ЛАМПА LADINO  Лампа Ладино

Молодой московский коллектив уже самим своим занозисто запоминающимся названием дает понять, какое музыкальное поле ему интересно: "ладино" - это язык евреев-сефардов, своеобразная смесь иврита и...

Молодой московский коллектив уже самим своим занозисто запоминающимся названием дает понять, какое музыкальное поле ему интересно: "ладино" - это язык евреев-сефардов, своеобразная смесь иврита и классического кастильского. Говорят, что с кастильскому ладино имеет примерно то же отношение, что и идиш к немецкому; иными словами, это несомненная близость, оттененная всем спектром человеческих эмоций - от ярости до раскаяния, от страсти до равнодушия.
Музыканты Лампы Ладино, впрочем, далеки от того, чтобы намертво вцепляться в идею музицирования по этническому шаблону. Их интересует определенная культура, но она явно не интересует их статично. Основываясь на традиционных сефардских композициях, участники группы без стеснения пользуются довольно широким набором выразительных средств world-music, а порой и откровенно авангардистскими приемами и едва ли не ходами свободного джаза: словом, музыка коллектива далеко не ортодоксальна.
Наиболее показательна в этом плане игра исполнителя на клавишных инструментах Григория Сандомирского, которая вызывает устойчивые ассоциации в первую очередь с джазовой, но никак не этнической музыкой. Под стать ему и партнеры по ритм-секции, если этот термин уместен в контексте ансамбля такого плана - басист Владимир Кудрявцев и перкуссионист Кирилл Паренчук. Оба, не заблуждаясь относительно своей технической виртуозности, работают над качественной, а не количественной стороной музыки, создавая крепкую, неброскую и потому правильную "подложку" для остальных. Чуть более ярко выступает вперед гитарист Алексей Андреев, который в своих импровизациях так же небыстр, сдержан, но отчетливо умен.
Пожалуй, в группе можно отметить своего рода разделение по половому признаку - тогда как четыре представителя сильного пола придают звучанию "Лампы" современные, не имеющие национальности оттенки, три входящие в состав девушки, наоборот, несут ответственность за собственно сефардский колорит. Редкие обращения скрипачки Марии Логофет к джазовой тематике несколько проигрывают ее же куда более убедительной работе "в стиле", флейта Елизаветы Дудкиной к джазу особенно и не приближается, а что до вокалистки Светланы Свириной - то ее голос, безусловно, и есть тот цементирующий раствор, который удерживает всю группу в отчетливо сефардской тематике.
Как ни странно, концептуальные поклонники испано-еврейской музыкальной культуры на самом деле (осознанно или нет - вопрос десятый) скорее не исповедуют ее, а кружат вокруг, возбуждая к ней любопытство слушателя и показывая ему краешки самых разных близких (а порой и далеких) музыкальных направлений.
Музыкальный вкус коллектива очевиден, а некоторая его молодость в техническом плане - как известно, недостаток, который быстро проходит.

14.04.2006, Юрий ЛЬНОГРАДСКИЙ (ЗВУКИ РУ)