…Музыка прячется от нас за точками на бесконечных нотных линейках, листами и килограммами партитур, полустертыми крюками на тлеющих временем монастырских манускриптах. За многоступенчатой обработкой гитарных риффов процессорами и звуковыми программами, за бесчеловечным визгом «джапанойза» и моно-тонным гудением космического эмбиента. За разговорами о конском волосе, тростях и благородной смоле в оркестровых гримерках – и беседами о дорогих сплавах в магазинах Hi-End техники. За спетой мимо всех семи нот песней деревенского хора, которая вдруг пробирает до слез. Она скрывается от нас за героическими позами волосатых пролетариев-гитаристов – и потешной мимикой интеллектуалов-дирижеров во время концерта. Подглядывает за нами из-за скрипа потертого винила и белого шума магнитофонной пленки. Музыка прячется от нас в летящих к небесам человеческих голосах, исполняющих православные хоралы - и за километрами строк рецензий в музыкальных изданиях…
Легкий и довольно короткий по звучанию «каникулярный» альбом английских интеллектуалов и романтиков Anathema, стоявших когда-то у истоков второй волны британского doom-metal слушается действительно как эксперимент после необыкновенно удачного и целостного предыдущего диска “We're Here Because We're Here”. Выпустив в середине 90-х годов нескольких хрестоматийных - как оказалось позже – дум-альбомов, ребята остались классиками и современниками этого сурового направления, позже выбрав для себя, однако, куда более доступные простым смертным звуковые ипостаси, вроде дарк-рока, готик-рока, и рока симфонического. Триумфом последнего направления как раз вполне и можно назвать альбом “Falling Deeper”. С той лишь оговоркой, что, хоть музыке Anathema и до этого были свойственные крайне правильные с композиционной точки зрения – да и просто чертовски красивые – гармонии и мелодии, на этом диске симфонизм стал главным и всеобъемлющим элементом.
И то: кажется, из столпов современной рок-музыки «свой собственный альбом с симфоническим оркестром» не записал лишь ленивый. Кому-то подобные опыты – как коллективам вроде Lacrimosa или Mono – идут к цвету глаз по определению. Однако для большинства – смысла перечислять имена не вижу – нанятый оркестр играет роль чисто статусной нашивки на комзол. Зачастую такие опыты не столько выглядят бессмысленно и неестественно, сколько граничат с реализацией детских комплексов. Типа, мы консерваториев ваших не заканчивали – однако это ты сейчас, очкарик, старательно выруливаешь три моих кривых аккорда, а не я тебе смычок канифолю! Тем не менее, именно Anathema всегда была той группой, услышать «оркестровый» альбом которой было любопытно – и который как-то самим собой в их карьере подсознательно и ожидался. Другое дело, что формат «альбом для рок-группы с оркестром» давно стал настоящим жанром поп-музыки, столь же потасканным, сколь и почти исключающим всякие откровения.
В авторском предисловии к “Falling Deeper” самый велеречивый из состава Anathema человек, гитарист Данни Каванах (Daniel Cavanagh) объясняет, что оркестру на записи была поставлена конкретная задача: вычленить из классического думового наследия группы и сыграть неизменные на всем протяжении ее истории Сердце, Структуру и Гармонию. И очкарики из London Session Orchestra делают свою работу беспрекословно. Пожалуй, даже более ровно, чем хотелось бы. То, что мы слышим на альбоме – это именно звуковая и смысловая эссенция, вытяжка духа Anathema, выделенная из медленного структурированного грохота и рычания их классического doom-metal, словно те капли благовонного масла вечной женственности и красоты, которые вдохновенно добывал в своих преступных трудах герой «Парфюмера» Патрика Зюскинда. Композиции при этом стали заметно короче оригиналов, а их структура явно отсылает к творениям известных композиторов-минималистов современности. Все лишнее – гитарные перегрузы, гроул-вокал, барабанные сбивки и прочие штампы рок-музыки - безжалостно отброшены и пожертвованы чистой гармонии в ее наиболее привычном, в современном мире, проявлении – европейской симфонической традиции.
Трек-лист альбома однозначно мог бы составить greatest hits Anathema в ее думовой ипостаси. Первая же пьеса, “Crestfallen” – один из штандартов группы, который она уже долгие годы гордо несет перед собой в качестве одного из самых узнаваемых своих треков, написана еще в 1990-м году и вышла спустя полтора года на дебютном мини-альбоме, как и еще один трек, “They Die”, также дождавшийся в 2011-м своей академической оркестровки. Следующая второй “Sleep In Sanity” – классика с первого полноформатного альбома, “Serenades”, который фанаты впервые поставили на проигрыватели еще в 1993 году, “Kingdom” – с классической же EP-ишки “Pentecost III” 1995-го года выпуска. Практически не изменилась от этого опыта лишь старинная песня “J’ai Fait Une Promesse”, утратившая, правда, женско-детский вокал оригинала, но в остальном оставшись практически тем же самым воздушно-эльфийским шедевром, каковым она блистала среди грохота тяжеленных и масштабных треков на присной памяти альбоме “Serenades”. Еще одним экспериментом и однозначным бонусом “Falling Deeper” стал вокал давней боевой подруги группы, великолепной Аннеке (Anneke van Giersbergen), явно заскучавшей без The Gathering и пустившейся во все тяжкие в студийном составе сразу нескольких знаковых команд тяжелой сцены. А об актуальном звучании Anathema на “Falling Deeper” напоминает лишь финальный трек “Sunset Of Age”.
Одним словом, перед нами почти идеальная работа, в которой авторская задумка выполнена безукоризненно, акустика доведена до совершенства, а полученный самими музыкантами кайф от соделанного ощущается почти физически. Однако после очередного прослушивания не покидает ощущение, что чего-то очень важного и необъяснимого в этой музыке все-таки не хватает. От начала до конца диск случается как прямо-таки пластинка для озвучания семейного рождественского ужина с хорошим вином, индейкой, и нравоучениями главы семейства.
Может быть, все дело как раз в том, что временами, играя в очередные прятки, Музыка стыдливо скрывается от нас, в том числе, и в собственном несовершенстве. Которое каждый раз доказывает то, что она – живая, что она дышит и кровоточит. Ведь ежели дважды два непременно четыре, то ляжды фа отнюдь не всегда - соль… Глухой сердечный ритм временами оказывается то ли не пойманным десятками студийным микрофонов, то ли уже позже просачивается через ворох проводов и уходит в землю. Именно поэтому лучшие альбомы отнюдь не всегда пишутся на лучших студиях и лучшими из возможных музыкантами.
Прячься, Музыка.
Я иду искать.
1980 – Власти ЮАР по политическим мотивам запретили пинфлойдовскую песню Another Brick in the Wall. Советские газеты выступили с критикой, поддержав музыкантов. Но строчка "Брежнев взял Афганистан" со следующего альбома группы заставила СМИ изменить точку зрения »»
Richard "Groove" HOLMES (1931)
John VERITY (1944)
Lesley GORE (1946)
Валерий ГЕРГИЕВ (1953)
Elliot GOLDENTHAL (1954)
Alec EMPIRE (1972)
Lily ALLEN (1985)