ЛАМПА LADINO  "Популярная механика" этно-авангарда

"Волшебство" - самое подходящее слово, чтобы описать атмосферу, царящую на концертах группы Лампа Ladino. С одной стороны завораживающая музыка сефардов, с другой - изысканные эксперименты членов группы. С ними и удалось пообщаться Звукам.Ru

Первая ассоциация - "лампа Аладдина" - столь же естественна, сколь само их присутствие на сцене. "Волшебство" - самое подходящее слово, чтобы одним широким жестом описать атмосферу, царящую на концертах группы Лампа Ladino. С одной стороны завораживающая, безумно красивая музыка сефардов (евреев, живших в Испании до начала XVI века, чей язык - смесь иврита и испанского - как раз называется "ладино"), с другой - высокохудожественное "безумие" самих музыкантов, тяготеющих к самым различным музыкальным культурам, от джазового авангарда до индийской этники. Очередная форма извечной оппозиции "Запад - Восток"? Возможно. Однако в данном случае всё решается "полюбовно". Из хаоса поражающих своею связанностью звуков, рождается прекрасная мелодия. Рождается, чтобы вдруг исчезнуть, раствориться в породившем её хаосе вселенской круговерти и... возродиться вновь, подобно реке, миновавшей порог, возвращая слушателя в неспешное русло печального средневекового романса.

Баланс и взаимопроникновение хаоса и гармонии, подсказанные самой жизнью. Даже состав группы, подчинён этому космическому правилу - все семь участников профессиональные музыканты, и только барабанщик "ничего не заканчивал, но играет лучше всех", шутят участники группы. С двумя из них, стоящими у истоков коллектива, органистом Григорием Сандомирским и вокалисткой Светланой Свириной, нам удалось пообщаться в уютном зале клуба "Жесть", сразу после одного из их последних концертов.

Звуки.Ru - Собственно, почему за основу была взята именно сефардская музыка, область специфическая, но вместе с тем, обретающая всё большее число почитателей?

Григорий Сандомирский: Я слушал много разной музыки и однажды мне попалась какая-то запись из области нью-йоркского даунтауна; это была запись Ури Кейна (Uri Caine) с канадским кантором Аароном БенСуссаном (Aaron BenSoussan) - проект Zohar:Keter и там была вещь "Quando el Rey Nimrod"... Я ещё с детства знал, что существует язык ладино и вот впервые услышал его живьём. Мне очень понравилось - мурашки пошли, пробрала дрожь... Стал искать другие записи. Кто-то стал что-то советовать, из Израиля многое привёз...

Светлана Свирина: Этот момент "вынашивания" длился, наверно в течении года, пока Гриша научился петь и играть "Quando el Rey Nimrod". А поскольку мы достаточно давно дружим, он в какой-то момент пришёл в колледж, где я преподаю вокал, и сказал, что сейчас мне покажет волшебную песню. Начал играть - размер непонятный, лад непонятный, язык непонятный... Спрашиваю, а что это такое? Он говорит, вот это язык "ладино" и такая вот музыка. Всего за две репетиции мы подготовились к сборному концерту - у нас был совершенно ополоумевший басист, он не понимал вообще, как надо делать - но мы сыграли, и всё пошло на лад... Через несколько месяцев в Москву приехала испанская певица Роса Сарагоса, она исполняла старинные песни, в том числе и сефардские. Я была настолько потрясена, что два часа ревела как душ - это было настолько красиво! Тут же позвонила Грише и сказала - я хочу это петь!

Звуки.Ru - И что было дальше?

Светлана Свирина: Гриша пригласил Машу (Мария Логофет - скрипка), потом я привела Лёшу (Андреева - гитара), потом пришла Лиза (Дудкина - флейта). Ну и, собственно говоря, Кирилл (Паренчук - ударные, перкуссия). Олега (Канакова - бас-гитара) Маша подтащила на сентябрьский концерт.
Григорий Сандомирский: Всё началось, по сути, с одной песни.

Звуки.Ru - А сколько сейчас их в репертуаре?

Григорий Сандомирский: Порядка 16-ти. Но у нас многое уходит в доделку - вещи "уходят", потом вновь "появляются". Нам же хочется более разнообразного звучания: у нас сейчас есть программа с барабанами, есть программа с перкуссией, она такая, более лёгкая, с фортепьяно, другое звучание, более камерное...

Светлана Свирина: Мы постоянно что-то меняем. У кого-то меняется подача, у кого-то меняется мелодический рисунок... и сразу перестраивается-меняется аранжировка. Например, летом перед концертом в "ДОМе" уехал Кирилл и барабаны заменили на персидский тонбак - абсолютно другой инструмент. Мы поменяли все аранжировки. Потом у нас исчез гитарист...
Григорий Сандомирский: Не только гитарист, ещё и флейтистки не было. Без гитары и флейты, взяли трубу, которая покрывает собой оба инструмента... (смеются)
Светлана Свирина: ...и контрабас. Это вообще был какой-то джаз-мейнстрим... То есть, каждый раз это звучит по разному. Потом у нас есть вариации: трио, дуэты, квартеты. На самом деле это очень эффектно, потому что когда группа всё время звучит "tutti" возникает очень большая нагрузка на уши. Тем более, у нас очень много музыкальных отступлений, переплетающихся линий - флейта, скрипка, голос... И вот, всё это замолкает, звучит только голос и гитара. Или скрипка и гитара. Только голос и бас. Но взаимодействие музыкантов всё равно сохраняется. Вот где театр!

Звуки.Ru - Традиционная музыка в объятиях авангарда?

Григорий Сандомирский: Авангард - это ко мне. Я себя "позиционирую" как авангардного музыканта. (смеется) Для меня спонтанность взаимодействия вообще очень важна. Например, наш барабанщик Кирилл позиционирует себя как "индийского" музыканта (смеется) - играет (голос Кирилла - "На гармошке!") - и на гармошке (все смеются), и на табла. Как-то уживаемся. Конечно, в этом есть определённые проблемы, потому что не всегда удаётся достичь компромисса... но мы стараемся это решать. Тут важно не потерять контроль на некой общей идеей, чтобы это не развалилось совсем. Я надеюсь, что удаётся выдерживать баланс, всё-таки это воспринимается как искусство, а не как плохая компиляция.

Звуки.Ru - Итого: фьюжн?

Светлана Свирина: Наверно, да. Фьюжн - это естественное, лежащее на поверхности слово; даже не знаю, это какая-то эклектика музыкальная. Мне на самом деле не хотелось бы какого-то чистого звучания...

Звуки.Ru - Какие инструменты вы используете?

Григорий Сандомирский: Голос, гитара, бас, барабаны или перкуссия, флейта, скрипка, клавиши, где удаётся рояль, где не удаётся - электроорган, мелодика.

Светлана Свирина: Рояль используется по полной программе: клавиатура, струны, боковые деки, колёсики, ножки, стульчик. То есть, когда доходит дело до рояля, там начинает звучать всё.
Григорий Сандомирский: (смеясь) Всё остальное перестаёт звучать.
Светлана Свирина: Рояль, он многим не даёт покоя. (смеётся)

Звуки.Ru - Это основное. А из того, что привносится или может быть привнесено?

Светлана Свирина: Кирилл помимо ударных инструментов играет на сопрано-саксофоне, и есть мысль ввести сопрано-саксофон. Потом, Лиза учится вокалу - в некоторых местах мы уже поем дуэтом. Басист играет на шестиструнном басе, а шестиструнный бас - это такое поле непаханное! Мы пока ещё не очень знакомы, но я поглядываю на него, сглатывая слюну, что называется. Шестиструнный бас - это ооо!... - все остальные могут идти отдыхать. (смеётся) Это из меня минимум выжимается - ну, голос и голос - и всё. Я вообще - набалдашник, последний декоративный элемент. (смеётся)

Григорий Сандомирский: Света на самом деле - прирождённая авангардная певица, хотя пока она в себе этого не чувствует. (смеётся)

Светлана Свирина: Просто изначально я впитывала западную, негритянскую музыку, негритянское пение, поэтому и позиционирую себя как певица джазового мейнстрима, и если я пою сефардские стандарты, то пытаюсь делать такую же акцентировку, как если бы я пела джаз.

Звуки.Ru - Какие задачи вы ставите перед собой как музыканты?

Светлана Свирина: Неплохо было бы выйти на международные фестивали.

Григорий Сандомирский: Надо обязательно записаться. Хочется развиваться, вводить авторские композиции в числе прочих, может быть инструментальные, может быть вокальные. Сейчас мы используем всё-таки песни народные. Постепенно мы ещё будем искать материал, я надеюсь расширять репертуар, но чтобы можно было развиваться, будем параллельно делать собственные композиции - чтобы это не было мертворождённым коллективом. Но цели конечной - её не будет... А что касается "для себя"... Мне хочется по миру поездить... (смеётся) У музыкантов всегда это делается "для себя", чтобы тебя самого радовало, то, что ты делаешь. И если это радует других, то это большая удача (смеется). Главное, чтобы перед самим собой стыдно не было.

Светлана Свирина: Задача музыканта в первую очередь выглядеть убедительно перед публикой. Ты так чувствуешь - твоя задача передать своё чувство всем, чтобы его ощутили и поняли. Если на этот акцент не реагируют, значит, его просто не слышно, или мы что-то не так делаем. Слушатель - это в некотором роде лакмусовая бумажка, позволяющая понять, работает у нас что-то или не работает. Я очень горжусь тем фактом, что к нам ходят люди, которые слушают. Они слышат, говорят: "Ой! У вас сегодня всё иначе! Всё как-то не так. Здесь вы что-то поменяли." Это очень ценно. К нам после концерта однажды подошел молодой человек из "немецкой делегации" и был представлен как настоящий сефард - сказал, что ему очень понравилось, и он узнал песни, которые ему мама пела в детстве.

Григорий Сандомирский: Мне пришел в голову такой пример: идёт человек по улице и где-то посередь поля (или не поля - не важно) видит, торчит из земли какая-то конструкция вроде трубы. Ему нравится как она выглядит, и он начинает использовать её для некой публичной инсталляции - украшает, меняет форму, и т.д. А потом выясняется, что это единственный воздухозабор для какого-то подземного бункера, где люди живут. Как говорится, хорошо то, что хорошо кончается. (смеются) Мы же заканчивать пока не собираемся.

01.12.2006, Евгений СЕМИСОТОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ЛАМПА LADINO - свежие публикации:
  • Репортаж - Сефардский джаз-прог , 21.05.2012
    Вечер несерьезного фьюжена с москвичами Лампой Ladino »»
  • Анонс - Светить всегда, светить везде , 14.05.2011
    Лампа Ladino, играющая нетрадиционные версии традиционной сефардской музыки, представляет свой первый "большой" альбом в концертной версии »»
  • Альбом дня - Лампа Ладино , 14.04.2006
    Молодой московский коллектив уже самим своим занозисто запоминающимся названием дает понять, какое музыкальное поле ему интересно: "ладино" - это язык евреев-сефардов, своеобразная смесь иврита и »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, скоро выступит в Москве »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – 16 Тонн – BIG CITY JAZZ SHOW BIG CITY JAZZ SHOW »»

20:00 – Зеленый театр ВДНХ – Павел КАРМАНОВ Павел КАРМАНОВ »»

Хроника20/08

1991 – Началась работа над самым известным альбомом "Аукцыона" "Птица". Леонид Федоров и Олег Гаркуша запираются на даче, напиваются и сочиняют заглавную вещь. Кстати, альбом был закончен в день начала следующего путча – 3 октября 1993 года  »»

1998 – Скончался первый советский панк - Андрей "Свинья" Панов (группа Автоматические Удовлетворители)  »»

1999 – Группа "Сахара" получила свое нынешнее название (до этого они назывались "Джуманджи")  »»

Иннокентий АННЕНСКИЙ

Говард Филлипс ЛАВКРАФТ

Freddie MOORE

Frank ROSOLINO (1926)

Frank CAPP (1931)

Sneaky Pete KLEINOW (1934)

Isaac HAYES (1942)

David LASLEY (1947)

Robert PLANT (1948)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить