SUBHEIM  Неочевидное вероятное

Расширившись до дуэта, в Москву во второй раз приезжает греческий электронный проект Subheim.

Греческая электроника много лет ассоциировалась с единственным именем, и был это, естественно, Евангелос Одиссеас Папатанассиу (Evangelos Odysseas Papathanassiou) или просто Вангелис (Vangelis). Ситуацию не изменила даже глобализация и появление в девяностые годы сотен разнокалиберных лейблов, по всему миру издающих синтетические звуки в угрожающих количествах. Электронщиков с берегов Эллады по-прежнему не было видно. Однако в конце нулевых прорыв, пусть и локальный, все же произошел. Новое поколение греческих музыкантов представляли краут-рокер Fantastikoi Hxoi, дабстепщик Mobthrow (собравший вокруг себя на лейбле Spectraliquid целую компанию интересной молодежи), а самым заметным персонажем в этой плеяде стал Костас Кацикас (Kostas Katsikas), более известный как Subheim.

В 2007-м Костас дебютировал на компиляции всё того же Spectaliquid, после чего попал в поле зрения только-только набиравшего ход Tympanik Audio. Его первый лонг-плей «Approach» балансировал на стыке IDM и этакой «музыки для воображаемого кино» – суховатый цифровой бит, кинематографические амбиентные текстуры и «немногословное», но выразительное фортепиано. С такой музыкой Костас вполне мог сделать карьеру резидента «Тимпаника» (в жестко очерченный лейблом формат его звук вписывался почти идеально), однако предпочел расти вширь. Его следующий диск «No Land Called Home», изданный уже на Ad Noiseam, звучал как дрифт в сторону Dead Can Dance. От первой ипостаси Костас сохранил разве что саундтрековые струнные, при этом полностью избавился от внешних атрибутов IDM и щедро насытил музыку этническими мотивами и экзотическими инструментами. С такой программой Костас и приезжал в прошлый раз в Москву. И хотя его концертный сетап был от Dead Can Dance далёк (Костас ограничился компьютером и одиноким барабаном), звучали его ориентальные саундскейпы впечатляюще – такой могла быть, например, альтернативная звуковая дорожка к «Дюне» Франка Герберта.

Следующим шагом эволюции стало превращение Subheim в дуэт. С недавних пор к Костасу присоединился Иоаннис «Джон» Валасис (John Valasis), ранее известный по соло-проекту Poordream (также, естественно, попавшим в обойму лейбла Spectraliquid). Кинематографический флёр Валасису тоже не чужд, но не в таких дозах, как у Костаса, Валасис скорее адепт более современного, «дизайнерского» звука. Что получится у них вместе – вопрос, частичный ответ на который и даст второй московский концерт Subheim, ведь в Москве парни обещают поиграть некоторое количество абсолютно нового материала.

Стоит сказать пару тёплых слов и о площадке. Несколько лет назад ГЦСИ был, по сути, единственным местом в Москве, где звучала интеллектуальная электроника (именно сюда в разное время приезжали питомцы лейбла Sending Orbs и исландские неоклассики с Bedroom Community). В последнее время список этот заметно расширился (тут вам и «Дума», и разнообразные площадки на территории Artplay и, разумеется, «Дом»), но такого хорошего звука и камерной, с налетом академизма, атмосферы нет больше нигде.

Subheim, M.A.R.S
Москва, ГЦСИ
6 октября, 20:00

01.10.2012, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)