НАШЕСТВИЕ  Нашествие 2002. День Второй

Второй день фестиваля выдался намного интереснее первого. И дело даже не в более сильном составе выступающих - дело в особом, чуть взвинченном темпе мероприятия.

Второй день фестиваля выдался намного интереснее первого. И дело даже не в более сильном составе выступающих - дело в особом, чуть взвинченном темпе мероприятия, который, будучи взят с самого начала, долго потом держался.

Разбудил уколбасившихся за ночь рок-фанатов фольклорный ВИА Иван Купала. Я не оговорился - это именно вокально-инструментальный ансамбль, а вовсе не "этно-проект", как любят называть его разные примодненные дилетанты. Профессиональная работа музыкантов, прекрасная вокальная, хореографическая и имиджевая подготовка вокалисток группы дает Ивану Купала полное право считаться единственными, пожалуй, на сей день продолжателями дела тех, кто в свое время очень много творчески работал над сочетанием народных традиций и современной музыки. Ну что же, пока старики почивают на лаврах, Иван Купала продолжает движение вперед. Начатый еще на первом альбоме синтез русских народных мелодий и ритмов регги привел к созданию весьма необычных песен "Сваточки" и "Ящер". В составе группы появился четвертый инструменталист - Сергей Родюков, исполняющий партии духовых, и поющий в "Сваточках". А один из компьютерщиков неожиданно порадовал народ, влепив в середину мрачного "Ящера" угрожающее соло на вполне нормальной электрогитаре. Да, первоначально сугубо компьютерная, музыка группы оживает на глазах. Хотя уникальный тон-банк "купальских" синтезаторов с семплами массы народных инструментов сам по себе не очень-то и мертвый.
Гвоздем выступления стало одаривание публики сушками в песне "Кострома". Взгляд в публику потом долго наталкивался на девочек-хиппи, повесивших эти кулинарные изделия себе на шеи при помощи вынутых из кроссовок шнурков.

Не дав обалдевшим от такой преамбулы массам прочухаться, появившаяся на сцене в формате "гитара - бас - барабаны" Агата Кристи с ходу врубилась в вот уже лет пять, кажется, не исполнявшийся "Вива, Кальман!". Молодые поклонники группы дружно отвесили челюсти, посчитав этот драматический боевик с ревущими гитарами и массой хуковых сбивок каким-то новым творением группы. Дудки, это из альбома "Коварство И Любовь" 1989 года. Последние годы поставишь его кому-нибудь - никто не верит, что это Агата Кристи: "ты чего врешь, не могли они такой тяжеляк играть!" Могли.
Примечательно, что после "Кальмана" более поздние вещи с ровным ритмом и простыми гармониями воспринимались бледновато. Хотя во время исполнения "Сказочной Тайги" и "Ковра-Вертолета" все на славу попрыгали и оттянулись.

Молодые земляки "агатокристиан" - Юта - произвели довольно странное впечатление. Дворовый рок безо всяких компьютерных наворотов и песни "про пиво", волосатые парни с гитарами и вокалистка - крашеная блондинка в осторожно драных джинсах. Казалось бы, несовременно и немодно. Однако соль именно в том, что после огромного количества компьютерного грузилова, плоских "характерных" вокалов, депрессии, деревянных бус и бесформенных модных шмоток белая и пушистая Юта со свободно льющимся голосом и оптимистичными песнями - отдых для ушей и глаз. К тому же она - чуть ли не первая за долгие годы на нашей сцене вокалистка, похожая на живую женщину, а не на бройлерного подростка неопределенного пола. Кстати, акустическую и аранжированную в оригинале струнными балладу про "умерший в кармане телефон" группа исполнила вживую безо всякой "минусовки", что для дня нынешнего, мягко говоря, нехарактерно.

Настрой фестиваля не удалось убить даже приложившей для этого все усилия группе Звери. Дебютанты показали очередные вариации на тему рокапопса (зевать хочется), побренчали на неприлично розовых гитарах, а манерно выламывающийся и блеющий вокалист возглавил под конец какое-то пошловатое шествие табуна манекенщиц и взрыв установленной на центральной сцене куклы из секс-шопа. Впрочем, благодаря должной раскрутке строчки типа "санитары, суки - тоже чьи-то дети" и "если добровольно - значит, ты довольна" имеют хорошие шансы "пойти в народ".

Сгустившуюся было зевотно-депрессивную атмосферу живо разогнали шаманскими ритмами два ударника других дебютантов - группы По Глазам. Изящная и звонкоголосая вокалистка Стася живо посносила крыши мужской части аудитории своими "солнечными мантрами" с непростой лирикой, завязанной на непростые же ритмы. У этой девчонки есть хорошие шансы вывести в хиты "неквадратные" песни. Особо убогие на пресс-конференции интересовались, не боится ли Стася оказаться в тени Total, еще не врубаясь, что означенное убожество только что получило очередной за фестиваль нокаут.

Выступление Ногу Свело словами описать трудно, а придется - поскольку телевидение, к сожалению, сделало все, чтобы оставить происходившее на сцене за кадром. Хит новейшего времени в темноте исполнялся под аккомпанемент военного оркестра в гусарских мундирах, на сцене тусовался отряд нетрезвых революционных матросов с действующим и периодически постреливающим "Максимом", а над сценой, шурша пятиметровыми юбками, раскачивался грандиозный вариант "бабы на чайник" в версии для ударной установки. Премьеру нового боевика "Бензин" (как и Агата Кристи, Ногу Свело давненько не играли забойного тяжеляка!) сопровождало садо-мазо-шоу с грудастыми телками в коже и цепях, хлыстами, огнем и даже бензоколонкой. Последний аксессуар - весьма неожиданная для подобных оргий штука, до такого даже Коррозия Металла не додумалась бы. Наконец, на коде легендарной "Хару Мамбуру" басист Макс Покровский совершил круг почета, обежав, не прекращая игры на инструменте, всю фан-зону по мосткам.

Сергей Галанин впервые за несколько лет выступил дуэтом с Гариком Сукачевым. Это тем более удивительно, что выступления самого Сукачева на фестивале не предполагалось.

Легендарный Пикник привез на фестиваль собственное шоу. Неудивительно - традиции хореографического оформления концертов этой загадочной группы уходят корнями чуть ли не в конец 80-х, а кого попало в предназначенные для выступления костюмы не одеть. К примеру в песне "Я - Пущенная Стрела" позади музыкантов танцует нечто в зеркальном трико с нашитыми на него стрелами, образующими в процессе движения разнообразные узоры. Вообще, работа с зеркальными фактурами костюмера группы вызывает искреннее восхищение. А пронзительное соло Эдмунда Шклярского на каком-то "магическом объекте" в прекрасной песне "Египтянин"? Если, как объявлялось, Нашествие - "генеральная репетиция" двадцатилетия группы, то каким же будет сам юбилей?

Ария в этот раз обошлась без каких-либо театральных эффектов. Мужиков можно понять - скорее бы закончился этот чертов последний тур по контракту, чтобы можно было наконец-то заняться сольными проектами! Однако, кто еще из рокеров, зная о неминуемом распаде своей группы, способен работать на сцене с такой отдачей? Выступление, состоящее в основном из последних хитов группы - боевика "Небо Тебя Найдет", тяжелого блюза "Штиль" и кавера Golden Earning "Going To The Run, Run, Angel!" было обрамлено двумя стадионными гимнами - прославлявшей в 1986 году труд советских кузнецов "Здесь Куют Металл!" и как никогда актуальной антивоенной "Воля И Разум!"

Когда на сцене появился Ленинград, стало ясно - беспредел гарантирован. Странное дело - практически в упор не замечается тот факт, что участники этого развеселого матерного балагана - прекрасные музыканты. А ведь ясно же, что будь по-другому, на одних непристойностях парням не удалось бы продержаться так долго. Одной только гитарной ухватистости Шнурова, доведенной до физиологического совершенства, может позавидовать самый матерый джазмен.
Барабанщиков было то двое, то трое. Периодически в роли третьего, с огромным полковым барабаном на пузе, оказывался все тот же Гарик Сукачев, "нев...енный мэтр", как его представил Шнур. В конце выступления барабан был совместными усилиями артистов прогрызен насквозь и выкинут в толпу.

После небольшого технического перерыва над Раменским и окрестностями зазвучал "Пригородный Блюз" Майка Науменко, смахивающий в исполнении нового Аквариума на что-то из Rammstein. "Да этим старым козлам уж на пенсию пора..." - усмехался какой-то студенческого вида паренек. "Козел, говоришь? С бородой, говоришь?" - усмехался другой, глядя на экраны, транслирующие светлый лик Бориса Гребенщикова. Ветеран жанра щеголял в белом колпаке и с заплетенной в косичку бородкой.
Концерт представлял из себя очередную акцию по раскрутке "Сестры Хаос". "Брод", "Растаманы Из Глубинки", "Брат Никотин"... И так далее, с перерывом на "Вперед, Бодхисатва!" все того же Майка (партия электрооргана по-прежнему здесь звучит, словно бы клавиши поставлены на автоаккомпанимент), и "Если Бы Не Ты" с измененной (как ни страно, в лучшую сторону) ритмикой. Даже удивительно после всего этого было услышать "Небо Становится Ближе".

Закрывающий фестиваль "панк-съезд им. Сида" наконец-то открыл широкой публике прекрасные ска-составы Элизиум и Distemper. Последние вытащили-таки на сцену свою издевательскую трактовку старой детской песенки "Спит Осторожная Трава". НАИВ, как обычно, порадовал народ обоймой своих суперхитов (у какой еще панк-группы их может быть столько?). Тараканы в очередной раз надгрызли черствую горбушку "русского рока".
Несколько странно в общем контексте смотрелись Каберне Денев, пускай и на подтанцовках у них был какой-то медбрат с гигантской клизмой, ну да ладно.

Выступление Короля И Шута предваряло факельное шествие под звуки волынок. Из сооруженного на сцене "Проклятого Старого Дома" боязливо вылетали на свет прожекторов и грохот гитар, барабанов и электроскрипки вороны. Величайшая российская хоррор-группа современности на сей раз с удручающей прямотой обнажила свое пристрастие к творческом наследию законодателей хоррор-рока Misfits. Помимо традиционных маек с черепами, гитарист группы еще и намалевал на физиономии какое-то подобие грима "vampiro". Но в таком упоре на панк-металлические традиции нет решительно ничего страшного. Король И Шут идут дальше своих учителей, а кроме того, сюжеты их песен происходят не в мрачных средневековых подземельях, а в более близких менталитету нашего брата заросших мухоморами чащобах, что уже само по себе работает на национальное своеобразие коллектива. Новые песни "Гимн Шута" и "Похороны Панка" были приняты аудиторией с восторгом.

На том и кончилась эта совсем еще нестарая сказка. Обидно лишь одно - смотревших фестиваль по телевизору странным образом лишили всех наиболее интересных постановочных моментов программы. Обидно, черт возьми. Остается надеяться, что видеозапись всего происходящего рано или поздно будет выпущена на видео. Желательно без купюр. Ибо стикеры "внимание родителей - ненормативная лексика" давно уже стали для современной молодежи своеобразным эквивалентом старого доброго Знака Качества. И если вдуматься, в этом нет решительно ничего страшного, хе-хе.

30.03.2009, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)