Это мой 17-й фестиваль Osheaga из 17 возможных, и хотя я был как никогда близок к тому, чтобы на него не пойти (и впервые за 18 лет пропустил один из фестивальных дней), credit where credit is due: окончательно переключив свое внимание на зумеров и установив прошлым летом рекорд посещаемости (155 тысяч зрителей за три дня), "Ошихага" была очень близка к его повторению. Вновь продав все билеты на два из трех дней, Osheaga не забила парк имени Жана Драпо под завязку только в пятницу - в итоге остановившись на отметке в 147 тысяч зрителей, которых не смутили ни продолжающие ползти вверх цены на билеты, ни нагрянувшая в Монреаль сатанинская жара.
Пятница оказалась ностальгическим откатом в фестивальное прошлое - и потому что между сценами можно было перемещаться, не застревая в пробках, а к самим сценам подходить на расстояние футбольного пенальти, и потому что на главной сцене под палящим солнцем играли не звезды тиктока, а ветераны инди-рока Blonde Redhead, в последний раз появлявшиеся на Osheaga в 2007 году. Это, как ни странно, не единственная группа, вернувшаяся на фестиваль после 17-летнего отсутствия, но не буду бежать впереди поезда и скажу, что 45-минутный сет нью-йоркского пауэр-трио вышел что надо - даже несмотря на то, что и без того жидкие (и находившиеся в тени) первые ряды зачем-то начали поливать водой из шлангов.
Следующим - тоже ожидаемым - хайлайтом дня оказался сет Арло Паркс (Arlo Parks), ставший поводом навестить две дальние сцены. Прислушавшись к некоторым из прошлогодних жалоб, организаторы упростили сообщение между фестивальными зонами (избавившись, в частности, от лестницы с одной части парка на другую) и аккуратно застелили пространство перед Green Stage и Valley Stage, где год назад все месили грязь. Как следствие, вызвавшее скромный интерес выступление англичанки еще больше напоминало не столько фестивальный сет, сколько клубное шоу - с обязательным посвящением нашей с ней "любимой группе" Radiohead (спетая Арло "Eugene" - не единственная ее песня, многим обязанная "Weird Fishes/Arpeggi"), кое-какими танцами и парой риффов в исполнении самой Паркс.
Следующие три часа я провел в районе River Stage - сцены, находящейся примерно на полпути от главных сцен к дальним и традиционно специализирующейся на электронике. Для начала оказалось, что заведенная Four Tet неприятная мода - не уточнять, когда под live-шоу имеется в виду DJ-сет, - стала общим местом: записавшая один из лучших электронных альбомов прошлого года Авалон Эмерсон (Avalon Emerson) вместо своих песен играла чужие. Несмотря на это, за Эмерсон было обидно: под занавес ее 90-минутного сета у River Stage задержались в лучшем случае несколько десятков энтузиастов - толпы меньше я на фестивале не видел за все 18 лет его существования.
Люди начали прибывать ради Роми (Romy) - моей главной надежды этого не самого захватывающего в истории Osheaga дня. Солистка The xx приехала в компании DJ (хотя и сама, бывало, нажимала на какие-то кнопки) и с песнями со своего прошлогоднего - превосходного - дебютного альбома "Mid Air" - ну и, прямо скажем, не разочаровала. Отвлекаясь только на программные выкрики вроде "It is hot - and so are you" или "Shoutout to all the queers in the audience", "Mid Air" Роми спела более-менее целиком, найдя время еще и на два ударных мэшапа, "Angels" The xx с "You're Not Alone" Olive (!) и "Into You" Арианы Гранде с "1998" Binary Finary. Финишная прямая с "Loveher", "Lights Out" и "Strong" окончательно убедила в том, что Роми - MVP дня.
Хотя, справедливости ради, конкуренция у нее была не ахти. Валлийский электронный дуэт Overmono усугублял невыносимую влажность дымом со сцены и семплировал The Streets. Еще одна звезда британского хип-хопа Скепта (Skepta) напомнил, как выглядит аншлаг на Valley Stage и что его последняя пластинка вышла еще до ковида. Наконец, прославившийся во время этого самого ковида благодаря, чему же еще, тиктоку Ноа Каан (Noah Kahan) рассказывал, как он приезжал в Монреаль из родного Вермонта рядовым зрителем, пронося на фестиваль контрабандный виски ("Надеюсь, здешняя охрана с тех пор стала лучше") и ночуя на автомобильной стоянке: "Не могу поверить, что мой первый сет на Osheaga - хедлайнерский!" Полчища восторженных девушек в ковбойских шляпах со мной не согласятся, но поверить в это не могу и я: нудный фолк-поп Каана проигрывает даже на фоне когда-то уронивших соответствующую планку хедлайнерских сетов The Lumineers и Mumford & Sons.
То ли дело Чаппелл Рон (Chappell Roan) - будущий хедлайнер всех фестивалей на свете, выбившаяся в суперзвезды с такой фемининоменальной (get it?) скоростью, что ее сет на "Ошихаге" казался аномально ранним (расписание фестиваля было утверждено давно). Так или иначе, именно ради Рон в парк Жана Драпо съехались все прогрессивные тинейджеры Монреаля и окрестностей (включая мою дочь, ради которой поторопиться на фестиваль пришлось и мне), и уже через час после старта субботних сетов перед River Stage собралась аудитория, которая на Osheaga достается далеко не всякому хедлайнеру.
Что-то отдаленно похожее было в свое время на дневном сете еще не выпустившей "Future Nostalgia" Дуа Липы (Dua Lipa), четыре года спустя вернувшейся на Osheaga во главе лайнапа. Но есть подозрение, что в этот раз четырех лет у фестивальных организаторов нет. 20-тысячные арены, где Рон не далее как минувшей весной разогревала Оливию Родриго (Olivia Rodrigo), она бы в одиночку собрала уже сейчас - до того стремителен ее взлет, немного напоминающий раннюю траекторию славы Леди Гаги (Lady Gaga), с которой Чаппелл регулярно сравнивают.
Другие дельные аналогии - Charli XCX и Марина (Marina), но ими лучше не увлекаться. Даже 45-минутного сета, по ходу которого 10 песен из 10 были спеты 40-тысячным хором, а одна из них ("Hot to Go!") еще и превратилась в, вероятно, самый массовый в истории Osheaga танец, хватило, чтобы увидеть в Рон суперзвезду, сияющую своим уникальным светом и всеми цветами радуги. Ах да, называющая Чаппелл Рон своей дрэг-персоной и необыкновенно внимательная к сценическим нарядам артистка (в Нью-Йорке она была Статуей Свободы, на "Лоллапалузе" - Марией-Антуанеттой, темой "Ошихаги" почему-то были феи) - еще и новейшая квир-икона.
После такого фейерверка красок и - да, чужих, ну и что? - эмоций следующие несколько часов были неминуемым затишьем после одной бури в ожидании другой. Пока 55 тысяч соучастников субботнего солдаута искали хотя бы подобие тени и выстраивались в часовые очереди за едой, водой и фестивальной меморабилией, перуанка София Куртесис (Sofia Kourtesis) повторяла за вчерашней Эмерсон и вместо своих песен играла "Music Sounds Better with You" Stardust, а англичанка Оливия Дин (Olivia Dean) освежала непритязательным неосоулом по мотивам личных драм.
Успев увидеть рэпера Дензела Карри (Denzel Curry) с экс-фронтвумен Alabama Shakes Бриттани Хауард (Brittany Howard), к главному событию вечера мы начали готовиться, понаблюдав за еще одной фестивальной аномалией - концовкой сета многоопытных калифорнийских панков Rancid на главной сцене. Отправленные туда в окно между Чаппелл Рон и еще одной обожаемой подростками поп-звездой Рене Рэпп (Reneé Rapp), ветераны, к их чести, умудрились собрать свою аудиторию: несколько тысяч людей за сорок, многие из которых были с детьми, почти все - знали каждую строчку "Time Bomb" и "Ruby Soho", а кто-то даже поучаствовал в моше во время последней.
Понятно, впрочем, что все пришедшие на Rancid пришли не столько на них, сколько на закрывавших день Green Day, чей заблаговременный букинг решил организаторам Osheaga все вопросы с рок-н-ролльной частью субботнего лайнапа. Находясь в массивном стадионном туре в поддержку нового альбома "Saviors" и по случаю сразу двух юбилеев (20-летия "American Idiot" и 30-летия "Dookie"), Green Day привезли в Монреаль все свои группы поддержки: The Linda Lindas, Rancid и, на минуточку, The Smashing Pumpkins. Хедлайнеры Osheaga 17-летней давности за пару мгновений распугали всех поклонниц Рене Рэпп и, по правде говоря, не только их: не всякий пришедший в парк Жана Драпо был готов к Билли Коргану (Billy Corgan) в черном балахоне и начинающей все последние концерты "тыкв" связке из "The Everlasting Gaze" и "Doomsday Clock".
За ней последовала по-коргановски чудовищная кавер-версия ("Zoo Station" U2, перенявшая эстафету у прошлогодней "Once in a Lifetime" Talking Heads), но после нее даже такому самодуру, как Билли, пришлось взять себя в руки. Часовой сет - не время для хит-парада deep cuts, и оставшееся время The Smashing Pumpkins провели, исполняя преимущественно хиты: "Today", "Ava Adore", "1979" и особенно угодившую фанатам Green Day "Bullet with Butterfly Wings". К новой гитаристке Кики Вонг (Kiki Wong) вопросов пока нет - как и к беспроигрышному выбору финальной песни, зубодробительной "Cherub Rock". В общем, за любимую группу (которую я, кстати, увидел в 10-й раз после ее реюниона) переживать в итоге не стоило: имея прожиточный минимум общего с Green Day или Rancid (не говоря уже о Рон или Рэпп), фестивальную аудиторию Корган под себя подмял уровнем громкости и силой воли.
Сет The Smashing Pumpkins удался еще и тем, что где-то между "Tonight, Tonight" и "Disarm" мы заняли внезапно освободившиеся места у барьера, который разделял главную (River Stage) и соседнюю (Mountain Stage) сцены и к началу выступления Green Day так же внезапно оказался местом силы. Организаторов нельзя не похвалить за прогресс по части crowd-менеджмента: как только один из квадратов у этих сцен достаточно заполнялся, вход туда блокировали. Результат - два часа в компании Green Day мы провели с более-менее идеальным видом на происходящее и безо всякой давки или толп людей, искавших место получше.
Отчасти поэтому эти два часа показались мне одним из лучших хедлайнерских сетов в новейшей истории Osheaga. Для начала включив идеально подходившую моменту фонограмму ("Bohemian Rhapsody" Queen и "Blitzkrieg Pop" Ramones аудитория спела хором), с которой стартует каждое их шоу этого тура, Green Day сократили свою обычную программу до двухчасовой фестивальной. "Dookie" они сыграли не целиком, ограничившись полудюжиной главных альбомных песен и предпочтя остальным восьми репрезентативную выборку новых вещей ("The American Dream Is Killing Me", "Look Ma, No Brains!") и greatest hits ("Brain Stew" с отрывком из "Iron Man" Black Sabbath, "Know Your Enemy" с фанаткой из первых рядов в качестве приглашенной вокалистки).
Зато чествование их лучшей пластинки "American Idiot" вышло хоть куда: возведя на сцене гигантскую надувную версию ее обложки (руку с гранатой в виде сердца), Green Day прошлись по альбомным хайлайтам (11 песен из 13) со знанием дела и пониманием концертной драматургии: "Holiday" задавала правильный тон, "Jesus of Suburbia" осваивала территорию той же "Bohemian Rhapsody", а "Wake Me Up When September Ends" позволила передохнуть перед ударным финалом. Не повезло разве что моей любимой "Boulevard of Broken Dreams" (Билли Джо Армстронг попросил убавить света, и кто-то за пультом убавил звук), а смущала разве что звучавшая как стрельба пиротехника, но это, пожалуй, мелочи.
"Мы все еще … [непечатное слово] живы," - возопил в какой-то момент Армстронг, чей концертный modus operandi - быстрая походка и взгляд безумный - придает каждому его слову дополнительный вес. Ну и, в общем, да: на третий день Osheaga - с SZA, Justice и Raye - я, увы, не пошел, но второй убедил в том, что на фестивале по-прежнему прекрасно уживаются и подростки, и их родители, которым при этом по плечу даже совершенно адское пекло. Известно, что фестивальные боссы уже забукировали двух из трех хедлайнеров 2025 года - боюсь сглазить, но одним из них обязаны стать, наконец, неубиваемые Foo Fighters.
Автор репортажа - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
1979 – Родилась Пинк (настоящее имя Алиша Мур) »»
2009 – На концерте Black Eyed Peas был зарегистрирован и занесён в Книгу рекордов Гиннесса самый массовый флешмоб, организованный зрителями; в нём приняли участие около 21 000 человек »»
Patsy CLINE (1932)
Marion BROWN (1935)
Jose FELICIANO (1945)
David STEELE (1960)
Данила СМИРНОВ (1975)
Кирилл БЕЛЯЕВ (1976)
PINK (1979)
Alecia MOORE (1979)