ТЕХНИКА  Уникумы и оригиналы: лучшие модели года на выставке NAMM

Подборка новых музыкально-технологических разработок, показанных на выставке NAMM 2023

В Калифорнии прошла выставка NAMM, на которую ведущие и не очень производители музыкального оборудования и софта вновь привезли всё, чем хотели похвастаться.
Учитывая, что европейский аналог NAMM - Musikmesse - не перенес пандемии и последовавшего за ней упадка промышленности, калифорнийская выставка становится главным отарславым событием для производителей и музыкантов. И в этот раз NAMM действительно оправдала это звание, показав массу всего инновационного.

Заварите себе кофе: в этом обзоре Звуки собрали все лучшие модели и самые современные разработки.

Гитары и педали

Издание Guitarworld.com сделало гигантскую подборку новых моделей гитар и всевозможной обработки, запланированной к показу на NAMM и в итоге продемонстрированной.

Ibanez, в частности, выпустил точную репродукцию Flying V 1979 года выпуска, на которой играл (и до сих пор играет) гитарист Metallica Кирк Хэмметт (Kirk Hammett). Но этим его присутствие на NAMM фактически исчерпывается.

Fender же ограничился показом гибрида 60-ваттного гитарного усилителя и Bluetooth-динамика.

Зато - множество других брендов и масса нестандартных разработок.

Ciari Guitars представили электрогитару со складным грифом. Это полноразмерный инструмент, снабжённый хитрым механизмом, позволяющим ослаблять струны ровно настолько, чтобы гриф (начиная с 12 лада) можно было загнуть назад и вернуть в обычное положение без потери строя. Как нетрудно заметить, в сложенном состоянии гитара помещается в рюкзак.

Шведская компания Strandberg, в свою очередь, представила Boden Meloria, тревел-гитару, изготовленную, ни больше ни меньше, из титана.

Известный шведский велосипедист и гитарист Андреас Даниельссон (Andreas Danielsson) предложил задействовать для создания инструмента конструкционные элементы велосипедов. В итоге в разработке участвовала британская компания Mason Cycles, которая как раз и выпускает (очень дорогие) велосипеды.

Результат - складная неубиваемая электрогитара, которую можно ронять с самолёта... И, похоже, только владельцы частных самолётов и смогут себе позволить титаниевый вариант.

В дальнейшем Strandberg планирует наладить выпуск алюминиевых моделей.

Те же Strandberg выпустили ограниченную серию электрогитар атипичного дизайна RESQ:D.

Серию отличает весьма оригинальный дизайн корпуса (да и грифа тоже). Хотя производитель больше акцентирует внимание на том факте, что корпуса изготавливаются из древесины, которая предназначалась для других моделей, но забракованной по сугубо косметическим причинам (не те оттенки, не так выглядящие волокна и т.д.). Розовый цвет, возможно, кого-то отпугнёт. А впрочем, может, и нет.

Erni Ball Music Man привезли новую версию своих гитар Kaizen, отличающихся «радикальным» дизайном. В прошлом году компания представила семиструнные гитары той же серии, сейчас же на одну струну стало меньше.
В умелых руках звучит ошеломительно:

Стоит тоже ошеломительно: 3799 долларов.

Довольно любопытно смотрятся инструменты британского бренда Joe Doe. В этом году он привёз на NAMM три новые модели - Gambler, Hot Rod и Gas Jockey, чей внешний вид отсылает к «эстетике автомобилей 1950-х и казино». Впрочем, это не серийные модели: всего ожидается только 100 штук для каждой, хотя стоить они будут довольно демократично - 800-1000 долларов.

Ну, и нельзя обойти вниманием вот эту неведому зверушку - InstaChord.

Это синтезатор, который по форме напоминает гитару, однако играть на нём можно множеством разных способов - и как на гитаре, .

Попытки создавать ни на что не похожие электронные инструменты нечасто оказываются успешными. Для сценического употребления этот инструмент явно маловат, а вот для дома или долгой дороги - вполне подойдёт.

Почётного упоминания за внешний вид также заслуживает Eastman Juliet LA - и за форму корпуса, и за звукосниматели (и за цвет корпуса тоже):

Что касается обработки, то здесь внимание привлекает универсальная педаль Aviate Audio Multiverse Developer Edition. Она предназначена для использования параллельно открытой программной платформе Multiverse, с помощью которой музыканты могут создавать и настраивать под собственные нужды новые эффекты.

Примерно вот так:

Компания Endorphin.es продемонстрировала две гитарные педали, каждая из которых сочетает множество разных эффектов. Golden Master - это многополосный компрессор и эквалайзер, позволяющий обеспечивать высокую громкость звука без перегрузки основного лимитера. Ghost - это комбинация из нескольких ревербераторов, delay-эффектов, фильтров и модуляторов. Дисторшн также присутствует:

Ранее все эти эффекты были доступны в виде рэковых модулей, теперь - как отдельные педали.

Специально для любителей экспериментального звука и эмбиента Walrus Audio выпустили новую версию гранулярной педали Fable Granular Soundscape Generator:

Гранулярные эффекты дробят аудиосигнал на множество микрофрагментов разной продолжительности - "гранулы" - и производит дальнейшие манипуляции уже с ними. Подобные эффекты хороши для создания различного рода звуковых ландшафтов, динамических подкладов и т.д.

Vox выпустил сразу два сигнатурных миниусилителя имени сэра Брайана Мэя (sir Brian May). Один из них - это наушниковый усилитель amPlug, малокалиберный модуль на батареях, подключаемый к выходу электрогитары; второй - это миникабинет MV50. Оба устройства обещают фирменный звук гитары Мэя в вашей спальне.

Бас-гитары

Басовый сектор на NAMM оказался в этом году скромен на новинки. Гвоздём программы номер раз стал именной инструмент John Taylor Rio Dream Bass, созданный Digwall при участии басиста Duran Duran.

Бас характеризует веерное размещение ладов на грифе и нестандартное расположение выходного штекера.

Ernie Ball Music Man, в свою очередь, привезли на NAMM нечто более стандартное: бас-гитару Ball Family Reserve StingRay Retro ’76. Это переделка старой модели StingRay в соответствии с её исходными характеристиками.

Аудиоинтерфейсы и контроллеры

Avid выпустили новый высокоранговый интерфейс Pro Tools MTRX II, который уже (опрометчиво?) называют новым стандартом. MTRX II отличается модульной структурой и поддержкой карт расширения, что позволяет выстраивать оптимальную для вашей студии комбинацию входов и выходов. Модуль с интерфейсом Thunderbolt 3 позволяет использовать MTRX II напрямую с DAW на базе PC или Mac, без специализированного оборудования HDX. Впрочем, с ним новый интерфейс тоже будет работать.

За те деньги, которые за него придётся заплатить (6999 долларов) - было бы удивительно, окажись иначе.

Audient показал новый интерфейс iD24 за 399 долларов. Утверждается, что в нём используются те же предусилители, что и в консоли ASP8024-HE стоимостью 40 тыс. долларов.

Кроме того, в коробку за 400 долларов упаковали специализированный вход JFET, топовые в своём классе ЦАП и АЦП и возможность расширения ADAT.

Neumann продемонстрировал свой первый в истории аудиоинтерфейс MT 48, разработанный вместе с Merging Technologies.

Neumann больше известен как производитель микрофонов, наушников и динамиков; свой новый аудиоинтерфейс разработчик называет "недостававшим звеном" для студии. Особенностью интерфейса является крупный сенсорный дисплей, используемый для управления всеми программными процессами. Насколько в таком случае нужен компьютер?..

Nektar привёз контроллер Panorama CST (Channel Strip Controller), который, как утверждается, призван упростить процесс сведения музыки на компьютере и сделать его более интуитивным.

Синтезаторы

Intellijel Cascadia - это небольшой - 35 на 25 см - настольный полумодульный синтезатор (с патч-кордами!), который отличается очень широким диапазоном возможностей: более сотни гнёзд, очень значительное количество упраляющих элементов - в общем, несмотря на размеры, это отнюдь не детская игрушка.

Suzuki-Hammond выпустили новую версию цифрового органа Hammond XK4, с новыми программными эмуляциями компонентов классических электроорганов. Обещан аутентичный звук "как у 60-летних моделей инструментов" со всеми огрехами, которые теперь особенно ценятся.
Кроме того, обещано, что инструмент будет относительно лёгким.

Polyend представили интересное устройство - аппаратный синтезатор-трекер, который выглядит почти как ручная игровая консоль. Traсker Mini снабжён собственным сэмплером, и при этом, как пишут в Musicradar, использует некоторые "особо необычные идеи, характерные для программных трекеров в раннюю эпоху компьютерной музыки". Что местами затрудняет работу с ним:

Это уже не первый аппаратный трекер, выпущенный Polyend, но в этот раз речь идёт о действительно портативном устройстве:

Самым странно выглядящим инструментом выставки стал Soma Laboratories Terra: аналоговый синтезатор, который выглядит как странной формы деревянная доска с раскиданными по её поверхности контроллерами (в том числе сенсорными):

В остальном на новые аппаратные синтезаторы выставка оказалась небогата. ASM показали обновлённую прошивку для Hydrasynth Explorer. Nord представили обновление Nord Stage 4 с новым дизайном передней панели. Yamaha и Casio привезли новые цифровые рояли - Clavinova CVP-909GP и Privia PX-S7000, соответственно.

Clavinova - продвинутый цифровой инструмент, который выглядит как довольно большой кабинетный рояль.

Privia - снабжена интеллектуальной системой динамиков, настраиваемых под акустические характеристики помещения.

Плагины, ПО

Гвоздём программы в этот раз стали авторизованный программный эмулятор электропианино Rhodes и "первый в мире 3D-синтезатор" SkyDust 3D.

Эмулятор Rhodes V8 Pro - это плагин, разработанный в самой фирме и очень близко подбирающийся по звуку к аппаратному оригиналу, Rhodes MK8. Представленный несколько месяцев назад, V8 Pro - это единственный официальный плагин Rhodes. Для одиночного инструмента он стоит очень недёшево: 299,95 доллара.

Зато "настоящий звук Rhodes"...

Sound Particles SkyDust 3D - это инструмент со встроенными алгоритмами динамического позиционирования источников звука в пространстве. Его обеими руками поддерживает Жан-Мишель Жарр (Jean-Michel Jarre), но насколько этот инструмент действительно "меняет правила игры" - вопрос открытый.

В общем и целом, нынешний NAMM оставил впечатления сильного перекоса в сторону гитарных технологий. Хотя, скорее всего, у тех, кому посчастливилось посетить выставку во плоти, мнение может быть совсем другим.

20.04.2023, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: