Холодно-холодно-холодно. Господи, как же холодно
засыпать на Гластонбери. Для того, чтобы заснуть и при этом не умереть от
холода, следует
либо засыпать в теплой компании лиц противоположного пола, либо в компании
горячительных напитков с хорошим градусом крепости. Но нам, трезвенникам,
суждено мокнуть и мерзнуть. Живыми с фестиваля вернутся не все...
Веселье на Гластонбери затихает нескоро. Концерты заканчиваются заполночь, а
после в небе распускаются фейерверки, на оживленных трассах работают бары и
открытые кафе (после 21.00 - безалкогольные, однако выпивку народ
предусмотрительно захватывает с собой: самое распространенное здесь зрелище -
люди с
хозяйственными
тележками, на которых внушительно громоздятся упаковки пива). Работают, ко
всему прочему, палатки с интригующим названием "Legal Herbs". Марихуану в
Англии употреблять запрещено законом, а вот цветы голубой лилии покурить или
там грибочки пожевать - пожалуйста. И бродят по ночным "улочкам", освещаемые
неоновыми вывесками палаток, фрики разного возраста и вида: из-за угла на тебя
может неожиданно вывалиться дедушка в майке с надписью "Porn Star" и пришитым к
штанам фиолетовым искусственным пенисом, феечка в
бутсах и с кисейными крылышками, нимфоманка, у которой из всей одежды имеется
только фотоаппарат, либо почтенное семейство гоблинов с младенцем в коляске,
разрисованным под тигренка. Фантазия, с которой продуманы и созданы эти
наряды и образы, наводит на мысль: а ведь вся Англия в течение года
планировала, как будет развлекаться на Гласто, мастерила костюмы, запасалась
спиртным и готовилась оторваться в этот уик-энд с чувством, толком и смыслом,
всласть повеселив и себя, и друзей.
Заключительный день фестиваля тоже начинается с фриков: это Leningrad Cowboys, финны в гипертрофированно-рокабильных нарядах и с коками на головах, поющие в жанре, который журнал Q характеризует как "плохая русская рок-группа". Скорее - в доску пьяная русская рок-группа. Кошмарное зрелище и кошмарную музыку дополняет убийственный конферанс ("Я не вижу ваши руки! Поднимите их! А теперь возьмите руку, положите себе в штаны и сожмите свои яйца!") и кавер-версии песен рок-легенд: вообразите себе, к примеру, самый отвратительный способ исполнения хитов Metallica... бррр. Неужели именно такое тошнотворное впечателние производят русские музыканты на Европу?..
Солнце сияет из-за туч, поджаривая и подсушивая все, на что падает его неласковый взгляд. Знойная группа Asian Dub Foundation - редкая зверушка из стана рага-джангла и даб-кора. Это действительно даб, а азиатские мотивы, используемые музыкантами для "подложки", придают ему изощренность и точность. Два братца-рэппера в одинаковых футблоках с надписью "Asian Dub Foundation War" мерно читают народу лекцию о насилии, крови, наркотиках и ненависти. До бровей закутанный в палестинский платок барабанщик задает ритм не в одиночку: к нему присоединяется колоритный гитарист с огромным расписным тамтамом. Группа свято чтит труды классиков: в какой-то момент в ее интерпретации звучат две песни Нусрата Фаттех Али Хана - "Tabii" и "Sanson Ki Mala". Вообще говоря, ADF используют в своей музыке ритмы и мелодии всех народов Востока: китайцев, японцев, персов, суфи... И это само по себе хорошо - да вот только на выходе все равно получается однообразный даб-кор, который к концу концерта уже начинает утомлять.
Самый замшелый и "олдовый" концерт Гластонбери - выступление на One World Stage легенд прог-рока, мастодонтов Yes. В полном составе на сцене орудуют разодетые в расписные камзолы Андерсон, Сквайр, Хоуи, Уэйкман и Уайт. На фоне звучащего со всех сторон гитарного великолепия эта команда выглядит совершенно беспомощным анахронизмом: словно птеродактиль, случайно опустившийся на линию высокого напряжения рядом со стайкой ласточек, она интересна масштабом, но совершенно не функциональна с инструментальной и эмоциональной точки зрения. Помпезные клавишные Уэйкмана и закрученные соло Хоуи словно соревнуются в количестве пафоса, приходящегося на каждый децибел звука. Толку - пшик.
Недавний московский концерт Дэйва
Гэана (Dave Gahan) прошел при большом воодушевлении и скоплении народа.
Интересно, что английская публика реагирует на экспрессивного солиста и автора
Depeche Mode значительно прохладнее, чем москвичи. Да и сказать, что на
концерт, проходящий на Other Stage, собрались лишь истовые фанаты Гэана,
нельзя: над толпой, помимо нашего российского флага, витают: флаг шведский,
флаг немецкий, флаг с надписью "Peace", надувная корова, красный пластмассовый
лобстер и череп на палке. Возможно, виной всему - проливной дождь, а может быть
- новая программа, из которой Дэйв исполняет довольно много вещей ("Black
and Blue Again", "Dirty Sticky Floors", "I Need You"), - но, так или иначе,
народ "расходится" лишь тогда, когда начинают звучать классические вещи DM. Под
"Walking in My Shoes" толпа уже с удовольствием прыгает и танцует, а c
небес в это время летят конфетти. Под отчаянно-жесткую "Personal Jesus"
разрозненный люд на поле объединяется в одинн скандирующий и выкидывающий в
небо кулаки организм - но именно в этот момент, без всякого объявления войны,
Дэйв прощается и уходит.
Manic Street Preachers - вот истинные хедлайнеры дня. Сердитые немолодые
люди, прожженые волки, чью песню "Motorcycle Emptiness" с восторгом
подпевают даже те, кто и велосипедного-то руля никогда в руках не держал,
музыканты, обладающие редким даром - заводить публику с первых аккордов. Группа
приготовила народу несколько подарков: новые композиции, из которых мне
особенно запомнились ранее не издававшаяся "Judge Yourself" и мелодичная
"It Could Be", энергичное и веселое соло на тромбоне в старых хитах. "Что,
дождь еще идет? - интересуются Священники. - Сейчас мы ему
подпоем... И исполняют старинную "Rain Song" - песню эпохи Синатры.
Посвящая ее следующему хедлайнеру - Moby.
Впрочем, и Моби сегодня настроен делать подарки слушателям и окружающим. Надо сказать, Моби - частый гость Гласто: здесь он выступает уже не в первый раз, однако впервые - на главной сцене: ранее он был преимущественно участником программы Dance Tent. Надо сказать, в интервью, данном прессе накануне концерта, он сообщил, что считает свое хедлайнервство "клерикальной ошибкой": Я даже не напрягаясь могу назвать больше 20 музыкантов, которые значительнее меня, и лучше подошли бы на эту роль" - скромничает Моби. Свою программу сам музыкант описывает как "популистскую": "я исполняю те песни, которые хочет услышать подавляющее большинство моих слушателей. То есть - никаких экспериментов и неизвестных песен. Если ты играешь для 125-тысячной толпы, которая провела на полях Гласто три дня, хочется оставить им как можно лучшие впечатления. Поэтому я играю только проверенные хиты." Так и происходит - при этом сам концерт (программа которого в итоге практически совпадает с программой недавнего
московского шоу) венчает фейерверк, а на бис звезда интеллектуальных дансингов
исполняет "Greep" Radiohead.
Последний день - день приколов и странных творческих союзов: только что Билли Брэгг (Billy Bragg) и Фил Юпитус (Phill Jupitus) изобразили дичайшую версию "Sexuality", обозвав ее "Bestiality", а Ноэль Галлахер (oel Gallagher) с удовольствием представил публике подающих надежды The Kings Of Leon. В следующем году он намеревается выступить на Гласто в составе своего "Оазиса" - к тому моменту группа планирует запастись новой программой.
А на New Tent тем временем зажигает мрачный шаман Tricky. Новый альбом мастера под названием Vulnerable рекомендуется всем, кто заранее согласен не вынимать альбом из вертушки на протяжении нескольких суток. Концерт же и вовсе описать невозможно.
Надо сказать, московское шоу Трики оставило у многих впечатление "сырого" и неэмоционального. Все составляющие шоу были старыми и знакомыми: Трики по-прежнему стоит, отвернувшись спиной к публике почти в полной темноте, он по-прежнему не выпускает изо рта самокрутку, он отдает "право голоса" очаровательной партнерше-dj, он мрачен, и штаны его рваны. Но при этом толпа, которая в Москве сидела, чинно сложив ручки на коленках, беснуется под тентом New Stage, грозя смести и павильон, и все, что в нем находится. В чем причина? - так и не решив эту загадку, я бреду по ночной тропинке к палатке, когда на моем пути в ночном небе начинают расцветать фейерверки Avalon Stage. Они сыплются на поля Гластонбери, словно говоря: "И через год здесь будет все так же празднично и здорово, и через год здесь будет музыка в таком количестве, что невозможно переслушать... Приезжайте на поля Гластонбери!"
На этом мой рассказ закончен. Я рассказала о многом - но за кадром осталось еще больше: ведь у каждого из нас с фестивалем связаны свои маленькие воспоминания...
1881 – Родился Бела Барток - венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Представитель экспрессионизма в музыке. В честь Белы Бартока назван кратер на Меркурии »»
1942 – Родилась Арета Франклин - американская певица в стилях ритм-энд-блюз, соул и госпел. Она стала первой женщиной, чьё имя было занесено в Зал славы рок-н-ролла. В ноябре 2008 года журнал Rolling Stone объявил её величайшей вокалисткой эпохи рок-н-ролла »»
1947 – Родился Сэр Элтон Джон - популярный британский рок-певец, композитор и пианист. Рыцарь-бакалавр и кавалер ордена Британской империи. Элтон Джон, введённый в Зал славы рок-н-ролла в 1994 году, до сих пор остается одним из самых успешных поп-исполнителей Великобритании »»
1988 – Начался Арт—Рок—Парад в честь премьеры фильма «АССА» в Москве. Участники: «Аквариум», «Кино», «Звуки Му», «Зоопарк», «Браво», «Наутилус Помпилиус», «Центр», «Калинов Мост», «Лига Блюза» и… »»
Hoyt AXTON (1938)
Aretha FRANKLIN (1942)
Elton JOHN (1947)
Nick LOWE (1949)
Владимир БЕГУНОВ (1959)
Makoto OZONE (1961)
Jeff HEALEY (1966)
Jonas "Joker" BERGGREN (1967)
Cathy DENNIS (1969)