SPACE  Скромное обаяние космоса

Space? Что это такое? Клавиша пробела? Место, где строится МКС? Слэнговое определение тормознутого субьекта? Современному слушателю иногда невдомек, что это еще и музыкальный коллектив, чье название и легенда странным образом переросли весьма недолгий период его физического существования. Наш рассказ об этой французской группе сопровождает ее музыка...

Space? Что это такое? Клавиша пробела? Место, где строится МКС? Слэнговое определение тормознутого субьекта? Современному слушателю иногда даже невдомек, что это еще и музыкальный коллектив, чье название и легенда странным образом переросли весьма недолгий период его физического существования.
Музыка этой группы и по сей день звучит из динамиков у входа в Мемориальный Музей Космонавтики близ ВДНХ. Современные эстеты из глянцевых изданий снисходительно определяют эстетику Space как "редкостный мусор, вызывающий интерес разве что своей близостью к easy". "Сидит за роялем мужик с лазером на башке, и все в зале тащатся", - стебется, вторя им, Кирилл Немоляев, включивший на один из своих альбомов пародийную кавер-версию "Symphony".
Самое забавное в том, что под логотип Space зачастую сваливают по незнанию репертуар как минимум двух различных групп, а также большую часть сольных работ их основателя. Как же это получилось? Попробуем разобраться...

Группа Space была основана в 1977 году Дидье Маруани (Didier Marouani), отпрыском довольно известной во Франции артистической династии. Изучением музыкальной грамоты Дидье занимался с пяти лет. В десять начал сочинять сам, в двенадцать - имел в активе первую официально изданную музыкальную пьесу, а в пятнадцать - поступил в Парижскую консерваторию. К моменту основания ансамбля за его плечами уже были несколько музыкальных конкурсов, на одном из которых он занял второе место по классу фортепиано и первое - по классу композиции. А также два года профессиональной музыкальной карьеры в качестве аккомпаниатора таких известных во Франции исполнителей, как Джонни Холидей (Johnny Hallyday), Джо Дассен (Joe Dassin и Клод Франсуа.

Первый же диск ансамбля, "Magic Fly", довольно быстро занял лидирующие позиции во многих европейских хит-парадах танцевальной музыки. Развлекательная, ритмически сходная с диско, по которому тогда сходил с ума весь мир, музыка Дидье, тем не менее, имела сильный крен в "чистую электронику", тон в которой уже тогда задавал во Франции Жан-Мишель Жарр (Jean Michel Jarre). И хотя, в отличие от маэстро Жарра, Маруани практически никогда не обращался к развернутой сюитной форме, предпочитая создавать своего рода "песни без слов", в которых легко прослеживались "куплеты" и "припевы", уровень аранжировок его композиций практически всегда был на несколько порядков выше, чем у прочей диско-продукции тех лет. Маруани - один из немногих, кому удавалось применять не самые стандартные музыкальные решения в сугубо танцевальной музыке. Примечательно, что эта черта оказалась довольно заразительной и помогла группе некоторое время продержаться на плаву после ухода лидера. Очень показательна здесь, к примеру, композиция "On The Air" с альбома Deeper Zone , в которой органично сплетаются мотивы классической музыки, электронный саунд и приемы из арсенала фанк-джаза.
Успех Magic Fly и сингла "Carry On Turn Me On", принес группе контракт с Casablanca. После выхода третьего альбома суммарный тираж записей группы перевалил за 10 миллионов экземпляров. Министр внешней торговли Франции объявил музыку Маруани одним из наиболее важных достижений за всю историю французской звукозаписи.

Правда, следует заметить, что уже к моменту выхода в свет Deliverance ,- второго альбома Space, - диско-составляющая музыки группы начала постепенно превалировать над электронной. Если Magic Fly был чисто инструментальным проектом, то следующие программы включали ряд прямолинейных "танцевалок" с экстатическими, а-ля Донна Саммер (Donna Summer), вокальными партиями приглашенных певиц. Похоже, именно этот период в творчестве группы вдохновил нашего композитора Михаила Чекалина на сочинение иронической пьесы-посвящения "Эротическая Рыба Маруани".
Не были свободны от изрядно ущемляющего электронный саунд диско-влияния и следующие альбомы группы - "Just Blue" (1978) и "Deeper Zone" (1980). К тому же на рубеже десятилетий костюмированное шоу группы (ах, эти серебристые скафандры-клеш!) уже не выдерживало сравнения со сценографией главных конкурентов Space - "инопланетян" из Rockets, которые, к тому же, пока еще не принесли в жертву Сан-Ремо свой электронный глэм, да к тому же обладали вполне роковым драйвом, который у Space отсутствовал в принципе.

Недовольный таким оборотом событий, в 1980 году, незадолго до выхода "Deeper Zone", Маруани покинул ансамбль, который, понятное дело, недолго протянул в отсутствие своего основного композитора. Вернувшись на пару лет к работе сессионного музыканта и аранжировщика, к 1983 году Дидье явил миру свой новый проект Paris France Transit, первый же альбом которого продемонстрировал некоторую эволюцию музыкальных ориентиров Маруани-композитора. Изживший себя диско-саунд сменило необычное сочетание электронного рока в духе Алана Парсонса c некоторым влиянием "новой волны". В развернутых номерах вроде "Painthings" новой группой были отвергнуты и "псевдо-песенная" структура, и фиксированные ритмы. Кроме того, если основу саунда Space составляли электронные клавишные, то в новой группе Дидье нашлось место и гитарным соло в духе Pink Floyd. Наряду с инструментальными композициями новая программа включала и вполне осмысленные, в отличие от былых диско-рефренов, песни "Child" и "A Crime Of Your Town", сочиненные и исполненные, кстати говоря, с оглядкой на тех же Pink Floyd. Наконец, оставшиеся в концертном репертуаре PFT пьесы Маруани периода Space вроде "Symphony" зазвучали по-новому.
Последнее соображение сподвигло музыкантов на выпуск в том же 1983 году концертного альбома. Материал для оного был, что интересно, записан на российском отрезке европейского тура группы. В общей сложности PFT дали в Киеве, Ленинграде и Москве два десятка концертов, которые посетило 600000 человек. Для позднезастойного совка это было нечто небывалое.
В Москве же было отснято и видео. Сейчас, конечно, и милый электронный неоромантик, сопровождаемый в несколько раз более мощным, чем, собственно, музыка, лазерным шоу, и трогательно восторженная реакция тогдашней неизбалованной публики смотрятся несколько наивно. И в то же время, по просмотру фильма не покидает чувство какой-то странной тоски по тем блаженным временам интеллегентных поп-концертов, когда красивую музыку можно было слушать, спокойно сидя в кресле, нежась в мягких лазерных волнах и прихлопывая в такт, а все реплики музыкантов между песнями переводились на родной язык посетителей шоу.

После этого в деятельности Маруани наступил длительный перерыв. Лишь к лету 1987 года композитор обнародовал свой на сей раз полностью сольный проект "Space Opera" , фрагменты которого исполнялись ещё в турне с PFT. Помимо самого маэстро, сыгравшего в этой восьмичастной сюите на всех инструментах, в записи участвовали хор Гарвардского Университета и Дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски Советской Армии. Альбом взлетел не только на верхние позции европейских хит-парадов, но и в самый настоящий космос, пополнив небогатую фонотеку орбитальной станции "Мир". Интересно было бы узнать, хранится ли сейчас раритетный, повывавший на орбите экземпляр альбома где-нибудь на Земле, или же ему было суждено в 2001 году сгореть вместе со всей станцией над Тихим Океаном.

В январе 1990 года Маруани по приглашению Европейского Космического Агентства выступил во Французской Гвиане с концертом, собравшим более сорока тысяч посетителей. Концерт был приурочен к десятой годовщине со дня первого успешного запуска французской спутниковой ракеты-носителя "Ариан". Аккомпанирующему составу композитора как бы невзначай было возвращено имя Space. Рассудив, что раз права на это название принадлежат ему, а других публика запоминать почему-то не желает, Дидье с тех пор использовал данную "торговую марку" главным образом во время концертов, именуя так любой состав сопровождающих его музыкантов.
Именно под этим названием группа Маруани провела с мая по июнь1991 года очередную гастрольную поездку по Советской России. На сей раз игралось всего 14 концертов, которые посетили двести тысяч человек. Общий тираж изданных к этому моменту фирмой "Мелодия" версий "Magic Fly" и "Space Opera" перевалил за 12 миллионов копий.

В принципе, с начала девяностых Маруани концертировал исключительно по России и родной Франции. Новая волна танцевальной электроники, именуемая "техно", оставляла его совершенно равнодушным, а сочинять музыку по контракту в отсутствие вдохновения или предпринимать какие-либо шаги для искуственного поддержания собственной популярности этот приверженец уединенного и размеренного образа жизни, очевидно, считал ниже собственного достоинства.

В 1993 году Маруани выступил со Space на Красной площади в Москве. В июне 1994 года неожиданно дал концерт в Севастополе. После этого в истории композитора наступил внушительный перерыв, изредка прорезаемый переизданиями старых записей Space и PFT. В 1998 году "Virgin" ремастировала и переиздала весь каталог произведений Маруани, дополнив его очередным сборником лучших композиций.
В то же самое время Дидье готовил по заказу Международной Федерации Фигурного Катания новую музыкальную программу. Записанную к 1999 году в Нью-Йорке при участии симфонического оркестра Мариинского театра программу "Symphonic Space Dream" предполагалось исполнить вживую в ходе очередного концерта на Красной площади. Неизвестно почему, но этот проект остается нереализованным и по сей день. Лишь в конце октября 2002 года ожидается выступление Space при участии симфонического оркестра в Кремлевском Дворце Съездов.

Как и все прочие представители "французской электронной школы" конца 70-х, Маруани весьма редко радует в последние годы публику своими новыми работами. Строго говоря, это музыкальное течение никогда не отличалось особой плодовитостью. Зато "запас прочности" у произведений Дидье Маруани, Жана-Мишеля Жарра и Алана Маратра по прошествии многих лет оказался весьма солидный. Даже самые что ни есть танцевальные и развлекательные сочинения французских электронщиков по сей день вызывают искренний интерес меломанов новых поколений.

Автор выражает благодарность за помощь в работе над материалом французскому фан-клубу Space (www.space.tm.fr)

30.03.2009, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

SPACE - свежие публикации:

Сайт: www.space.tm.fr

SPACE

Space? Что это такое? Клавиша пробела? Место, где строится МКС? Слэнговое определение тормознутого субьекта? Современному слушателю иногда невдомек, что это еще и музыкальный коллектив, чье название и легенда странным образом переросли весьма недолгий период его физического существования.
Наш рассказ об этой французской группе сопровождает ее музыка...

Подробности из жизни:

Space? Что это такое? Клавиша пробела? Место, где
строится МКС?
Слэнговое определение тормознутого субьекта? Современному слушателю иногда
даже невдомек, что это еще и музыкальный коллектив,
чье название и легенда странным образом переросли весьма недолгий период его
физического существования.
Музыка этой группы и по сей день звучит из динамиков
у входа в Мемориальный Музей
Космонавтики близ ВДНХ. Современные эстеты из глянцевых изданий снисходительно
определяют эстетику
Space как
"редкостный мусор, вызывающий интерес разве что своей близостью к easy".
"Сидит за роялем мужик с лазером на башке, и все в зале тащатся", -
стебется, вторя им, Кирилл Немоляев, включивший на один из своих
альбомов пародийную кавер-версию "Symphony".
Самое забавное в том, что под логотип Space зачастую сваливают по незнанию
репертуар как минимум двух различных групп, а также большую часть сольных работ
их основателя. Как же это получилось? Попробуем разобраться...

Группа Space была…

Далее... →