2024 год закатился за шкаф истории. Давайте посмотрим, чем он мог зацепить взгляд и кошелёк музыкантов. Уникальные гитары, акустический ренессанс, многочисленные эмуляторы всего и вся, - таким увидела технический сектор музыкального мира наша редакци.
Шестиструнный сектор
Начать стоит с акустических гитар, поскольку, как справедливо замечает редакция Guitar.com, в 2024 году этот инструмент переживает целый ренессанс: в чартах рулят поп-фолкеры Ноэ Кэен (Noah Kahan) и Лиззи Маколпин (Lizzy McAlpine), а Тэйлор Свифт (Taylor Swift) с ее балладами из хит-парадов клещами не вытянешь.
Рынок реагирует на возросший спрос: хотя кажется, что гитару, как и велосипед, переизобретать - только портить, без сравнительно неконвенциональных акустических и электроакустических инструментов в этом году не обошлось.
Яркий представитель новых разработок - LR Baggs AEG-1 - это электроакустическая (или акустико-электрическая) гитара, снабжённая системой HiFi Duet, которая включает очень специфическую комбинацию звукоснимателей в корпусе (HiFi Bridge Plate Pickups) и микрофона Silo.
Как можно наблюдать на видео, струны могут быть вообще не задействованы, а оно звучит!
Некоторые технологические подробности можно увидеть и в этом ролике:
Что касается непосредственно AEG-1, то здесь бросается в глаза закрытое резонансное отверстие (голосник). Редакция Guitar.com сочла, что это лучший сценический инструмент и в плане звука, и в плане эргономики. И экономически инструмент симпатичный : всего $449 долларов.
Наиболее эргономичной специалисты назвали гитару Taylor 314ce LTD; лучшей среди "доступных" - Guild D-320 (299 долларов), лучшей гитарой начального уровня (меньше 200 долларов) - Gretsch Jim Dandy Dread, а самой "экологичной" - Martin GPCE Inception Maple. Экологичность заключается в том, что на её производство идут легко возобновляемые сорта древесины.
Электрозавод
В электроцеху лучшими названы сразу 10 новых моделей.
Две из них стилизованы под винтаж - Fender Mike McCready Stratocaster и EVH Frankenstein Relic: корпуса у обоих инструментов выглядят так, словно их 50 лет таскали по всему бассейну Миссисиппи в попутках, товарных вагонах и один Скретч знает, где ещё.
Впрочем, хвалят их не столько за вид, сколько за звук.
Самым интересным дизайном отметилась безголовая гитара Strandberg Boden Essential 6 - у нее не только нет головы грифа, но и корпус снизу как будто надкушен. Но это, на самом деле, вопрос удобства игры. Звук тоже не подводит.
Не обошлось и без новых именных инструментов: кроме уже упомянутого "стратокастера" имени гитариста Pearl Jam Майка Маккриди, в числе лучших названы Gretsch Electromatic Jack Antonoff Princess имени троекратного подряд продюсера года Джека Антонофф и Epiphone Jared James Nichols Blues Power Les Paul имени блюзрокера Джареда Николса.
Вторая гитара выглядит крайне лаконично: один звукосниматель (Seymour Duncan P90), две ручки. Но глаз цепляется за небесно-голубой цвет. Нельзя сказать, чтобы он бы чем-то уникальным - даже в десятке Guitar.com ещё два инструмента имеют тот же цвет. Но что-то именно в этом инструменте вызывает желание немедленно его сграбастать и подключить к адекватному усилителю.
Столь же лаконично и визуальное оформление Harmony Jupiter Thinline, "одного из самых доступных" инструментов в своем сегменте ($1499 долларов). Инструмент отличает малый вес и универсальность в звучании.
GuitarWorld также выпустил свою подборку лучших гитар, и, что даже немного озадачивает, со списком Guitar.com она не пересекается ни по одному наименованию.
Лучшей гитарой в целом там назван Fender Vintera II Strat, лучшим инструментом для начинающих - Squier CV 60s Strat, лучшим инструментом по цене ниже 1000 долларов - PRS SE Custom 24, лучшей моделью ниже 500 долларов - Epiphone LP Special. Лучшей гитарой для исполнения тяжёлого металла объявлена ESP LTD EC-1000, а для блюза - Gibson ES-335 Satin.
Звуки нижнего мира
Категория бас-гитар по версии Guitar World, выглядит добротно, но скромно. Лучшим в высшей ценовой категории назван Fender Am Ultra Precision, лучшим бюджетным - Squier Classic Vibe '60s Jazz Bass, а самым универсальным - G&L Tribute L-2000, которая является технической копией инструмента, разработанного самим Лео Фендером (Leo Fender) и выпущенном на рынок в 1980 году.
Два инструмента, как-то выделяющиеся внешне, — это винтажного облика Rickenbacker 4003S, который выпускается малыми партиями, и Guild Starfire II Bass, который и смотрится, и звучит как артефакт 1960-х. Ну, артефакт - это не атавизм.
Немного странностей
Что касается гитарной обработки, то либо на производителей снизошло какое-то озарение, либо где-то какие-то хитрые люди собрались и порешили, что в 2025 году гитаристы дружно будут играть ambient. А значит, помимо джентльменского набора в виде перегрузов, дисторшнов, фуззов и хорусов надобно выпустить кучу педалей реверберации, фильтров или такой обработки, которая не оставляет от привычного гитарного тона даже ошмётков на проводах.
Что касается реверберации, то здесь первое место довольно ожидаемо —
-- его заняла новая версия педали Strymon Bigsky MX.
Как считают эксперты, всё, что делало эту педаль самой влиятельной и значимой на протяжении 15 лет, в новой версии сохранилось, но и улучшилось. Появилась возможность использовать сразу два алгоритма реверберации одновременно, а также появился новый режим, позволяющий загружать собственные IR-импульсы и подключаться по MIDI через USB-C.
Walrus выпустил новую педаль серии Fundamental под совершенно загадочным, ничего не говорящим названием Ambient.
MXR отгрузил педаль под названием Joshua Ambient Echo, которая призвана имитировать стереодилей 1980-х, а французский бренд Anasounds выпустил педаль имени Джека Уайта под названием Third Man Hardware La Grotte, которая представляет собой педаль пружинной реверберации, выдающей звук "странный и эзотеричный" - всё, как любит и умеет Джек Уайт.
Славный бренд Erica Synths выкатил десктоп-модуль и педаль под названием Nightverb. Erica Synth главным образом известен как производитель рэковых систем и отдельных модулей, но гитарные педали ему тоже не чужды.
Нельзя не упомянуть педаль Chase Bliss Onward —навороченный дилей-модуль для гитарных экспериментов. Особенно хорошо он звучит в комбинации с вышеупомянутой Bigsky:
Что касается "кунштюков", призванных искажать звук до неузнаваемости, то здесь первое место захватывает педаль "Мяудулятор" (Meowdulator).
"Это кошачья версия Miku Stomp. Уберите из формулы Хацуне Мику, замените её множеством сэмплов мяуканья и синтезаторов, звучащих с одинаковой высотой с вашим гитарным сигналом, и получится то, что получилось", - говорится в описании Guitar.com.
На выходе получается что-то такое:
Kiffness наверняка оценит такую новинку.
Нельзя обойти вниманием и педаль Noise Engineering Dystorpia — цифровой фузз, насыщающий гитарный звук изысканной индустриальной злобностью:
Неконвенциональным образом со звуком обращается и педаль Wannabee Belateral Buzz Overdrive Pedal. Это сдвоенный овердрайв, включающий модели Bluesbreaker и Klon, которые по-разному можно комбинировать.
Warm Audio воспроизвели ринг-модулятор, который многие годы выпускала фирма Moog, в виде педали MF-102 Ring Modulator. В 2018 году это производство было свёрнуто, однако свято место пусто долго не бывает. Встречаем Ringer Bringer!
В этом году были выпущены также многочисленные процессоры, состязающиеся друг с другом в количестве имитируемой техники (кабинетов, предусилителей и т.д.). В некоторых (многочисленных) случаях эти процессоры упакованы в педальный форм-фактор, как, например, Kemper PROFILER. Этот агрегат позволяет имитировать множество разных гитарных усилителей, загружать IR-импульсы разных кабинетов, и так далее. В 10 банках можно сохранять до 50 собственноручно составленных ригов и управлять ими с мобильного приложения.
Ещё один пример - это Line 6 POD Express, педаль, которая вобрала в себя все возможности заслуженных процессоров Line 6. И да, она оснащена стереовыходом. Ее цена довольно скромна: около 180 долларов.
Клавишные
И аппаратных синтезаторов, и программных в 2024-м году появилось немало. Громче всех о себе заявил Korg, который не только выпустил вторую итерацию своих новых инструментов - wavestate, opsix и modwave, но и пополнил ряд синтезатором multi/poly, который (с долей условности) занял пустовавшее место виртуального аналога. Название отсылает к классическому Mono/Poly 1981 года, однако в эмуляторе к VA-синтезу добавились ещё и wavetable- и waveshaping-осцилляторы.
Сверх того Korg нежданно-негаданно выкатил вторую версию своей заслуженной машины MicroKorg 2.
Moog разразился полифоническим гигантом Muse, вобравшим в себя схемотехнику самых успешных приборов - Voyager, MF-102 Ring Modulator, 904a Filter и т.д. Плюс некие уникальные функции синтеза, генеративные и пробалистические возможности секвенсора и некий эффект "Diffusion Delay" (скорее всего, навороченный ревербератор).
Звучит он вот так:
Arturia обновила свой флагман Polybrute, организовав ему 12-голосную полифонию и функцию работы клавиатуры Alt, которая ставит этот инструмент в прямую конкуренцию знаменитому E Osmose.
Oberheim предъявил TEO-5, 44-клавишный пятиголосный синтезатор, который является совместной разработкой с Sequential: схемотехника взята как раз из Sequential Take 5, однако каждый голос производится двумя осцилляторами, и классический SEM-фильтр делает TEO-5 чем-то вроде OB-Xa в миниатюре. Звук, однако, самый что ни на есть "оберхаймовский", рыкливый и широкошумный.
В список лучших по версии GearNews.com, попала также Delia - новый синтезатор компании Melbourne Synthesizers. Это гибридный пятиоктавный агрегат с 6 или 12 режимами полифонии, с цифровыми осцилляторами, но аналоговым НЧ-фильтром и цифровым ВЧ-фильтром. Внимание на себя обращают моторизованные ручки, взятые от прошлого инструмента компании - Nina. Delia, как ни странно, дешевле предшественницы.
Sonicware Liven Ambient Ø - это эмбиентная машина, в которой заявлен новый (!) метод синтеза - Blendwave. Это комбинация wavetable- и FM-синтеза с различными комбинациями параметров, которые напоминают традиционные FM-алгоритмы. Синтезатор может работать ещё и с собственными сэмплами пользователя. Парадоксальным образом эта машина, несмотря на мощный звук и широкие возможности, стоит всего 279 евро. Про такие говорят "скоро он будет у всех". К счастью, эмбиент играют далеко не все.
Pittsburgh Modular, к вящему удивлению посвящённой общественности, выкатили клавишную версию своего рэкового аналогового агрегата Taiga (Taiga Keyboard). 37 клавиш, гнездо расширения для Eurorack, дополнительный LFO и весьма впечатляющий звук:
Teenage Engineering в июле выдали крайне своеобразный сэмплер EP-1320: Medieval, набитый "средневековыми звуками" в диапазоне от ударных до целых готовых мелодий. В общем, если собрались снимать бюджетный фильм про рыцарей, пейзанов и прекрасных дам со скверным характером, EP-1320 избавит вас от необходимости искать ансамбль исторических реконструкторов.
И да, это сэмплер, то есть, можно записывать и обрабатывать собственные звуки. Для этого в памяти отведены 32 мегабайта.
Работает от четырёх батарей AAA.
Интересный проект запущен на Kickstarter: некто Уилфред Поувер (Wilfred Pover) собирает средства на запуск в производство Dtronics DT-DX, очень компактного модуля, который, как заявлено, обладает возможностями сразу восьми синтезаторов Yamaha DX7. Не то, чтобы тут были какие-то чудеса: внутри корпуса - миникомпьютер Raspberry Pi 2 Zero (на основе Raspberry Pi работают и аппараты Korg), на котором работает программа MiniDexed, специализированная native-версия знаменитого программного эмулятора Dexed. Native означает в данном случае, что она напрямую взаимодействует с аппаратными компонентами, без прослойки в виде какой-либо операционной системы.
Но если Dexed - это только один DX7, то DT-DX это сразу восемь, так что это скорее даже эмулятор рэкового монстра Yamaha TX816.
Поддержавшим проект DT-DX будет доступен за 299 евро. Остальным - за 349 евро. Хотя кажется, что при наличии умелых рук этот агрегат можно собрать самостоятельно, Dtronics, на самом деле, вложили немало сил в то, чтобы сделать аппаратную часть надёжной и долгоиграющей. Во всех смыслах.
По последним данным проект оказался успешно профинансирован задолго до окончания выделенного срока.
10 пророков, сапоги хромовые и атомное православие
В софтверном цеху под конец года в производственный раж вошла компания Cherry Audio, выпустившая вереницу эмуляторов редких, но искомых электронных инструментов.
Это Chroma, эмулятор Rhodes Chroma, синтезатора начала 1980-х, разработанного Аланом Робертом Перлманом (Alan Robert Perlman) незадолго до банкротства его компании ARP. К счастью, Chroma взялась выпускать фирма Rhodes, более известная цифровыми пианино.
Эмулятор включает также экспандер, обеспечивающий до четырёх осцилляторов на каждый голос. Разработчик утверждает, что над программой корпели полтора года, вымеряя характеристики каждого компонента аппаратного Chroma. Получился очень гибкий, хотя и непростой в освоении, плагин с очень характерным звуком:
Кроме того, компания выпустила P-10 - эмулятор Sequential Circuits Prophet 10. В число пресетов вошли и "заводские" тембры Prophet 5: ничего удивительного, учитывая, что Prophet-10 представлял собой "сэндвич" из двух P5.
Cherry Audio обеспечили скрупулёзную эмуляцих осцилляторов Curtis 3340 и фильтров Curtis 3320, а также всех многочисленных функций P10.
Ну, и, конечно, Atomika - эмулятор советского "Поливокса". Правда, уже не двухголосного, а сразу с 16-голосной полифонией. Как и в случае с P10, разработчики долго и старательно выверяли работу всех компонентов, в первую очередь, знаменитого фильтра.
Каковой фильтр, кстати, был потом выпущен в качестве отдельного плагина - Filtomika.
TAL (Togu Audio Line), знаменитые своими эмуляторами синтезаторов Roland Juno, в начале года "закрыли тему", выкатив TAL-Pha, эмулятор синтезатора Alpha Juno II/MKS-50. Как и полагается, заявлены точное воспроизведение всей аппаратной части, но с улучшениями, плюс модуль эффектов, арпелдиатор, микротюнинг, заводские пресеты от аппаратной версии и возможность считывать её SYSEX-файлы и MIDI-инструкции, и сверх того 380 сторонних пресетов. Сейчас уже, видимо, значительно больше, потому что за этот год различные саунд-дизайнеры "напекли" своих библиотек.
Плагин также можно использовать для управления аппаратными версиями.
GForce Software представили третью итерацию одного из своих старых флагманских эмуляторов - ImpOSCar 3.
Аппаратный OSCar представлял собой монофонический аналоговый синтезатор, выпускавшийся в начале 1980-х компанией Oxford Synthesiser Company (OSC). Новая версия эмулятора, однако, обзавелась новым wavetable-осциллятором, редактором волноформ (вместе с богатым набором 256-шаговых волноформ) и 1800 пресетов.
И да, теперь интерфейс масштабируется.
Waldorf выкатил в сентябре долгожданный программный эмулятор Microwave 1 по мотивам одного из своих флагманов прошлого.
Wavetable-синтез плюс аналоговые фильтры Curtis - оригинальный Microwave был первой собственной разработкой Waldorf, хотя во многом представлял собой до- и переработку PPG Wave 2.3. Её отличал очень "тёплый" звук, несмотря на цифровую природу исходных волноформ. Последующие версии Microwave им не обладали в силу архитектурных особенностей. Неудивительно, что для эмуляции выбрана именно первая итерация инструмента.
Основу инструмента составляла интегрированная микросхема Waldorf ASIC, разработанная при участии пионера wavetable-синтеза Вольфганга Палма (Wolfgang Palm), а также уникальный для тех времён процессор Motorola MC68000 (он же Motorola 6800). Для того, чтобы выпустить плагин, разработчики долго и мучительно анализировали работу оригинальной схемотехники, а также "побитово" воспроизводили исходные волноформы. Графический интерфейс плагина, естественно, намного более эргономичен, чем у исходного аппарата, - тогда с лаконичностью пользовательской панели явно переборщили.
Что ж, на этом с попыткой объять всё самое две тысячи двадцать четвёртое, пожалуй, пора закругляться. Не обессудьте, если что-то оказалось упущенным. Постараемся исправиться в следующем 2025-м году!
Captain BEEFHEART (1941)
Pete WATERMAN (1947)
Duke ERIKSON (1951)
Mark MORRIS (1963)
9TH WONDER (1975)
Александр ИЛЬЧУК (1987)
SKRILLEX (1988)