ФЕСТИВАЛЬ  В жизни всегда есть место позитивусу

Лучшие сеты фестиваля Positivus - в репортаже Звуков

Латвия в этом году сначала отвоёвывать фестивальное пространство у России. Во-первых, туда переехала многострадальная Кубана, за которую обидно уже просто потому что. А во-вторых, там уже седьмой год проходит Positivus, который ещё три года назад был признан лучшим европейским фестивалем британским "Festival Guide". С самого начала организаторами был взят нужный вектор, и потому год от года их детище росло и хорошело. Гиртс Майорс (Girts Majors) говорит, что его целью было "создать такое пространство, где люди забыли бы о своих проблемах, и создать у них ощущение, что они поехали в путешествие". Команда Майорса выбрала прекрасное место - город Салацгрива, что в двух часах езды от Риги на север. Представьте: вы гуляете по холмистой местности, вокруг сосны, а рядом, вот прямо тут, слева от главной сцены Рижский залив. Ландшафт позволяет "прятать" сцены и обеспечивает некоторую автономность каждой площадки. Вечером вы гуляете между деревьев, украшенных разноцветными лампочками, любуетесь арт-объектами, смотрите спектакли или просто смотрите на закат - совершенно сказочная картина.

Начав преимущественно с местных команд, за почти десять лет существования Positivus набрал серьёзный вес и в этом году составил лайн-ап, который убивает наповал.

Первый, на кого мы попали, - британец Ghostpoet, которого несколько лет назад номинировали на Mercury Prize, стоило ему выпустить первый альбом. Недавно он записал третий, и теперь его концертная программа плавает от джаза к трип-хопу и року. Если в записи Обаро (Obaro Ejimiwe) - таково имя музыканта - звучит просто меланхолично, то вживую он просто дарковый и на удивление мощный. И, конечно, надо слушать его тексты - эти мрачные монологи рефлексирующего романтика: "Магия и звёзды - так ли много я прошу?".
На любом локальном фестивале стоит слушать в первую очередь местных музыкантов и представителей близлежащих стран. Прекрасное впечатление произвели поющие по-английски эстонцы Ewert and Two Dragons. Музыка у них лёгкая, заводная, понятная и близкая западникам - не зря они подписаны на Warner Bros. Может статься, ребята станут звездами. Страшно пропагандировали "латвийскую Эми Уайнхаус" Pyor, в медиа-зоне отдельно объявили её выступление, а в барах лежали флайеры. Голос глубокий, богатый, и она действительно так копирует стиль Эми, что в какой-то момент показалось, что сейчас зазвучит "Back To Black". Но у девушки ещё полно времени, чтобы найти свой стиль.
А вот прелестная девичья команда Sus Dungo! Они созданы для того, чтобы выступать в этом буколическом месте, на крохотной сценке прямо посреди сосен, чтобы зрители сидели прямо у их ног. Свои красивые композиции секстет исполняет на струнных всех мастей, флейте и даже арфе. В прошлой жизни они наверняка были лесными феями. Им в пику команда Sibyl Vane : жесткий рок-н-ролл, драйв, вокалистка с мощным голосом, которая заткнёт за пояс любого мужчину. Очень достойно.

Мне были интересны калифорнийцы Rival Sons с их брутальным имиджем, жирным и грязным звуком, вокалистом, подражающим Роберту Планту (Robert Plant) - не просто так их отметил Пейдж (Jimmy Paige)! Это, конечно, неудивительно, потому что группа почти копирует манеру игры своих кумиров, всё продумано до мелочей: к примеру, гитарист Скотт Холидей (Scott Holiday) предпочитает использовать для работы винтажные фузз-боксы. На квартет можно смотреть с двух точек зрения. Можно воскликнуть "What year we`re in?", прямо как Майк Паттон (Mike Patton) во время прослушивания Wolfmother. А можно оценить профессионализм и чёткость музыкантов, которые играют то, что вживую вряд ли могут услышать те, кто родился после 1990 года - всё-таки ветеранов старого рока становится всё меньше и те не всегда хотят выступать.
Примерно те же ощущения остались после выступления Warpaint - этот инди уже был в 80-е, только в мужском исполнении. Девушек называют надеждой рока, предрекая ему, року, женскую экспансию. Но всё-таки им не хватает драйва, который задает направление и сбивает с ног. Но квартет не ставит себе такой цели - тем он и мил.

Большой успех имела британская певица Indiana, которой сулят большой успех - она обладает мягким низким голосом и сама пишет песни. Выложив как-то меланхоличный кавер на трек Gabriel Джо Годдарда (Joe Goddard) из Hot Chip на youtube, она привлекла внимание Джона Бека (John Beck), который был причастен к созданию этой композиции. Так началась её карьера. Indiana оказалась пирожком с неожиданной начинкой - на концерте было вовсе даже не мягко и плавно, как можно было бы предположить, прослушав её альбом "No Romeo", а динамично и танцевально. Удивленная артистка сказала, что никак не ожидала такого тёплого приёма.
Дискотечная тема была продолжена на сете Charli XCX. Эдакая M.I.A., только помягче. Британская панк-барби имеет популярность не только среди девушек вокруг 20, но и их парней - синтезатор и жёсткие биты стирают гендерные границы.

Не хочу останавливаться на выступлениях Kasabian, которые накануне с тем же сетом выступали в Москве, и ко всеобщей радости воссоединившихся Lamb - по той же причине. Вышло так, что раньше я никогда не видела живьем Basement Jaxx, и я многое пропустила! Чёрные вокалистки с голосами не меньше, чем в пять октав, серебряные звёзды, цветастые парики и костюм бурёнки, неоновый мейк, танцы на головах и прочих частях тела. Это феномен, потому что другие электронщики с 20-летним стажем, мягко скажем, подсдулись. Конечно, Бакстон и Рэтклифф (Felix Buxton & Simon Ratcliffe) изначально не признавали никаких жанровых границ ни в музыке, ни в визуальном её сопровождении, но что они дойдут до такой психоделической карусели, нельзя было вообразить. И под эту дудку они ещё протаскивают политпамфлеты, как в "Power 2 The People", которую исполняет целый интернационал. Треклист включал в себя лучшее и самое сочное, вышедшее на семи альбомах, включая "Red Alert", "Do Your Thing" и "Where`s Your Head At?". А заключительная самба с танцами живота и пятой точки убедила всех в том, что британский дуэт и их музыканты на пике формы.

Истинной звездой фестиваля стала St. Vincent. Хрупкая и выдержанная Энни Кларк (Annie Clark) сотоварищи энергетикой "убрала" всех выступавших до неё рокеров с их тестостероном. Кстати, выросшая в Техасе артистка в детстве обожала металл и её безусловный guitar hero - это Даймбэг Даррелл (Dimebag Darrell). Электроника, поп, минимализм - вот с чем она у вас ассоциируется? Не ограничивайтесь прослушиванием её студийных работ - по духу она настоящая рокерша. Поприветствовав "all the freaks and the others of Latvia", Энни вдарила. Кроме неё на сцену вышли барабанщик, клавишник и басистка и также клавишница Токо Ясуда (Toko Yasuda). Кларк и Ясуда одеты в одинаковые обтягивающие чёрные комбинезоны с перфорацией и выступают дуэтом во время исполнения роботизированых танцевальных движений. Хореографии и костюмам артистка уделяет особое внимание, и смотрится это всё очень здорово.
Энни представила материал со всех своих альбомов, включая "St. Vincent", за который заслуженно получила Грэмми. И поразила зрителей техникой игры на гитаре. Сама она в интервью легко рассказывает о том, как чуть не стёрла себе палец, играя на одной струне, чтобы добиться определённого звучания. "Artist is a technician", как говорил Баухаус.

Роберт Плант и Sensational Space Shifters как завершающий аккорд - это огромная удача для всех присутствующих. И не только потому, что "золотым богом" и его группой были сыграны песни Led Zeppelin. Аудитория у Positivus преимущественно молодая, далеко не все могут знать, чьи песни в своё время вдохновили Планта и Пейджа на музицирование. Перед тем, как исполнить кавер на песню Роя Хоукинса (Roy Hawkins) "The Trill Is Gone", Плант попросил слушателей не полениться и послушать Роберта Джонсона (Robert Johnson), Хаулина Вульфа (Hawling Wolf), Вилли Брауна (Willy Brown) и других легенд блюза. "Когда я увлекся этой музыкой, в Британии ничего не знали об отношениях между чёрными и белыми в Америке, - сказал Роберт. - Меня захватил дух этой музыки! И теперь я прошу вас послушать её". И кого после этого не тронули строчки из упомянутой песни Хоукинга "Я готов умереть, но я не хочу, чтобы это видели мои дети", которые Плант пел так, что его должны были услышать все античные боги?

Вокальная форма певца может вызвать новый виток слухов о том, что "цеппелины" продали душу дьяволу. Потому что иначе как это можно объяснить?? Плант и Пейдж не устают повторять, что реюниона не будет, но "Black Dog", "The Lemon Song", "Whole Lotta Love" и одним Робертом с его компанией сыграны потрясающе.
Широта музыкальных взглядов Роберта хорошо известна. Со спейсшифтерами он, по собственному утверждению, хотел создать атмосферу ямайской вечеринки, поэтому для работы над пластинкой, которую он также частично представил во время сета, позвал музыкантов с соответствующим опытом. Когда в блюграсовский стандарт "Little Maggie" вступил гамбиец Джулде Камара (Juldeh Camara) со однострунным африканским инструментом, это прозвучало очень органично. Также музыканты играли на банджо, джембе, ещё чём-то сугубо этническом - это не считая "традиционный" набор. Композиций из репертуара собственно The Sensational Space Shifters было меньше половины, и это был верный выбор - при всём уважении ко вкусу и мастерству фронтмена. Лучшего финала для прекрасного фестиваля, чем вознесённая к небу "Babe, I`m Gonna Leave You" и придумать нельзя.

В следующем году Positivus отмечает десятилетие, в связи с чем площадка будет значительно расширена, а состав выступающих может быть просто бомбическим. Поскольку неизвестно, как будет складываться концертный рынок и вообще обстановка в России в 2016 году, имеет смысл запланировать визит в Салацгриву. А пока суперпрофессиональная команда Майорса в составе компании Positivus Music, поддерживает в Латвии топовых артистов, включая Bjork, Faithless, Muse и Moby и помогает в организации другого значимого прибалтийского мероприятия - Summer Sound Liepāja. Спасибо им и удачи!

04.08.2015, Анна НИКИТИНА (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: