НАШЕСТВИЕ  Нашествие: Алиса в Закулисье, часть 2

"Нашествие", день второй. Музыка так мутно тяжела и альтернативно-однообразна, что большую часть времени я провожу за сценой. Впрочем, обилие пауз между выступлениями вполне дает возможность в очередной раз выйти в поле и с тяжелым вздохом разочарования вернуться обратно в палатку. Там я и набрала для вас немного эксклюзивных интервью...

5 августа 2001 года, воскресенье.

"Нашествие" продолжается.
День разговоров: музыка так мутно тяжела и альтернативно-однообразна, что большую часть времени я провожу за кулисами. Впрочем, обилие пауз между выступлениями вполне дает возможность в очередной раз выйти на поле и с тяжелым вздохом разочарования вернуться обратно в палатку. Накануне долго обсуждали с коллегами трансляцию фестиваля по ТВ-6 и НТВ: всех взбесила непрофессиональная и неумная работа комментаторов. Судя по всему, в роке девицы не понимают ничего, а в музыке - и того меньше.

Ночные Снайперы, открывающие день, прекрасны. Почему-то именно их ген. продюсер фестиваля Михаил Козырев выбрал для демонстрации создания "утки" на пустом месте: он двусмысленно объявляет выход Снайперов "Леди Ди русского рока Диана Арбенина и ее группа "Ночные Снайперы"". Как бы подтверждая сомнительность сенсации, Диана выходит на сцену в наряде из газет, декларируя: "Достойной музыке - достойную прессу!".
Тем не менее, отдельные журналисты на "утку" покупаются и задают вопрос "а что случилось с Светланой Сургановой?". Приходится идти до конца; смелая Диана заявляет: "Дуэта "Ночные Снайперы" больше не существует. Здесь нет никакой войны: каждый коллектив должен был приготовить что-то специальное. Я сегодня подставилась и стала чучелом, олицетворяющим желтую прессу. Дело в том, что она уже достала".
Увы, девушки, все свои шутки вам следовало проверить на дуракоустойчивость: уже завтра газеты тех, кто не побывал на конференции, будут пестреть сенсациями... Впрочем, их легко можно опровергнуть на ближайшем большом концерте (к примеру, 26 октября в Д/К Ленсовета).

Группа Total давно вызывает у нашей редакции сложные чувства: при очевидном качестве музыки и - местами - исполнения, у них явно не в чести вокал и тексты. А последний хит группы под названием Адреналин заставляет меня спросить:
Звуки.Ru:- Скажите, как вы себе это представляете с точки зрения человеческой анатомии и физиологии: "Бъет по глазам Адреналин"?
Марина Чиркунова: - По анатомии у меня была тройка, а бъет по глазам на каждом концерте, я это реально чувствую!
Группа находчиво добавляет: "Даже синяки бывают..."
Марина демонстрирет свежую стрижку: на затылке аккуратно выбрит штрих-код. Гордо комментирует: "Я - клевый продукт!".
Честно говоря, второй, незаданный мною вопрос - до какого уровня сознания нужно дойти, чтобы спокойно говорить о себе и людях, с которыми ты работаешь, что вы - "проект" и "продукт".

Ранее вятский, а ныне питерский проект Торба-На-Круче - мелодичный и уже немодный, довольно мрачный рокапопс. Фотограф Звуков Надя шутит: "Ну, если уж Мультфильмы ударились в Rammstein, то должен же остаться в Питере хоть один брит-поп'овый проект!" Два года назад Олег Грабко (Бомба-Питер) получил их демку. Может быть, теперь он, наконец, издаст альбом Торбы?..
Группа забавная, песни в душе веселые: "Пошел Нафик", "Интернет"... На наш вопрос "А кто вы, собственно,- виртуальные хоббиты, или виртуальные гоблины?",- не моргнув глазом, отвечают: Мы - ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭЛЬФЫ!. На провокационное "А что за слухи, что у вас поет Светлана Сурганова, и почему она эти слухи опровергает?",- говорят: "Конечно, опровергает, потому что ту песню, которую мы плагнировали записать со Светой, мы уже записали!" Молодцы, пятерка за находчивость.

8 марта, как и обычно, радуют пту-шными остротами: "Мужчина к нам в группу идти боится, потому что он знает, что должен внести вступительный членский взнос!" Подбадривают писак: "Не ссыте, господа!".
Звуки.Ru: - Майк Науменко когда-то писал "Ты дрянь", он утверждал, что "лишь это слово способно обидеть". Вы поете о себе "Я дрянь" - какой смысл вы вкладываете в это слово?
8 марта: - Это наша женская сучность!

Очаровательно и интеллигентски шепелявый Саша из Сансары настолько живо напоминает своим вокалом Леню Федорова, что вынужден комментировать тембр своего голоса и интонации: "Все созвучия неслучайны! Cпециально я с голосом ничего не делал: у меня он изначально такой. Мне очень нравится, что делает "АукцЫон", а еще больше - что делает Леня Федоров c Волковтрио. Но вряд ли это увлечение могло сказаться на моем творчестве. Быть может, раньше, но не сейчас."

Молодые да ранние СП Бабай, Slippers и Protozoa так воинствующе неинтересны, что интервью с ними отправляются в трэш. Скажите мне спасибо за то, что я берегу ваши нервы и глаза.

Любимцы Звуков Джан Ку - замечательная группа, начинавшая свою карьеру до того, как в России услышали Guano Apes. Декларируют Свободу (это название их одноименного альбома) "от всего, и от свободы в том числе". Последний раз испытали чувство свободы непосредственно после выступления. Делятся проф. секретами: "У нас не проходит песня, если она недостаточно мрачная." Между тем, когда я интересуюсь, почему так много групп поет с фестивальной сцены про деньги, Джан Ку признают, что "деньги актуальны". Как говорится, свобода от денег - зависимость от продюсеров.

Кукрыниксы рисовать умеют, но не рисуют. Кукрыниксы - это "просто слово такое забавное". Лидер группы Алексей ассказывает про что такое хорошо и что такое плохо: "Матом на сцене нельзя ругаться. Потому что если ты матом поешь - значит, никак иначе не умеешь. Это тупо. А о чем нельзя петь? - об однополой любви - детям."

Пилот, только что поставивший на уши весь ипподром (словно столбик термометра - уровень пыли над залом), гордо сияет. Группа явно начала перерастать внутрипитерскую тусовку, а их последний диск Сказка о прыгуне и скользящем достоин самого пристального изучения. Илья "Черт" утверждает, что "Сказка" написана специально "для тех, кто хочет духовно продвинуться". Оказывается, сами члены группы серьезно занимаются различными духовными практиками, однако трезво отмечают: "Любая религия - лишь средство, а не цель. Любая техника - лишь действие, но не результат." На наш вопрос, а какова же цель, Илья говорит: "Я хочу вернуться домой. И вернуться так, чтобы меня приняли. Не через заднюю калитку, а достойно войти." Будем надеяться, возвращение Ильи состоится.

В пресс-палатке появляется "только что сделанная звезда" Butch. Очень многое зависело от того, что Елена будет говорить после своего дебюта перед стотысячной публикой. Она не стушевалась и не устала, чем сразу добавила себе очков в глазах бывших коллег. Бездна юмора, непринужденность (сказывается журналистский опыт), в глазах - стальная решимость: "сделать" нас во что бы то ни стало. И Елене это удается: она буквально из воздуха генерит свежую (уже третью) легенду о названии группы ("Со всех сторон уважаемый президент США Билл Клинтон проиграл выборы. Мне позвонили и сказали: его победил парень по имени Butch. Потом я узнала, что это имя пишется иначе..."). Всеобщий хохот, рубеж взят.
Звуки.Ru: - О чем бы Вы, как журналист, себя спросили после этого выступления?
Butch: - Сколько было голубей. Их было 120. На Олимпиаде-80 было 200, мы решили, что будет 120 потому что... я уже не могу придумать легенду... короче, их стало 120. Выжили ли голуби. Там один человек перед тем, как их выпустить, тряс коробку, а этого нельзя было делать: они после этого не смогли полететь. Но потом полетели.
- Что нужно пережить в жизни?
Butch: - Нужно пережить, когда тебя кинули на деньги, когда предаешь друга (например, переспал с его девушкой), и хорошо бы еще пережить какое-нибудь экстремальное приключение: типа, вы едете на автобусе по дороге, автобус перевернулся и повалил 12 сосен, и ветровое стекло лишь чудом не брызнуло в салон... и вот вы об этом рассказываете друзьям.
А еще, пожалуй, хорошо пережить первое в жизни выступление перед ТАКОЙ аудиторией. Удачи Елене: думаю, бучиные истории мы еще услышим.

Оставляя за кадром многое и многих, переходим к заключительной сенсации Закулисья. Заботливо прикрытый со всех строн охраной Юрий Юлианович Шевчук быстро входит в палатку прессы (у входа уже стоит охранник: раньше пускали кого угодно, сейчас - только по удостоверениям прессы). Хедлайнерами фестиваля, как и было запланировано, выступают ДДТ. Сенсация состоялась: группа 10 лет по принципиальным соображениям не участвовала в сборных концертах, и Юрий Юлианович подтверждает, что он поставил организаторам ряд жестких условий, в первую очередь - касательно состава участников. Фактически выступив сопродюсером фестиваля, он привез с собой из Питера часть групп, и стал виновником того, что творилось на сцене весь второй день. Мне захотелось прояснить этот вопрос:
Звуки.Ru:- Сегодня все отмечают, что некоторые команды отличаются небывало низким уровнем исполнительского и сценического мастерства. Между тем, именно Вы их отбирали для участия в фестивале. Хорошо ли это - быть локомотивом такого состава?
Ю. Шевчук: - Несколько групп из Питера играет у меня. Не все они попали на фестиваль, но мы сейчас сами готовим фестиваль на 300-летие Санкт-Петербурга. Так что сюда мы приехали "по обмену опытом". Многие из питерских групп-участников играют по подвалам альтернативу и часто через год разваливаются. Они не нужны продюсерам, ими никто не занимается. Поэтому я действительно чувствую себя таким паровозом. Но я счмтаю, что главное - честность, это важнее, чем пафос или аранжировки. Сейчас среди молодежи растет позиционность. Появляется молодежь, которой не нравится лозунг "Каждому по холодильнику". Пройдет время, и эти лозунги похоронят.

Сказав это, Юрий Шевчук отправился на сцену, доказывать словом и делом, что альтернатива в России всегда в почете. Осталось только добавить: уровня ДДТ...

07.08.2001, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)