В 12-м выпуске "Нашествия" собран в основном относительно мягкий, поп-роковый
материал. Скорее всего, это означает, что Михаил Козырев готовится
отпраздновать свою любимую цифру "13", дав простор в следующем сборнике
всяческому панку, альтернативе, тяжеляку и прочей безысходности.
Настоящих звезд национального масштаба здесь три. И все они представили на
диске далеко не лучшие свои песни. Поэтому интересно поговорить, прежде всего,
о песнях молодых групп - тех, что, по терминологии составителей, "НА ШАг
впереди".
Пресловутый формат "Нашего радио" стал вещью самоподдерживающейся: все время
появляется масса похожих друг на друга групп, которые по уровню все-таки далеки
от лучших представителей жанра. Общее впечатление - большинство новых команд
пока собственного лица не имеют, и отдельного разговора вряд ли заслуживают.
Как курьезы можно отметить разве что стопроцентно попсовую песню "За три
звезды" группы Москва-Луна, практически целиком состоящую из повтора
вынесенной в заголовок фразы, и "Проливным дождем" группы
Саломея, которая является еще одной местной вариацией на тему "american
soul", вроде творчества певицы Арианы.
Много раз в текстах песен упоминается курение и все, что с ним связано. В
весьма достойной вещи "Открытый космос" группы Нечто "дни
летят, как сигареты". Бывает и хуже - вот у группы Лезвие "весь
мир в сигарету скручен". Вася В. просто сообщает, что он ищет
окурок, когда нет сигарет. А у группы Звери присутствует всего лишь
"щелчок зажигалки" - но звучит он так же многозначительно, как взводимый
курок. Потому что песня эта - провинциальный романс с таким вот либретто:
"Она такая: да, вот... Нам нужно с тобой расстаться, все дела. Я говорю: а
чё такое? Ну, не хочу тебе рассказывать... Ну я такой сразу: ну ладно, говорю,
я поехал. (...) И она говорит: ну, ты многого не знаешь, там... Я тебя
обманывала все время. Когда, говорит, ты уезжал, я еще с двумя крутила, там,
роман, встречалась..."
Эта разговорная вставка в середине слушается неожиданно глубоко и свежо. Даже
непонятно становится: что для чего? Эта вставка - для эффекта песни, или,
наоборот, песня - для восприятия предельно натуралистичного монолога?
Экстремальный надрыв в припеве кажется отчасти карикатурным, особенно в
обрамлении бойких клавишных. Оказывается, пацанская тематика актуальна не
только для шансона или рэпа. Ее можно попытаться выразить и в начисто лишенном
музыкальной оригинальности варианте поп-рока. Сейчас "Звери" балансируют на
грани: с одной стороны - соблазн коммерческой эксплуатации найденных "уличных"
фишек, с другой - возможность настоящего художественного вскрытия заявленной
темы. Куда они двинутся дальше - большой вопрос.
Кстати, название песни, кажется, на диске указано неверно. Во всяком случае, в
теле- и радиоэфире под названием "Такая сильная любовь" звучит совсем
другая песня "Зверей". А в этой припев начинается с фразы "любовь зарядила
дожди, пистолеты..."
А вот у Партизанского радио пистолет (тот же самый?) уже возведен в ранг
бойфренда героини. Видимо, как следствие - настоящий женский рок-вокал,
мощный, низкий, на расщепленных связках. Нестандартная (особенно по нынешним
временам) ритм-секция. Лиричная, мелодически выразительная гитара. К
третьему-четвертому прослушиванию созревает ощущение, что песня эта -
раскрученный хит, который слышал уже десятки раз. Это - явно не "русский рок".
Это рок - настоящий, будто бы только что изобретенный, будто заново родившийся.
Если России суждено иметь свою инкарнацию того тренда, который на Западе
представлен White Stripes, Strokes и т.п. - она, вероятно, будет именно
такой, как "Партизанское радио". "Пистолет" - очень красивая и
выразительная песня, и по образам, и по мелодике, и по исполнению. Будем
надеяться, что это - самое многообещающее открытие сборника.
Бони Нем и Кирпичи к молодежи не отнесешь; к звездам, впрочем,
тоже - разве что с натяжкой. Кирилл Немоляев выдает очередной
как-бы-кавер - глумливую и артистичную версию песни "Только этого мало" (стихи
Арс. Тарковского, музыка В.Матецкого, аранжировка Rammstein...) Немоляев
- настоящий артист. Оригинального жанра. Эксцентрик и пародист. Песня - как
анекдот. Раз-другой послушать - очень прикольно. Больше - становится скучно.
Очень выразительна песня "Кирпичей" "Джедаи". Запоминается; больше
того, врезается в мозги очень плотно. Слушатель получает полное представление о
том мире, в котором живет Вася В. В этой песне - как и во всем новом альбоме
группы - Вася преподнес себя очень ярко и рельефно. Что же выражает эта песня?
Полную замкнутость на себе, отважном неудачнике. Хорошо артикулированную обиду
на весь мир. А особенно - на музыкальную индустрию. Вот ведь гады - не признают
гения! (Признают, признают, конечно, это просто имидж такой...) В отместку
непризнанный гений и дальше будет умным, но плохим и злым мальчиком. То есть
назло бабушке отморозит уши.
Определенный интерес представляют Враги и Палата Люкс. Первые
представлены на сборнике стильной композицией "Танго". Напряженное и
колкое звучание, много баса, скрипучая перкуссия... Вокал тоже звучит
напряженно, но так, будто вокалист не очень уверен в себе, и интонировать с той
же уверенностью, которая есть в аранжировке, не решается. Собственного голоса у
группы пока нет - скорее, наблюдается какой-то калейдоскоп интонационных
влияний: от Иван Кайф до Кортнева. Имея темой песни оголтелую
стервозность ("Дура"), невольно ждешь чего-нибудь типа Восьмой
марты. А от "Палаты люкс" получаешь, как ни странно, типичные, очень
знакомые интонации и вокальные приемы: именно так поют все вокалистки, имеющие
за плечами традиционную эстрадно-джазовую школу. По духу напоминает стебные
песенки Несчастного случая - разве что более шумно и по стилю ближе к
ска.
В эпиграфе к диску Козырев говорит: "Какие-то вещи обречены стать хитами,
какие-то забудутся". Мы пока скажем скромно: в "Шаге 12" определенно есть
несколько интересных песен. А насчет хитов - к Козыреву.
1962 – В великобритании выходит дебютный сингл “Love Me do” тогда ещё малоизвестного квартета из Ливерпуля под названием Beatles. Песню написал Пол Маккартни в шестнадцатилетнем возрасте, пока прогуливал школьные уроки. Авторству Джона Леннона принадлежит отрезок в 8 тактов, записанных в… »»
1966 – В 1966 году в Лондоне собирается новая группа в составе басиста Ноэля Реддинга, ударника Митча Митчелла и гитариста, вокалиста и автора песен Джими Хендрикса. Трио получило название “The Jimi Hendrix Experience” и записало три студийных альбома, попутно заново придумав всю рок-музыку »»
Roger LEWIS (1941)
Steve MILLER (1943)
Brian CONNOLLY (1949)
Guy PEARCE (1967)