежным» альбомом. И действительно — эта пластинка выводит «Аквариум» на совершенно новый творческий виток.

Начнем с заглавной песни, может быть, самой тяжелой во всей творческой биографии группы. И дело не только в жестком и мощном электрическом саунде — тут и текстовая наполняющая (как, впрочем, всегда у Гребенщикова) чрезвычайно важна. «Поздно сжимать в кармане фиги — смотри, как горят эти книги,» — это не просто жесткая лирика, это констатация факта. Подобное у БГ было, пожалуй, только на альбоме «Zoom Zoom Zoom», но в те времена серьезные строчки прятались за светлыми реггей-аранжировками. На «Архангельске» же все куда более предметно, прозаично, жестче и конкретней. А значит — правдивей.

Напряжение альбома чуть спадает в тоже мощной, но куда мягче записанной «Красной реке», а дальше начинается царство акустического «Аквариума». Нежная скрипка Андрея Суротдинова, магия перкуссий Шара и, конечно же, кружева флейт Брайана Финнегана. Отдельных слов заслуживает и наполовину обновленная ритм-секция: к Александру Титову добавился блестящий профессионал Лиэм Брэдли, и звучит этот дуэт чрезвычайно слаженно и четко.

Альбом, конечно же, афористичен и бесспорно разлетится на цитаты. Да и новые персонажи, которых БГ выводит в песнях «Архангельска» — чрезвычайно узнаваемы. Впрочем, исследователям внутренних текстовых структур творчества Бориса Борисовича еще предстоит выяснить, в каких родственных связях состоят Человек Из Кемерова и Тайный Узбек, а также — где и когда начинается тот самый момент, от которого зависит Ефросинья. И это еще одно дополнительное удовольствие от альбома, прослушивание которого не просто необходимо — оно обязательно.

19.11.2011, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)