Xploding Plastix "This Is Accurate" (Beatservice Records)
Норвежский дуэт ворвался в мир электронной музыки в 2001-м, когда выпустил альбом "Amateur Girlfriends Go Proskirt Agents" – идеальный гибрид джаза, брейкбита и трип-хопа. За ним последовало еще несколько пластинок, на которых заметно сократилась доля джаза, однако на концертах музыканты по-прежнему демонстрировали вкус к спонтанности и живому звуку. Однако после 2009-го коллектив практически замолчал – за последующие 13 лет Xploding Plastix отметились лишь участием в саундтреке к игре "Mosaic". И вот в 2023-м Халвард Хаген (Hallvard Wennersberg Hagen) и Йенс Петер Нильсен (Jens Petter Nilsen) неожиданно напомнили о себе сначала парой синглов, а вот теперь и новым альбомом. "This Is Accurate" начинается с неторопливого хип-хоп ритма, тожественных синтезаторов и вокодерного пения, однако уже ко второму треку темп резко меняется – норвежцы ускоряются в пулеметный drill'n'bass, напичканный игривыми, порой слегка дурашливыми, но неизменно яркими мелодиями. Спринтерские забеги в сверхвысоком темпе Xploding Plastix щедро разбавляют спокойными интерлюдиями, однако настроение альбома всё равно считывается как бравурно-рейверское. Интересно, что норвежцы при этом совершенно избегают британских штампов и следуют скорее именно скандинавской традиции. Если по темпу и настроению "This Is Accurate" еще можно сравнить с тем, что делают братья Дженкинсоны, то в звуковой палитре и мелодике ориентиры совсем другие – тут в голову приходят их земляки Apparat Organ Quartet и Ким Юртхёй (Kim Hiorthøy) и его прекрасная концертная пластинка "Live Shet", датированная далеким 2004-м. Это музыка веселая, лихая и даже несколько ехидная, и опирается она не на рейв-стандарты, а на что-то из детства – мультфильмы, старые видеоигры и чувство необъяснимой и безудержной радости.
Suumhow "Extra Failed Items" (n5MD)
Получасовой миниальбом брюссельского дуэта формально вроде бы вышел как постскриптум к недавнему лонг плею "Years Failed Successfully", но в плане качества музыки его даже превосходит. Если "YFS" был явным креном в сторону эмбиент и пост-шугейз звучания, которое так любят на лейбле n5MD, то на "Extra Failed Items" Suumhow возвращаются к своему фирменному IDM, построенному на контрасте лязгающих и скрежещущих цифровых битов с сентиментальными синтезаторными мелодиями. Формула вроде бы абсолютно классическая для этого жанра, но при всем обилии в последнее время IDM-пластинок всех мастей, именно такой музыки сейчас выходит непростительно мало. Единственное, о чем приходится сожалеть – в физическом виде этот релиз доступен лишь в виде экзотического (пусть и "родного" для лейбла n5MD) минидиска.
Benge "The View From Vega" (DiN)
Британец Бен Эдвардс (Ben Edwards), исследователь и коллекционер редких электронных инструментов, относится к той категории музыкантов, в чьей дискографии, что называется, чёрт ногу сломит. Он записал десятки альбомов, многие из которых посвящены каким-то определенным инструментам или методам синтеза, и порой кажется, что рассматривать их стоит не как чистое искусство, а скорее как науку. Однако альбом "The View From Vega" из этого ряда радикально выбивается – подписавшись к ветерану космо-электроники Йену Бодди (Ian Boddy) на лейбл DiN, Бен внезапно выпустил пластинку комфортную и красивую, слушать которую стоит именно ради удовольствия. Здесь есть всё, что мы любим у berlinschule-классиков типа Клауса Шульце (Klaus Schulze): теплый синтезаторный звук семидесятых, журчание секвенсорных петель, мерно пульсирующий бас, таинственные минорные аккорды и ощущение космоса, каким он виделся из середины прошлого века.
Anderdog "Dog Eat Dog" (Mestnost)
Резидент и, пожалуй, главная звезда московского лейбла Местность Денис Рыжов выпускает уже пятый (после двух сольников и двух коллабораций) альбом за три года. И если предыдущий релиз, "Kelgoma" был экскурсией в более мягкое звучание (там возникали ассоциации чуть ли не с Bonobo), то на "Dog Eat Dog" Денис возвращается в привычное для себя пространство "умной электроники". Дрилл-н-бейс по заветам Squarepusher и Барри Линна (Barry Lynn) то ускоряется почти до брейк-кора (альбом открывается треком в темпе аж 211 ударов в минуту), то замедляется до хип-хопа, а треки порой оборачиваются неожиданными "твистами" – "Another" взрывается почти хард-роковым финалом, "Drunk" из холодного аутекрообразного IDM превращается в кислотный джангл, а композиция "To Do" напротив строится вокруг эффекта обманутого ожидания – сложный и алогичный бит долго собирается наконец уже долбануть танцевальным угаром, но в конце концов драма так и остается неразрешенной.
Gregg Kowalsky "Eso Es" (Mexican Summer)
Калифорнийский музыкант Грег Ковальски, ученик Фреда Фрита (Fred Frith) и Полин Оливерос (Pauline Oliveros) – фигура на американской эмбиент-сцене довольно заметная. Он дебютировал в середине нулевых на лейбле Kranky, сотрудничал с Digitalis и Thrill Jockey, а в последнее время подписан на широкоформатный бруклинский лейбл Mexican Summer, в числе клиентов которого есть и статусные электронщики типа Дэниела Лопатина (Daniel Lopatin), и те, кто играют рок и поп – Tamaryn, No Joy и Washed Out. Предыдущие записи Грега, как сольные, так и совместные, обитали где-то на границе эмбиента, минимализма, индастриала и электроакустики. Но теперь он звучит гораздо более структурно и доступно: "Eso Es" это семь недлинных пьес в жанре берлинской спейс-электроники, но с одной важной особенностью – это отсылка не к семидесятым, а к восьмидесятым, и аналоговому звуку Ковальски предпочитает FM-синтезаторы, что сразу придает музыке приятных и необычных красок. Стилистически "Eso Es" идеально вписался бы в каталог лейбла Music From Memory, даром что записан в наше время.
WRNR "Leaves From The Brain" (Mighty Force)
Кеннер Вернер (Kenneth Werner), также известный под именами As If, CNTRLD MND и Midnat, выпускает музыку еще с нулевых, издавал пластинки на U-Cover и BineMusic, а сейчас прописался в семействе дружественных лейблов, выпускающих стильную электронную ретроманию в диапазоне от эйсида и детройтского техно до IDM и эмбиента – Moatun7, Exalt, Intellitronic Bubble, а вот теперь и Mighty Force. Альбом "Leaves From The Brain" напоминает эксперимент в жанре "all colors of 303": он начинается как хмурое даб-техно, продолжается неторопливым абстрактным электро (в "In A Different Light" даже цитируется басовый ход из "Blue Monday"), затем переходит в предельно облегченный эйсид-транс (на ум почему-то приходит ранний Rephlex типа самых мягких записей Майка Дреда) и заканчивается все еще неагрессивной, но уже весьма энергичной "пластикменовщиной". Эйсид – жанр априори очень консервативный, поэтому откровений от Вернера ждать не стоит, но в рамках "искусства возможного" Кеннет проявляет себя очень ярко.
G-Prod "Cosmic Scan" (Intellitronic Bubble)
Французский дуэт братьев Давида и Николя Гогенов (David Gaugain, Nicolas Gaugain) в этом году уже успел порадовать двойным альбомом "Harmonic Analysis" на стыке дип-хауса и детройтского техно, а теперь закрывает год не то длинной ЕР, не то коротким альбомом (5 треков общей длительностью в 35 минут) задумчивого, мечтательного и мелодичного электро. Взяв за основу рваный электро-ритм, Давид и Николя затем совершенно уходят от консервативных установок электро-сцены и наворачивают на эти биты затейливых и многослойных атмосферно-мелодических ландшафтов. В результате получается музыка, идеально подходящая "и ногам, и голове" – по духу (да иногда и по звуку) "Cosmic Scan" близок немногочисленной, но яркой группе музыкантов, пытавшихся в 1990-е совместить брейкбит с умной электроникой – Orbital, времен "In Sides", Pentatonik, Salt Tank, Human Beings и так далее.
Salamanda "In Parallel" (Wisdom Teeth)
Дуэт корейских девушек успел произвести на меня впечатление еще летом, когда я успел посмотреть их лайв на двух фестивалях – сначала на Dekmantel в Амстердаме, а затем на Mutek в Монреале. Тогда они поразили меня довольно странным контрастом – процентов 70 их музыки звучало примерно как старый Warp – этакое замысловатое электро, похожее не то на RAC, не то на Phoenecia "Randa Roomet". Но вот другие тридцать процентов оказывались довольно типичной "музыкой для тиктока" – цифровым пост-R&B с вокалом, пропущенным через автотюн. На альбоме (а "In Parallel" – уже четвертый диск проекта) вокальная программа ограничивается треком "Homemade Jam" (который успел запомниться еще по лайвам), но вот остальные сорок минут похожи уже не на Warp, а скорее на уже упомянутый в этом дайджесте Music From Memory. Точнее сказать, примерно таким мы обычно представляем себе качественный нью-эйдж 1980-х, в первую очередь японский: это мягкая и медитативная, но не лишенная вкуса к экспериментам музыка с приглушенным битом, легкой "дальневосточинкой" в мелодиях и узнаваемой звуковой палитрой, создаваемой ранними сэмплерами и цифровыми синтезаторами.
Biosphere "Inland Delta" (Biophon Records)
За 30 с лишним лет Гейр Йенсен (Geir Jensen) приучил нас к концептуальным альбомам, объединенным общим сюжетом, настроением и звучанием. В этом смысле "Inland Delta" – скорее исключение, редкий в его дискографии "набор пьес". Здесь есть и его фирменный холодный эмбиент (в "Franklin´s Dream" узнается прямая цитата из "Substrata"), и этакий "экспрессионизм", синтезаторные эксперименты в духе современных модулярщиков (под говорящим названием "Brownian Motion"), и симфоническая "синематика" ("The String Thing"), и опыты с живыми инструментами ("Florian´s Flute" – видимо, привет ранним Kraftwerk), и довольно жизнерадостные зарисовки в духе альбома "N-Plants". Не хватает разве что краев спектра – эмбмиент-техно и полевых записей.
Andre 3000 "New Blue Sun" (Epic)
Наверное, самый обсуждаемый электронный релиз месяца – эмбиент-эксперимент рэпера Andre 3000, участника дуэта Outkast. Как всегда в случаях, когда эмбиент-пластинку выпускает конвенциональная звезда калибра Пола Маккартни (Paul McCartney) или даже Трента Резнора (Trent Reznor), хайп лучше заранее делить на десять (такого рода записи – скорее "эка невидаль", нежели топовая музыка для тех, кто увлекается жанром всерьез), но у Андре и впрямь получилось недурно. Собственно говоря, "New Blue Sun" – не столько эмбиент (хотя музыка в самом деле очень разреженная и медитативная), сколько гибрид джаза и нью-эйджа – флейта, перкуссия, шумы, шорохи и немного синтезаторов. Нечто подобное могли записать и Джеймс Ферраро (James Ferraro) или Дэниел Лопатин в начале 2010-х (использовав вместо флейты её имитацию подчеркнуто дешевой цифровой "самоиграйкой"), и Sun Ra в 1970-е, и Нала Синефро (Nala Sinephro) в наше время.
Vince Clarke "Songs of Silence" (Mute Records)
По схожей категории идет и формально первый сольник основателя Depeche Mode, Yazoo и Erasure. Кларк – несомненно маститый электронщик, но эмбиент никогда не был предметом его специальных интересов. В результате, на "Songs Of Silence" Винс то (реже) отстраненно журчит арпеджиаторами, и в этом он безусловно хорош, то (чаще) нагоняет кинематографической драмы а-ля Ханс Циммер (Hans Zimmer) с сэмплированным вокалом, струнными и гомеопатической дозой гитар. В результате получается воображаемый коллаб Алессандро Кортини (Alessandro Cortini), Хильдур Гуднадоттир (Hildur Gudnadottir) и всё того же Циммера – запись интересная сама по себе, но слишком уж саундтрековая и главное, ничем не напоминающая ту "музыку стойких оптимистов", за которую мы вот уже почти сорок с лишним лет любим и ценим Кларка.
One Million Eyes "Iris" (A Strangely Isolated Place)
Второй альбом нового проекта итальянцев Лучиано Эрмоди (Luciano Ermondi) и Паоло Маццакани (Paolo Mazzacani), прежде известных под именем Tempelhof. Их первый диск под новым именем был чем-то вроде эмбиент-джаза, что в определенной степени продолжало линию Темпельхофа и их дружбы с Джиджи Масином (Gigi Masin). На второй пластинке джаз оказывается разреженным уж совсем до газообразного состояния, но время от времени итальянцев красиво клонит куда-то в сторону berlinschule и минимализма. Единственное, что несколько ломает настроение пластинки – эксперименты с вокалом. Как только в эмбиенте появляется сэмплированное пение, это музыку очень "красит" и добавляет ей не всегда нужных в этом контексте эмоций. В результате "Iris" то и дело навевает ассоциации не то с Subheim, не то с пронзительно-печальной мистикой позднего Bvdub, не то и вовсе с Новыми Композиторами.
Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.
1966 – Родился Сергей Трофимов, автор-исполнитель песен, музыкант, поэт, Заслуженный артист РФ. В феврале 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ »»
Ralph SUTTON (1922)
Larry BUNKER (1928)
Delbert MCCLINTON (1940)
Bobby KING (1943)
Jeff LORBER (1952)
Jordan RUDESS (1956)
Troy MCLAWHORN (1968)
PUFF DADDY (1969)