В воскресенье 22 мая отмечал свое шестилетие известный всем настоящим московским любителям живой музыки Культурный центр "Дом". Годовщина эта совсем не круглая, но очень важная для "Дома" и его "домочадцев" - потому что это был первый год, проведенный без создателя "Дома" и неутомимого вдохновителя всех "домашних" мероприятий Николая Дмитриева, неожиданно скончавшегося в апреле прошлого года. Многим казалось тогда, что "Дом" развалится или непоправимо утратит свое лицо - превратится в заурядный клуб или же в тихий загончик для авангардистов-маргиналов, интересных только друг другу. По счастью, и того, и другого удалось избежать, несмотря на все сложности.
Выступать на "домашний праздник" был приглашен Дамо Судзуки (Damo Suzuki) японо-немецкий музыкант, бывший вокалист культовой для многих группы Can. Он уже несколько лет разрабатывает (или практикует) то, что сам называет Damo Suzuki's Network, то есть, проще говоря, ездит по всему миру, чтобы выступать с местными, заранее отобранными музыкантами. Оплодотворять их музыкальными идеями Can, так сказать.
В этот раз в качестве московских реципиентов выступила пока что малоизвестная группа Safety Magic, только что выпустившая свой дебютный альбом на лейбле Emergency Exit. Вообще-то этот собранный из почти десятка (число варьируется от концерта к концерту) уже состоявшихся музыкантов суперпроект сам по себе заслуживает всяческого внимания. Используя самое невероятное сочетание инструментов (солирующая электроскрипка, акустическая гитара с процессором, диджериду, бамбуковые флейты, флюгельгорн, саксофон, ударник, бас, синтезаторы), они создают очень мощную и тонкую инструментальную музыку. Часто - в сложных нечетных размерах, и почти всегда - с явной опорой на индийскую и тибетскую медиативную традицию (в которой, правда, порой нет-нет да и мелькнут балканские плясовые).
Когда же к этой музыкальной смеси прибавился шаманствующий голосом и всем своим худым телом Дамо Судзуки, с лицом и гривой волос, как у воина Чингисхана, и рыдающей, декламирующей манерой пения, переходящий в утробный рык самурая перед схваткой (да еще и засэмплированая гитара Can к этому голосу впридачу), магия перестала быть безопасной. Сочетание нескольких различных ориентальных традиций, одинаково повернутых в сторону надрационального, мистического восприятия, повергло зал в состояние, близкое к оцепенению. Некоторые чувствительные барышни немедленно приняли классическую позу лотоса (вместо стульев на этот раз зал был заставлен ковриками) и начали медитировать. Другие принялись устраивать дервишские танцы.
Когда же под конец музыканты заиграли и запели ураганную пьесу в размере 9/8, под который особо не попляшешь, публика вовсе потеряла голову. Отчасти - от восторга, отчасти - от удивления: что с этим делать, как себя вести? Как бы там ни было, успех был полный. И только натекшая под Судзуки лужа пота показывала, как нелегко было этой магии добиться.
Один из членов "Домкома" Дмитрий Ухов признавался
накануне дня рождения "Дома", что работать становится все сложнее, потому что
обстановка в стране, всё яснее проявляющаяся в культуре установка на унификацию
и государственничество, не способствует развитию альтернативы в чем бы том ни
было. Тем не менее, по словам самого же Ухова, год был проведен "на твердую
четверку".
Дмитрию Петровичу, конечно, виднее. Но всем, пришедшим в этот день в "Дом" было
очевидно, что свой день рождения он провел на "пятерку с плюсом".
Pierre HENRY (1927)
Billy Edd WHEELER (1932)
Donald BYRD (1932)
Junior WELLS (1934)
William POWELL (1941)
Neil INNES (1944)
Joan ARMATRADING (1950)
Donny OSMOND (1957)