ТЕХНИКА  Superbooth 24: нашествие модулей

Что показывали в Берлине на выставке синтезаторов Superbooth-24

В Берлине на прошлой неделе прошла выставка электронных инструментов Superbooth 24. В этот раз на неё привезли столько нового оборудования, что Superbooth вполне могла бы составить конкуренцию зимнему NAMM. 200 экспозиций: бесчисленные модули Eurorack, клавишные и бесклавишные синтезаторы, большие и малоформатные, инструмент, заказанный Хансом Циммером во имя возрождения легендарной лаборатории звуковых эффектов BBC Radiophonic Shop, новая "реплика" антикварного инструмента и синтезатор на базе старых карт Sound Blaster - вот лишь то немногое, что могли наблюдать, слушать и испытывать посетители Superbooth 24.

В нашем обзоре - самые интересные инструменты, которые демонстрировались на выставке.

Флагманы

Arturia показала на выставке Polybrute 12, новую версию своего "честно аналогового" синтезатора с вдвое увеличенной полифонией (цифра 12 - это количество голосов). Новую модель снабдили X-Y-Z-контроллером Morphée с поддержкой полифонического послекасания. Благодаря этому клавиатура становится особенно чувствительна к производимыми над ней манипуляциями. В Arturia обещают, что это позволит музыканту создавать особенно "органические" звуки. Когда тот привыкнет к "органической" непредсказуемости...

В остальном это всё тот же Polybrute, что был представлен в 2020 году, двухтембральный полифонический аналоговый синтезатор - без радикальных новшеств в технической части. Лучшее - враг хорошего.

Британская компания UDO Audio привезла свой новый флагман - Super 8, 16-голосный двухтембральный цифроаналоговый гибрид на базе того же движка, на котором построены более ранние модели - Super 6 и Super Gemini.

Super 8 - это саунд-дизайнерский инструмент, позволяющий самые изысканные "надругательства" над звуком - морфинг, кросс- и ринг-модуляция, двунаправленная синхронизация волноформ и т.д. В принципе, всё это уже умеют и Super 6, и Super Gemini. Между ними новую модель и втиснут. Отличаться она будет главным образом поддержкой полифонического послекасания.

Компания Groove Synthesis, разработчики во всех отношениях крупнокалиберного инструмента 3rd Wave, привезли его новую версию; точнее, это новая версия его программной оболочки, которая добавляет опцию сэмплирования.

3rd Wave создавался по мотивам (и в честь) PPG Wave, классического и до сих пор популярного инструмента Вольфганга Палма (Wolfgang Palm). Выпущенный в 1981 году, Wave задал новый стандарт в синтезе звука ("волновой" или "таблично-волновой" wavetable), широко используемый и по сей день - фирма Waldorf сделала себе имя именно на этой методике.

Wavetable-синтез - это разновидность сэмплерного синтеза, в котором звук генерируется за счёт воспроизведения последовательности случайных элементарных сэмплов, которые могут в разной степени отличаться друг от друга. В итоге получаются очень своеобразные звуки.

Обычно wavetable-синтезаторы предлагают довольно широкий, но фиксированный набор волноформ. Добавление сэмплирования в 3rd Wave означает, что пользователи смогут расширять предустановленный банк тембров своими собственными звуками. Для саунд-дизайнеров это очень значимое дополнение. К сожалению, 3rd Wave "понимает" только монофонические сэмплы в качестве 16 бит/48 кГц, максимальная продолжительность для всех сэмплов - 30 секунд. Негусто. С другой стороны, у инструмента заявлена возможность преобразования записанных сэмплов в волновые таблицы, а это даже более существенно.

Eurorack: модули и инструменты

На Superbooth 24 свезли огромное количество новых и старых модулей для синтезаторов формата Eurorack. Назначение у них может быть самым разным - от математических операций, фильтров и эффектов до осцилляторов и минисинтезаторов (synth voices). Кое-что из привезённого показывали ещё в прошлом году в "черновом" виде, а теперь предъявляют в готовом. Например, многорежимный фильтр Patching Panda Etna с поддержкой морфинга параметров:

Несколько особняком стоят уже собранные инструменты, которые, тем не менее, можно интегрировать в более обширные системы.

Например, Black Corporation, разработчик, который начинал с Deckard's Dream, очень дорогостоящего эмулятора легендарного Yamaha CS-80, показал на Superbooth свой новый инструмент ISE-NIN. На этот раз - эмулятор Roland Jupiter 8, адаптированный под Eurorack. Точнее, его фрагмент.

Eurorack ISE-NIN - это один synth voice, один "голос", включающий два осциллятора, модулятор, миксер, фильтры, LFO и две огибающих.

У Black Corporation есть также standalone-модель ISE-NIN, в которой таких "голосов" сразу восемь.

Компания Pittsburg Modular представила Voltage Lab 2, полностью аналоговый инструмент с кучей уникальных особенностей во всём, начиная от мультиволновых осцилляторов, снабжёных функциями преобразований и искажений волн, часть из которых реализована впервые, и генераторов и контроллеров, которые призваны компенсировать отсутствие каких-либо традиционных фильтров.

Соединительная панель (patch bay) насчитывает 101 гнездо: все функции инструмента снабжены входными и выходными разъёмами. Инструмент является самостоятельным и самодостаточным, однако в то же время он совместим с форматом Eurorack, так что его можно интегрировать во что-то ещё более крупнокалиберное.

То же самое можно сказать и о The Radiophonic Synthesizer, синтезаторе компании AJH Synth, построенном по персональному заказу Ханса Циммера (Hans Zimmer).

Циммер недавно выкупил студийный комплекс Мэйда Вэйл (Maida Vale Studio), ранее принадлежавший BBC. В нём, в частности, располагалась с конца 1950-х легендарная лаборатория электронной музыки и звуковых эффектов BBC Radiophonic Workshop.

BBC решила сбыть комплекс с рук в связи с его конструктивными проблемами. Циммер же намеревается их исправить, сохранить студию и чуть ли ни возродить Radiophonic Workshop на прежнем месте.

Неизвестно, насколько далеко зайдёт реализация этих планов, но синтезатор имени Radiophonic Workshop Циммер уже заказал. И его сделали и показали на Superbooth. The Radiophonic Synthesizer насчитывает 48 eurorack-совместимых модулей: семь осцилляторов, множество разных фильтров - и 18 кг веса.

Циммер разрешил AJH выпустить эти инструменты ограниченной серией, и, по-видимому, позволить их себе смогут лишь единицы.

Компания Tiptop анонсировала сразу и отдельные модули, и полностью собранный синтезатор Buchla 200t, созданные в партнёрстве с компанией покойного инженера и изобретателя Дона Буклы (Don Buchla). Tiptop уже несколько лет работают вместе с Buchla, и на Superbooth 24 показала осциллятор 259t, который воссоздаёт (и дополняет) комплексный осциллятор, разработанный лично Доном Буклой, и модуль частотного смещения/ринг-модулятор 285t.

Ну, а Buchla 200t - это полноценный, готовый к использованию аналоговый синтезатор, выглядящий именно так, как если бы его разрабатывал лично основатель Buchla.

Фирма Befaco представила адаптированный под Eurorack комплексный звучащий модуль Oneiroi, где осцилляторы дополнены различными фильтрами, резонаторами и другими "звукообогатителями".

Основу Oneiroi составляют три цифровых осциллятора на базе DSP-платформы Rebel Technology OWL, которая обеспечивает 32-битную внутреннюю обработку сигнала и выдаёт аудио с разрядностью 24 бит и частотой выборки 48 кГц. Важнее, впрочем, изобилие средств для "живой" игры: лупер, четыре фильтра (lowpass, bandpass, highpass, comb), которые можно разместить в любой точке сигнального тракта, генератор низкочастотных колебаний (LFO), резонаторы, гибкий эхо-модуль и комплексный ревербератор. Ключевые и вторичные параметры можно модулировать с помощью внешних сигналов, для этого предусмотрены 8 CV-разъёмов, плюс один sync-разъём. Возможна также обработка внешнего аудиосигнала.

Разработчик указывает, что Oneiroi - саунд-дизайнерский инструмент, нацеленный на создание эмбиента и прочих "звуковых ландшафтов".

Кунстов камера

На Superbooth показали и несколько выдающихся своей странностью инструментов.

Например, Erica Synth показала - правда, уже ввторой раз, - прототип своего синтезатора Steampipe, в котором используется принцип физического моделирования. Предполагается, что Steampipe сможет убедительно изображать звук духовых инструментов.

Физическое моделирование в аппаратном исполнении встречается редко, так что когда этот инструмент впервые привезли на прошлогодний Superbooth, он - во всех смыслах - понаделал шуму.

В этом году шуму стало больше: опубликовано длинное видеодемо этого настольного агрегата в работе.

Однако остаётся неизвестным, когда всё-таки он поступит в продажу.

С технической точки зрения это восьмиголосный настольный модуль, заметно отличающийся от традиционных инструментов если не архитектурой, то, по крайней мере, названием большинства составляющих. Играть на нём можно будет как с помощью MIDI-клавиатуры, так и цифровых контроллеров, имитирующих духовые инструменты. Любителям пресетов обещают их вдосталь.

Ну, а, наверное, самый примечательный с технической точки зрения инструмент из показанных на выставке, это Twisted Electrons Twist FM, восьмиголосный FM-синтезатор, основу которого составляют - внезапно - микросхемы Yamaha YMF262/OPL3. Эти звуковые чипы Yamaha в самом начале 1990-х производила специально для игровых аудиокарт в персональных коммпьютерах - Sound Blaster Pro 2.0, Sound Blaster 16, Adlib Gold и Pro AudioSpectrum.

Чип OPL3 представлял собой четырёхоператорный FM-синтезатор, в принципе сопоставимый по своим тембральным возможностям если не с шестиоператорным Yamaha DX7, то, по крайней мере, с его удешевлёнными вариациями типа DX21, DX100 и т.д. При этом, в отличие от синтезаторов серии DX, каждый оператор OPL3 был способен производить не только синусоидные волноформы, чем компенсировались его сравнительно бедные модуляционные возможности.

Среди лучших примеров музыки, написанной (как будто специально) под OPL-карты, можно назвать саундтрек к игре Dune 2.

Однако Twist FM, как свидетельствует его демо, это не "ларец с ностальгией", а инструмент с очень широкими возможностями и мощным звучанием, мало чем напоминающим простецкие тембры из старых видеоигр.

Разработчики снабдили инструмент "двухслойным" движком, где в первом слое используется OPL-схема с четырьмя операторами, а во втором функционируют только два оператора (как это было в ещё более ранних схемах OPL2). Однако всё это сдобрено аналоговым фильтром, который значительно обогащает звук. Тому же служат многочисленные огибающие и LFO, а также ленточный контроллер.

Сколько это чудо будет стоить, пока не ясно, но самый дорогостоящий инструмент этого производителя - более ранний двенадцатиголосный агрегат MegaFM, также выполненный на базе антикварных FM-чипов - предлагается за 457 евро.

Софт

Что касается софта, то на Superbooth 24 компания Korg анонсировала пятую итерацию своего набора программных синтезаторов - Korg Collection 5.

В неё войдут эмулятор синтезатора ARP 2600 (чью аппаратную версию Korg перезапустил в серийное производство в 2020 году), а также - внезапно - эмуляторы электропианино EP-1 и электрооргана Vox Super Continental. Движок EP-1 позволяет имитировать звучание таких инструментов как Rhodes EP и Wurlitzer; ранее он был доступен только пользователям рабочей станции Korg Kronos 2 и Nautilus. Теперь он будет реализован и в виде плагина. В продажу набор поступит позднее в этом году.

Reason Studios (экс-Propellerheads) анонсировали 13-ю версию своего флагманског пакета Reason - с обновлённым интерфейсом, новым встроенным синтезатором Polytone (аналого-моделирующим), новым мультиэффект-процессором Ripley, обновлённым секвенсором и библиотекой новых патчей и сэмплов.

В продажу поступит в июне этого года.

Expressive E - разработчики аппаратного синтезатора Osmose - предъявили новую версию программного плагина Noisy 2, двухтемпбрового синтезатора физического моделирования. Помимо переработанного интерфейса, новая версия предлагает расширенные возможности модуляции звука (во многом повторящие функции Osmose), новые фильтры - и более 1000 пресетов.

Плагин в продаже по сниженной цене: 89,5 долларов/евро. Номинальная цена составит 149 долларов/евро. Плагин предлагается в форматах VST2, VST3 и AU.

На этом, пожалуй, и закруглимся. Данная подборка ни в коем случае не претендует на то, чтобы быть исчерпывающей и отражает лишь частное мнение авторов.

27.05.2024, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации:

  • MusicPro - Клонируйте авторизованно, 25.06.2024
    Лейбл Universal нанял стартап для создания авторизованных ИИ-копий голосов своих артистов. И подал иски против тех, кто обучал ИИ без разрешения »»
  • MusicPro - Мы не нули, 19.06.2024
    Глава Spotify заявил, что стоимость контента равняется нулю. Музыканты приняли это на свой счёт. Почему взаимопонимания между сторонами нет и не будет? »»
  • Для профи - Невидимые гиганты, 21.05.2024
    Большинство стриминг-сервисов не позволяют музыкантам загружать свои записи напрямую - только через дистрибьюторов. Кто эти дистрибьюторы и как их выбирать? Читайте обзор Звуков! »»