Damo SUZUKI  R.I.P. Дамо Сузуки

В возрасте 74 лет скончался вокалист-новатор Дамо Сузуки, прославившийся как солист немецкой краут-рок группы Can

Дамо Сузуки (Damo Suzuki), певец японского происхождения, который был фронтменом новаторской краутрок-группы Can во время ее творческого пика с 1970 по 1973 год, умер в возрасте 74 лет.

Сузуки был вокалистом группы Can на её самых популярных релизах, включая "Tago Mago" 1971 года, "Ege Bamyası" 1972 года и "Future Days" 1973 года. Сузуки отличался инновационным и неповторимым подходом к пению, часто импровизируя партии, исполняемые на разных языках (эту смесь он называл "языком каменного века").

В заявлении, опубликованном 10 февраля в официальном эккаунте группы Can в сети Instagram, говорится: "С огромной печалью мы вынуждены сообщить о кончине нашего замечательного друга Дамо Сузуки вчера, в пятницу 9 февраля 2024 года. Его безграничная творческая энергия затронула стольких людей по всему миру, не только с Can, но и с его Network Tour, охватывающим все континенты. Доброй души и наглой улыбки Дамо будет не хватать всегда. Он присоединится к Майклу, Джаки и Хольгеру для фантастического джема!" (основатели группы Can Джаки Либецайт (Jaki Liebezeit), Хольгер Шукай (Holger Czukay), а также гитарист Майкл Кароли (Michael Karoli) ушли из жизни раньше Судзуки).

Сузуки родился 16 января 1950 года в Кобе, Япония, и начал свою музыкальную жизнь в возрасте восьми лет, когда ему подарили флейту. В конце 60-х годов он покинул Японию, чтобы путешествовать по миру, что привело его в Европу, где он переезжал из страны в страну, используя свободное время для импровизационных выступлений в качестве бродяги.

В конце концов, в начале 70-х годов, выступая в Мюнхене, Германия, музыканты группы Can Хольгер Чукай и Яки Либецайт увидели одно из выступлений Сузуки. Уже подыскивая кого-то на замену предыдущему вокалисту группы Малкольму Муни (Malcolm Mooney), они пригласили Сузуки в группу, и он выступил с ними на сцене в тот же вечер.

После этого Сузуки стал постоянным участником Can и начал записываться с ними, что в итоге привело к выпуску альбома 1970 года "Soundtracks", в котором его вокал прозвучал в таких композициях, как "Don't Turn the Light On, Leave Me Alone", "Mother Sky" и "Tango Whiskyman".

Далее Сузуки выступил фронтменом на альбоме 1971 года "Tago Mago", который ознаменовал переход группы на более изобретательную, экспериментальную территорию, отмеченную его характерным вокалом и ритмичными импровизациями группы под влиянием джаза. Развивая тенденции этого альбома, группа продолжила его, возможно, своим самым известным альбомом: "Ege Bamyası" 1972 года, в который вошли такие песни, как "Spoon", "Vitamin C", "I'm So Green" и другие.

В последующие годы "Ege Bamyası", как и весь период творчества группы Can вместе с Сузуки, стал рассматриваться как влиятельная веха в истории современной музыки. Альбом занял место во многих рейтингах величайших альбомов 70-х, а в некоторых случаях и величайших альбомов всех времен. Песни были взяты на вооружение многими, а группа Spoon даже получила свое название от одноименной песни.

Судзуки остался с Can еще на один альбом, "Future Days" 1973 года, в котором группа расширила свои границы до эмбиента. Вскоре после его выхода Сузуки покинул группу и вернулся на сцену только через 10 лет, в 1983 году. Судзуки продолжил гастролировать и сотрудничать с широкой сетью артистов, которую позже назвали "Сеть Дамо Сузуки".

В 2014 году у Сузуки был диагностирован рак, и его борьба с болезнью стала темой документального фильма 2022 года "Энергия".

10.02.2024, Сергей ЛИХОПЕК (ЗВУКИ РУ)

Damo SUZUKI - свежие публикации:

  • Анонс - Дамо Сузуки в России, 30.03.2009
    Дамо Судзуки, вокалист группы Can, который не умеет петь, был в России во времена хипповской молодости. Теперь он приезжает сюда, как маститый авангардный музыкант »»
  • Репортаж - Дамо - Дому, 24.05.2005
    На шестилетие центра "Дом" приехал Дамо Судзуки - вокалист Can »»
  • Репортаж - Дамо - Дому, 24.05.2005
    В воскресенье 22 мая отмечал свое шестилетие известный всем настоящим московским любителям живой музыки Культурный центр "Дом". Годовщина эта совсем не круглая, но очень важная для "Дома" и его »»