Это странная история. Она - о том как люди уходят из популярных групп, сбегают в малопонятную Восточную Европу, поют на чужом языке - и обнаруживают в этом не только сиюминутный кайф экстремального культ-туризма, но и постоянный глубокий смысл. Это также история о поиске корней и о том, как из малозначащих эпизодов вырастает нечто большое, нечто главное. Это история английской группы The Ukrainians.
В 1987 году в мире происходили разные забавные вещи. В СССР со скрипом
набирала обороты странная штука под названием перестройка. В Британии куда
более гладко шла вверх карьера гитарной инди-группы Wedding Present: она
только что выпустила дебютный альбом, и большинство британских музыкальных
изданий назвали его лучшим дебютом года. Двум этим параллельным и
несопоставимым по масштабу процессам суждено было пересечься - такое бывает.
Точкой пересечения стал гитарист Wedding Present Питер Соловка (Peter
Solowka), сам родившийся в Манчестере, но имевший предков
восточноевропейского, а если уж совсем точно, то украинского происхождения.
Интерес Питера к своим корням был подогрет потоком новостей из меняющегося
Советского Союза, и Соловка, имевший привычку поигрывать на репетициях гопак,
стал уламывать коллег по группе на эксперимент. Питер хотел записать несколько
украинских народных песен в стиле Wedding Present - то есть в бешеном ритме и с
мощными гитарами, этакий англо-украинский фолк-панк. Делать из такого материала
пластинку Питеру и в голову не приходило, речь шла просто о радиосессии на Би
Би Си, в студии Джона Пила (John Peel), истового поклонника группы. В
октябре 1987 года данное мероприятие (имевшее далеко идущие последствия)
состоялось. Поскольку сам Соловка украинским не владел, а вокалист Wedding
Present Дэвид Гэдж (David Gedge) - и подавно, то в студию пригласили
более подкованного приятеля Соловки. Лен Лиггинс (Len Liggins) по
прозвищу "Легендарный" изучал славянские языки в университете, поэтому кое-как
спел и сыграл на скрипке для придания фолк-колорита. Можно было скептически
отнестись к аутентичности этого опыта - в число украинских народных песен
затесались "Катюша" и "Светит месяц" - однако сыграно все было с
душой и с драйвом.
Дело было сделано, группа занялась своими обычными делами. Но вот тут-то и начались неожиданности. После первой же радиотрансляции записанной подборки Би Би Си стала получать рекордное количество заявок на повтор. То ли интерес к перестройке сыграл свою роль, то ли славянские напевы были восприняты в модном контексте "world beat", только после пятого повтора от Wedding Present потребовали прикинуться славянами на бис. В марте 1988 года Соловка снова ведет свою компанию к Джону Пилу и записывает еще несколько треков (в число которых попадают "Дорогой длинною" и советская военная песня "Вася-Василек"). Резонанс настолько благожелательный, что в том же 1988 году материал обеих сессий выпускают как получасовой миниальбом под названием "Ukrainski Vistupi V Johna Peela". Вполне приличный для такого рода музыки тираж в 70 тысяч экземпляров заставляет Соловку задуматься о продолжении.
Процесс "украинизации" в головах Соловки, Лиггинса и приглашенного еще во время второй сессии Романа Римейнеса (Roman Remeynes, мандолина) прогрессирует, и они решают сочинять материал на украинском. Поступок конечно героический, учитывая, что по настоящему родным язык не было ни для одного из них. И поступок абсолютно бессмысленный - по крайней мере, таким он был в глазах любого советского рок-музыканта, которые в это же самое время столь же героически рифмовали английские строчки в надежде на прорыв на Запад. Они-то знали, где масло и где хлеб, и знали, где с этим напряженка. Соловку непостижимым образом тянуло в противоположную сторону - на Восток.
Когда музыку Соловки кое-как совместили с текстом Лиггинса, и на свет родилась песня "Ой, дивична", неугомонная троица решилась на еще более отважный поступок - в октябре 1990 года они отправились в Киев, на историческую родину The Ukrainians. Голодная и политизированная Украина встретила британских туристов так экзотично, как только смогла. Маневрируя между демонстрантами и палаточными лагерями бастующих шахтеров на центральных улицах Киева, Соловка, Лиггинс и Римейнес пробрались к этнографическому музею, где на заднем дворе отсняли малобюджетное видео на "Ой, дивично". Уже в Британии музыканты поразмыслили и позитивно расценили увиденное на батькивщине как ростки национального самосознания.
Год спустя, когда Украина прямой дорогой шла к обретению независимости, Соловка приобрел независимость от Wedding Present, а The Ukranians добрались до первого самостоятельного релиза. Виниловый четырехпесенный ЕР, где заглавным треком стояла пресловутая "Ой, дивчина", произвел неожиданно сильное впечатление на New Musical Express, где "Дивчину" назвали синглом недели. В конце 1991 года последовал дебютный альбом The Ukranians - 10 треков авторского и народного материала. В половине материала резвятся Wedding Present, в более акустической половине трое отцов - основателей обходятся собственными силами. Без чего не обошелся дебют The Ukranians, так это без песни на стихи Тараса Шевченко.
С того же 1991 года начинается интенсивная концертная деятельность группы, и в нее рекрутируется аккордеонист Степан Пасичнюк (Stepan Pasicznyk), а также двое людей с абсолютно неукраинскими фамилиями - басист Пол Дино Бриггс (Paul Dino Briggs) и барабанщик Дэйв Ли (Dave Lee). Мода на Восточную Европу еще не проходит, и The Ukrainians получают этому приятное подтверждение - фирма Nike предлагает им озвучить в фолк-роковом духе рекламный ролик, где снимается Сергей Бубка. Бубка символизировал успехи украинского спорта, а шестеро англичан - так уж получалось - успехи украинской музыки на Западе.
Только этим англичанам и могла придти в голову следующая идея - взять четыре песни культовых The Smiths и написать к ним украинские тексты. Так Big Mouth Strikes Again превратилась в "Спивае соловей", а "Queen is dead" - в "Королева не померла". Этот забавный и непонятно кому предназначенный (фанатам Моррисси в качестве курьеза? Украинскому народу для просвещения?) ЕР с бесхитростным названием "Pisni iz the Smitrhs" вышел в начале 1993 года и стал как бы прологом ко второму альбому The Ukrainians "Вороны" (1993). Сплав славянского фолка с гитарным пост-панком вновь удостоился похвал в прессе (журнал Vox признал 'Воронов' альбомом месяца). Если для западного уха занятны были именно ностальгические вздохи о загадочной Украине, то для нашего человека здесь приготовлен иной сюрприз - переложение "Venus in Furs" Velvet Underground в романтическую балладу "Чекання".
Группа сыграла за год более 100 концертов, засветилась на многих фестивалях, как на рок-н-ролльных (Гластонбери) так и на фольклорных (WOMAD), но вероятно самым важным путешествием было путешествие на Украину. Теперь это был уже полноценный визит с концертами, телевидением, толпами журналистов и чиновниками министерства культуры в аэропорту. Впечатления от незалежной Украины были неоднозначными - The Ukrainians осознали, что помимо песенной сельской идиллии существует и реальная городская жизнь, заполненная острейшими социальными проблемами. The Ukrainians увидели, что независимость не принесла народу благополучия, зато открыла большие перспективы для политиков-демагогов и крупных западных корпораций, которые с успехом насаждают здесь стандарты потребительского общества. На основе этих впечатлений был создан альбом "Культура" (1994), чуть более современный по звучанию и горько-ироничный по содержанию.
1995-96 гг. ознаменовались интенсивными гастролями, в том числе по западным
странам с сильной украинской диаспорой (Канада, США), и очередной порцией
странных кавер-версий. Сначала была "Radioactivity" Kraftwerk - в
благотворительных целях. А потом Соловка и Бриггс в очередной раз крепко выпили
после концерта 'зубровки' (таким образом они придумали проект с каверами The
Smiths) и решили по-своему интерпретировать - ни много ни мало - Принса
(Prince). Когда люди со звукозаписывающей фирмы Cooking Vinyl услышали
результат этих записей, то категорически отказались их издавать. Начался
затяжной конфликт с лейблом, который практически парализовал деятельность
группы на следующие несколько лет.
Записанный в это время четвертый альбом
The Ukrainians (попытка сделать фолк-рок более танцевальным) так и не был
издан. В 1998 году Prince EP, содержащий переделки "Nothing Compares 2 U",
"Sign 'O The Times" и "Purple Rain", наконец вышел, но не получил
никакой рекламы от лейбла. Это означало конец многолетнего сотрудничества с
Cooking Vinyl , но это наконец развязало группе руки.
Соловка и Лиггинс, создав собственный лейбл Zirka Records, столкнулись с проблемой банального отсутствия средств для записи нового альбома.The Ukrainians вышли из затруднения просто - они вытащили из чуланов концертные записи начала 90-ых, почистили их и выпустили концертный альбом "Drink to my Horse!" (2001). Истосковавшиеся поклонники встретили его на "ура", ожидая активизации группы. Переизданы были и знаменитые "Украинские выступления у Джона Пила", с которых все началось. Cooking Vinyl, празднуя свой 15-летний юбилей, издала на одном CD два первых - и возможно лучших - альбома группы под названием "The Ukrainians' '#1 International Ukrainian Group". И наконец, очередной ЕР с кавер-версиями - теперь под руку горячим The Ukrainians попался Джонни Роттен (Johnny Rotten) с компанией (Anarchy in the UK (2002)).
После такой внушительной серии CD-инъекций было бы грех не пуститься в тур. Группа к этому времени выглядела уже совершенно иначе - первые потери были понесены в период изматывающих гастролей 1994-96 гг., а простой 1998-2000 гг. окончательно добил изначальный состав. Теперь The Ukrainians состояли из ветеранов Соловки и Лиггинса плюс аккордеонист Стефан Тимрюк (Stefan Tymruk), гитарист Майкл Уэст (Michael L. West), басист Алан Мартин (Allan Martin) и барабанщик Вуди (Woody). К слову сказать, экс- Ukrainians тоже не покинули территорию славянского фолк-рока, будь то сольные релизы или сопровождение The Ukrainians в очередных экзотических гастролях.
В октябре 2002 года стало ясно, что The Ukrainians вернулись по настоящему - вышел их долгожданный студийный альбом "Respublika". Восьмилетний перерыв ставил очевидную задачу - доказать, что есть еще порох там, где положено ему быть. Respublika решает эту задачу с натиском и улюлюканьем подвыпившего казачьего отряда (не будем отвлекаться на акцент), демонстрируя возврат к ранним записям группы, когда пост-панковские корни The Ukrainians были более очевидны. С другой стороны, Соловка и Лиггинс уже не столь увлечены созданием собственного материала - из 13 треков только 1 авторский, это "Сребреница", - естественное для фолк-рока упражнение в жанре политического протеста. 10 треков - это украинские народные песни, в том числе всем в России известные "Ты ж мене пiдманула", "Горiла сосна", "Ой на горi" и так далее.
Альбом Respublika (2003) и серия безумных европейских гастролей кажется
окончательно превратили этих британцев если не в славян, то в убежденных
славянофилов - иначе вряд ли бы они раз за разом пускались в рискованные
приключения на восточноевропейских просторах, ища то ли загадочную славянскую,
то загадочную британскую душу, но неизменно выныривая после этих поисков с
непобедимым блеском в глазах, с набитыми "зубровкой" чемоданами и очередной
порцией анархическо-сентиментального настроения, которого никогда не отыщешь в
лондонских туманах.
Ну, и кому после этого нужен брит-поп?..
Официальный сайт группы - www.the-ukrainians.com.
1955 – В британском Миддлексе родился Билли Айдол (настоящее имя William Michael Albert Broad) - первый поп-панкер 80-х. Знаменитый псевдоним подсказал Биллу школьный учитель, назвав его бездельником («idle» звучит похоже на «idol») »»
1979 – Выходит эпический альбом "The Wall" группы Pink Floyd - пик творчества Роджера Уотерса и самый успешный релиз: он 23 раза становился платиновым. Это также последний диск группы, записанный в классическом составе: сразу после записи состав покинул Рик Райт »»
2004 – Умер поэт, автор песни "Под небом голубым" Алексей Хвостенко »»
Dick CLARK (1929)
Jack SHELDON (1931)
Earl JOHNSON (1932)
Bob MOORE (1932)
Эдуард АРТЕМЬЕВ (1937)
Luther INGRAM (1944)
Roger GLOVER (1945)
Billy IDOL (1955)