SUBHEIM  "Я как повар, который смешивает звуки в котле и создает новое блюдо".

Звуки обсудили с Subheim греческую сцену, саундтреках и то, что электронщик должен делать на концертах.

Костас Кацикас (Kostas Katsikas), более известный как Subheim - редкий представитель не слишком известной в Европе греческой электроники. За несколько лет Костас успел сделать довольно много - в 2008-м дебютировал с IDM-альбомом на только набиравшем тогда ход американском лейбле Tympanik Audio, а затем сбежал оттуда на Ad Noiseam, где залез едва ли не во владения Dead Can Dance. Его незавний диск "No Land Called Home" изобилует мрачной мистикой с восточным флёром. В преддверии московского концерта Subheim, Звуки обсудили с Костасом греческую сцену, внезапный успех "Тимпаника" и то, что электронщик должен делать на концертах.

Звуки.RU: Расскажи о своих музыкальных корнях. Что ты слушал до того, как начал сочинять сам, и с чего началось твоё собственное творчество?
Костас Кацикас: Первым альбомом, который я купил, был "Master of Puppets", мне тогда было лет девять, кажется. Я тогда совершенно не понимал, как эта музыка была создана, но на меня она произвела такое впечатление, что я тут же стал копаться во всяческом экстремальном металле и быстро осознал, что хочу играть в группе. С тех пор я прошел много фаз – увлекался акустическим роком, потом эмбиентом и электроникой. Моей первой работой было демо, которое мы с моей тогдашней группой записали на наши собственные деньги лет десять назад. Музыка была просто ужасная, но для компании детей, которые даже в своей школе не были особенно популярны, это был поступок.

Звуки.RU: А кто-нибудь из нынешних артистов способен на тебя повлиять? Видно ли вокруг настоящих новаторов?
Костас Кацикас: Да, я понемногу черпаю из совершенно разных жанров от этники и всяких "корневых" вещей до классики, рока и электроники. Перечислять всё это очень долго, но в последнее время я слушаю в основном неоклассику и разные акустические жанры. Что касается новаций, то артистов, которые двигают музыку вперед всегда было великое множество. С одной стороны, это Стравинский, Пьяцолла и Гурецки, с другой – современные новаторы, такие как Саймон Посфорд (Simon Posford) или Ричард Дивайн (Richard Devine). Каждый из них в своё время открыл какую-то новую музыкальную территорию, и все они вместе, так или иначе, повлияли на меня.

Звуки.RU: Какое оборудование ты используешь в студии и на концертах? Есть ли у тебя какой-то любимый девайс?
Костас Кацикас: У меня четырехядерный PC, звуковая карта RME, наушники AKG K240 и куча всевозможного "софта". Время от времени "железо" тоже идёт в ход – у меня есть синтезатор Nord Modular, эффект процессоры, несколько микрофонов, ну и живые инструменты конечно. Кроме этого, я учусь в университете искусств, поэтому, когда мне нужно, я могу получить доступ к кое-какой hi-end технике. Мой любимец это Sony D50 – устройство для цифровой записи звука, которое я всегда таскаю с собой и записываю буквально всё, что меня окружает. Штука это довольно здоровая и выглядит устрашающе, поэтому люди вокруг считают меня либо умалишенным, либо каким-то законченным нёрдом. У него еще на микрофоне меховая нашлепка, так что многие принимают магнитофон за какую-то сексуальную игрушку, а меня – за извращенца.

Звуки.RU: А вообще ты за аналог или за цифру?
Костас Кацикас: Аналог – штука хорошая, но цифра дешевле и удобнее. Но если у меня когда-нибудь появится достаточно денег, я наверняка потрачу их на серьезное аналоговое оборудование.

Звуки.RU: Твой второй альбом стилистически очень отличается от первого – он мягче, какой-то более живой, с песенными формами. В чем причина такой радикальной смены курса?
Костас Кацикас: Я сам меняюсь, и музыка меняется вместе со мной. К тому же, сесть и писать нечто, звучащее в точности как мой первый диск, было бы дико скучно. Возможно, я и дальше буду так же радикально меняться – всё зависит от настроения, ощущения от жизни и других факторов, которые будут на меня влиять. Я отдаюсь музыке и позволяю ей самой вести меня по её магическим тропам, а мышления в терминах стилей и стратегий ("сделаем вот так и вот так") стараюсь избегать. Звуки живут вокруг нас своей жизнью, а я – всего лишь повар, который смешивает их в своём котле и создаёт блюдо с каким-то оригинальным вкусом. И тут никогда не угадаешь, получится ли в итоге вкусно, хотя сам по себе поиск – занятие сложное и полезное.

Звуки.RU: Альбом "No Land Called Home" напоминает саундтрек к кинофильму. Если бы ты действительно решил озвучить этой пластинкой кино, на что бы этот фильм был похож?
Костас Кацикас: Действие обязательно происходило бы где-нибудь на ближнем востоке. Меня вообще очень увлекают ближневосточные инструменты и вся эта эстетика, пустынные пейзажи, печальная история Египта, Ирана, Ирака. Это был бы очень эмоциональный фильм о чувствах людей и разрушенных судьбах.

Звуки.RU: О греческой электронной сцене известно очень мало. Может, ты наконец прольешь свет на эту "терра инкогнита"? Есть ли там какие-то артисты, о которых нам непременно нужно знать?

Костас Кацикас: В Греции есть очень много талантливых музыкантов, но для их роста нет условий – ни государственной поддержки, ни активного артистического сообщества. Особенно тяжело приходится экспериментаторам – тем, кто ищет и творит за рамками привычного. Пионеры вроде Гианниса Аггелекаса (Giannis Aggelakas) или Константиноса Бета (Konstantinos Beta) два десятилетия двигали греческую музыку вперед, но сейчас, увы, они никому не известны за пределами страны. Есть, разумеется, и яркая молодежь - Mobthrow, Poordream, Spyweirdos, вот только несколько примеров.

Звуки.RU: Расскажи о своем лейбле Spectraliquid. Есть ли за лейблом какая-то философия, общая идея? Как ты выбираешь артистов?
Костас Кацикас: Идея была простая – издавать музыку, которая нам нравилась, артистов, у которых был свой собственный, узнаваемый почерк, голос. Но прозанимавшись лейблом три года, мы, в конце концов, решили его закрыть.

Звуки.RU: Как ты можешь объяснить успех Tympanik Audio? Во времена, когда IDM лейблы закрываются, Тимпаник подписывает новых артистов и издает диски десятками. В чем секрет?
Костас Кацикас: Нужно быть готовым к тому, чтобы пожертвовать ради лейбла своей личной жизнью, а в идеале, желательно еще иметь достаточно денег, чтобы было на что развернуться. При этом если вы гонитесь за прибылью, этот забег изначально будет проигран. Очень немногие из тех независимых лейблов, которые мы знаем и любим, сделали своих владельцев богатыми. Я очень сомневаюсь, что Warp или Ninja Tune смогли бы выжить, если бы начинали в нынешних условиях, при таком расцвете mp3-пиратства. Поначалу мне казалось, что решение Пола Нильсена (Paul Nielsen) (босс Tympanik Audio – прим. Звуков) издать такое количество альбомов за несколько лет – рискованное, но, по прошествии лет, я вижу прогресс лейбла и понимаю, что был неправ. Я очень рад их успеху – лейбл действительно заслужил это. Но, отвечая на твой вопрос, есть только одна формула - инвестировать в лейбл всю энергию, время, усилия, и, разумеется, свою любовь к музыке.

Звуки.RU: Расскажи о своём лайв-шоу. Ты играешь треки с альбомов или импровизируешь? Насколько концерты отличаются от твоих записей?
Костас Кацикас: Я играю изданный материал – то, что выходило на альбомах, где-то еще, некоторые ремиксы для других артистов. Когда со мной на сцене нет певицы Кати (Katja), приходится прикладывать больше усилий к тому, чтобы это был действительно концерт, настоящее живое выступление. Обычно я играю на стальном барабане, запускаю сэмплы и исполняю синтезаторные партии. Возможность совершить ошибку, другой по сравнению с записью баланс инструментов и то, что партии электронных инструментов исполняет человек – всё это вместе и создает совершенно иное ощущение от музыки на концерте, даёт то самое чувство живой игры. Сейчас я параллельно разрабатываю новую концепцию лайва, со всякими field recordings, над которыми я экспериментирую "на ходу", импровизирую с наложениями, фильтрами, преобразованием звука в реальном времени. Кое-что из этого материала я буду впервые исполнять на ближайших концертах Subheim.

Subheim & Dirk Geiger
Москва, "Дом"
14 мая

06.05.2011, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

SUBHEIM - свежие публикации: