САУНДТРЕК  Целлулоид: 10 лучших саундтреков 2022 года

Боуи, Элвис и "Очень странные дела" - в 23-й итоговой колонке о музыке в кино и кино в музыке

В минувшем году я посмотрел 133 новых фильма и как минимум взялся за 53 новых сериальных сезона - как всегда, прислушиваясь к звучавшим с больших и малых экранов мелодиям и песням. Многие из них были выпущены в виде саундтреков, лучшие - украсили итоговый топ-10 "Целлулоида". Дежурный дисклеймер: рассматривалась только официально изданная музыка к фильмам и шоу, которые я смотрел, поэтому в расчет не шли ни "Медведь" (чья выдающаяся коллекция нидл-дропов существует только в формате плейлиста), ни "История Джеффри Дамера" (смотреть которую меня не заставили даже Ник Кейв с Уорреном Эллисом). Ну и напомню, что чуть больше года назад "Целлулоид" разродился специальным выпуском - о лучших саундтреках XXI века.

№10
"Блондинка" (Blonde)

Кино: Мягко говоря, противоречивый байопик Мэрилин Монро - не то смелая, не то безжалостная адаптация одноименного романа Джойс Кэрол Оутс, ставшая в руках Эндрю Доминика почти трехчасовым tour de force Аны де Армас и любимейшим, если верить ему самому, фильмом Ника Кейва.
Музыка: Как видите, без Кейва с Эллисом все же не обошлось - итоги феноменального даже по их меркам года эти двое подвели порой навязчивым, но в целом неотразимым саундтреком, звучащим как коллекция инструментальных ауттейков "Ghosteen" и "Carnage".
Момент: Nick Cave & Warren Ellis "A World of Light"


№9
"Элвис" (Elvis)

Кино: Еще один неортодоксальный, но не в пример более нарядный - Баз Лурман же - байопик, к которому тоже - Баз Лурман же - есть вопросы, но меньше: "Элвис" стал хитом проката и должен получить горсть номинаций на "Оскар" (во главе с неминуемой - для вжившегося в титульную роль Остина Батлера).
Музыка: Не столько компиляция, сколько микстейп - подобно фильму, ничуть не стесняющийся собственной избыточности: среди исполнителей трех дюжин песен, имеющих прямое, косвенное и минимальное отношение к королю рок-н-ролла, можно найти и Элвиса с Батлером, и Эминема (Eminem) с Doja Cat.
Момент: Elvis Presley & Jack White "Power of my Love"


№8
"Дэвид Боуи: Moonage Daydream" (Moonage Daydream)

Кино: Самый экспрессивный рок-док года - склеенный Бреттом Моргеном ("Кобейн: Чертов монтаж") и щеголяющий раритетными live-съемками коллаж, оригинальную идею которого успел одобрить сам Боуи, а лихорадочное исполнение оценили на Каннском кинофестивале и на IMAX-экранах.
Музыка: Еще один микстейп - с точностью до минуты (140) повторяющий хронометраж фильма и состоящий из концертных или отредактированных версий классики Боуи, от "All the Young Dudes" и "Space Oddity" до "Hallo Spaceboy" (с Pet Shop Boys и без) и "Blackstar".
Момент: David Bowie "Moonage Daydream" (Live)


№7
"Черная Пантера: Ваканда навеки" (Black Panther: Wakanda Forever)

Кино: Неровное, но верное духу оригинала и эмоциональное, до слез, прощание с Чедвиком Боузманом: король умер, но Ваканда будет жить - как одна из самых самобытных, узнаваемых с первого взгляда и первой ноты величин марвеловской киновселенной и супергеройского кино.
Музыка: Не один, но два полнометражных саундтрека: в одном, преимущественно инструментальном, за вторым "Оскаром" выходит Людвиг Горанссон (Ludwig Göransson), а в другом царят diversity (от афробита до реггетона) и записавшая сразу две новые песни Рианна.
Момент: Rihanna "Born Again"


№6
"Лакричная пицца" (Licorice Pizza)

Кино: Прекрасный отголосок позапрошлого, со временем показавшегося меньшим из зол года - семейно-дружеский проект Пола Томаса Андерсона, прекратившего детские воспоминания и голливудские анекдоты в изумительную трагикомедию о взрослении. В главный роли - дебютировавшие в кино Алана из Haim и сын великого Филипа Сеймура Хоффмана Купер.
Музыка: Тонкий, в духе ПТА, ответ тарантиновскому "Однажды… в Голливуде": коллекция где-то очевидных ("Stumblin' In", "Life on Mars?"), местами вдохновенных ("Peace Frog" The Doors, "July Talk" Нины Симон) нидл-дропов, симметричных воспеваемой эпохе.
Момент: Paul McCartney and Wings "Let Me Roll It"


№5
"Очень странные дела" (Stranger Things), 4-й сезон

Шоу: Самый амбициозный сезон процветающего в статусе поп-культурного феномена флагманского шоу Netflix: эпизоды стали длиннее, сюжетные линии - многочисленнее, а программные камео (Фредди Крюгер!) и все более жуткие монстры покрывают совсем новые для современных тинейджеров территории.
Музыка: Вероятно, самый нашумевший саундтрек года - сделавший Кейт Буш владычицей чартов (и легитимной соискательницей звания "Песня года"), представивший группу Metallica еще одному поколению слушателей (новшество ее грядущего турне - подростковый билетный тариф) и давший новую жизнь регги-поп-шлягеру "Pass the Dutchie".
Момент: Kate Bush "Running Up That Hill (A Deal with God)"


№4
"Банши Инишерина" (The Banshees of Inisherin)

Кино: Вторая после "Залечь на дно в Брюгге" трагикомедия Мартина МакДоны с солирующими Колином Фарреллом и Бренданом Глисоном - не такая упоительная, как первая, но достаточно злободневная и пронзительная, чтобы претендовать на ворох "Оскаров" и оказаться лучшим, на мой вкус, фильмом года.
Музыка: Будничный триумф штатного композитора братьев Коэн (и сменившего их на посту рассказчика незабываемых широкоэкранных притч МакДоны) Картера Беруэлла: зачастую зловещая, но по-своему сказочная - братьям Гримм такое наверняка понравилось бы - перекличка челесты, арфы, гамелана, маримбы и колокольчиков.
Момент: Carter Burwell "Walking Home Alone"


№3
"Разделение" (Severance), 1-й сезон

Шоу: Один из самых многообещающих сериалов года - необычная во многих отношениях производственная драма, чья оригинальность начинается с завязки: герои шоу разделяют личную жизнь и работу не по мере сил, а посредством хирургического вмешательства.
Музыка: Успевший заработать "Эмми" саундтрек доселе не хватавшего звезд с неба голливудского ветерана Теодора Шапиро ("Дьявол носит Prada", "Солдаты неудачи"): нагнетающая экзистенциальную тревогу электроника, многим обязанная киномузыкальным подвигам Трента Резнора и Аттикуса Росса.
Момент: Theodore Shapiro "Main Titles"


№2
"Империя света" (Empire of Light)

Кино: Благородный провал Сэма Мендеса, впервые снявшего фильм по собственному сценарию и ввернувшего в него три или четыре работающих по принципу "лебедь, рак и щука" сюжета: к служебному роману прилагаются драмы о душевном здоровье, расизме и магии кинематографа (а также выдающаяся роль Оливии Колман и, как всегда, великая операторская работа Роджера Дикинса).
Музыка: А вот и они, легки на помине: возглавлявшие "целлулоидные" топ-10 уже трижды Резнор с Россом остановились в шаге от рекордной четвертой победы, проявив редкую для них стилистическую гибкость: какие-то из здешних треков ("To Be Able to Fly") похожи на Кейва с Эллисом, другие ("Faded Grandeur") - на обычно работающего с Мендесом Томаса Ньюмана, а иные ("Procession") - на самих Р&Р финчеровского разлива.
Момент: Trent Reznor and Atticus Ross "8 AM, Christmas Eve"


№1
"Будет больно" (This Is Going to Hurt)

Шоу: Британский мини-сериал о буднях младших врачей отделения акушерства и гинекологии одной из лондонских больниц - вдохновленный одноименными мемуарами Адама Кея (Бен Уишоу), поминутно ломающий четвертую стену, болезненно остроумный и рвущий душу на лоскуты.
Музыка: Кино вернулось на большие экраны, но лучшая киномузыка продолжает звучать на малых: это четвертый год подряд, когда лидером итогового "Целлулоида" оказывается хит стриминга. На сей раз это новая группа Джарвиса Кокера (Jarvis Cocker), поблагодарившая Национальную службу здравоохранения полноценным новым альбомом, где актуальные песни ("Fuck This") соседствуют с душераздирающими инструменталами.
Момент: JARV IS… "Shruti"


Зал славы "Целлулоида"

2000 - "Девственницы-самоубийцы" (The Virgin Suicides)
2001 - "Амели" (Le Fabuleux Destin d'Amélie Poulain)
2002 - "Банды Нью-Йорка" (Gangs of New York)
2003 - "Трудности перевода" (Lost in Translation)
2004 - "Убить Билла 2" (Kill Bill: Vol. 2)
2005 - "Клиент всегда мертв" (Six Feet Under)
2006 - "Мария-Антуанетта" (Marie Antoinette)
2007 - "Однажды" (Once)
2008 - "Темный рыцарь" (The Dark Knight)
2009 - "Бесславные ублюдки" (Inglourious Basterds)
2010 - "Социальная сеть" (The Social Network)
2011 - "Древо жизни" (The Tree of Life)
2012 - "Джанго освобожденный" (Django Unchained)
2013 - "Великий Гэтсби" (The Great Gatsby)
2014 - "Исчезнувшая" (Gone Girl)
2015 - "Безумный Макс: Дорога ярости" (Mad Max: Fury Road)
2016 - "Ла-Ла Ленд" (La La Land)
2017 - "Малыш на драйве" (Baby Driver)
2018 - "Звезда родилась" (A Star Is Born)
2019 - "Чернобыль" (Chernobyl)
2020 - "Душа" (Soul)
2021 - "Подземная железная дорога" (The Underground Railroad)
2022 - "Будет больно" (This Is Going to Hurt)

Автор колонки - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

13.01.2023, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: