QUEEN  Октябрь: ломка стеротипов по королевски.

Октябрь - один из самых урожайных на синглы месяцев для Queen. Сложилось так, что начиная с появившейся в 1974 году "Killer Queen" большая часть выпущенных в октябре одиночных пластинок группы стала для истории рока чем-то большим, нежели кусками винилла с нарезанными на них музыкальными дорожками. Почти за каждой песней стоит история с прихотливым, подчас драматичным сюжетом...

В разгар унылой осенней поры музыканты Queen, скорее из желания взбодриться лично, чем из намерения шокировать публику, нет-нет, да и откалывали такие номера, что, как говорится, хоть стой, хоть падай. С истинно королевским величием отвергали они всяческие стандарты шоу-бизнеса, обывательских вкусов и даже собственного стиля. Похоже, что с самого начала эти "принцы вселенной" объявили себя выше этикета. Рискованно, конечно. Но зато благородно. Не говоря уже о полагающемся в качестве премии за риск шампанском, в котором эти парни всегда знали толк...
Октябрь - один из самых урожайных на синглы месяцев для группы. Сложилось так, что начиная с появившейся в 1974 году "Killer Queen" большая часть выпущенных в октябре одиночных пластинок группы стала для истории рока чем-то большим, нежели кусками винилла с нарезанными на них музыкальными дорожками. Почти за каждой песней стоит история с прихотливым, подчас драматичным сюжетом...

День Всех Святых, 31 октября 1975 года был отмечен выходом в свет сингла с песней "Bohemian Rhapsody". Запись этого эпического номера шла шесть недель кряду. "Базовую запись мы сделали за два дня, - рассказывает звукорежиссер группы Рой Томас Бейкер, - А оперная секция заняла у нас неделю, по десять-двенадцать часов непрерывного пения и бесконечного хоота потому, что было очень забавно все это записывать... Как-то приходит Фредди и говорит: "У меня кое-что новенькое для вокала, давай воткнем сюда немного Галилеев..."
Первоначально лейбл EMI и менджер группы Джон Рид сомневались в целесообразности выпуска синглом шестиминутного арт-рокового "эпика". Выпускать "сокращенную версию" музыканты отказались наотрез. Зато проделали гениальный рекламный ход, по хорошему знакомству ссудив DJ Кенни Эверетту экземпляр записи, и взяв с него торжественное обещание не пускать песню в эфир. Разумеется, Эверетт с блеском нарушил обещание, прокрутив композицию четырнадцать раз за уик-энд и надолго сломав временные стандарты радиоформата. То, что теперь можно услышать по радио "Stairway To Heaven", Child In Time" и даже "Starless & Bibble Black" хоть и крайне редко, зато нерезанными - заслуга этого незримого героя. В результате уже к понедельнику музыкальные магазины по всей Англии осаждали толпы меломанов, и EMI срочно пришлось отвечать на заказы огромным тиражом сингла, даже не включенного еще в оперативные издательские планы!

Выпущенный 13 октября 1978 года хит-сингл с песнями "Fat Bоttomed Girls" и "Bycicle Race" вызвал бурю совершенно иного рода. Идея выпустить два хита одним синглом требовала концептуального рекламного хода. В конце концов "велосипедную гонку" и "задастых девушек" решили совместить - как аресты и торжества в русском фильме про барона Мюнхгаузена. Разосланное во все модельные агенства приглашение манекенщицам соответствующих пропорций принять участие в нудистском велошоу на стадионе в Уимблдоне было, должно быть, самым диким за всю историю модельного бизнеса. Тем не менее заезд на 65 голых персон состоялся, и лег в основу видеоклипа (обезображенного, увы, по цензурным соображениям маскирующими видеоэффектами), а позже - оформления сингла и последовавшего за ним альбома "Jazz".
В насмешку NME выпустил плакат: вид Фредди Меркьюри со спины и подпись "Fat Bottomed Queen". Попутно издание, никогда особенно не жаловавшее музыку группы, разгромило и сам сингл. Внесли свою ругательную лепту и другие "умники". Несмотря на такую травлю, сингл занял заслуженное 11 место в чартах.
Цветную вкладку из оформления альбома с тех пор выкидывали несчетное количество раз, а обложку сингла, изображающую отважную велонудистку со спины, в различных вариантах пытались изуродовать пририсованным ретушерами бикини. Лишь в последнем издании "Hollywood Records" серии "Queen Twenty-Years Reign" историческая справедливость была восстановлена, и рассматривая разворот буклета, каждый мог убедиться в том, что рекламные снимки не содержали ровным счетом никаких непристойностей.

В начале октября 1979 года хит-парады по обе стороны Атлантики взорвал сингл "Crazy Little Thing Called Love". Это был первый хит группы, вошедший в Тор 3 в Англии и Америке одновременно. Ради концертного исполнения этого номера в модном для конца 70-х стиле неорокабилли Меркьюри, бывший до этого в группе клавишником, впервые взялся за гитару.
Музыкальная тема легла в основу хореографической миниатюры, представленной в лондонском "Колизее" 7 октября. Примечательно, что главную партию исполнял непосредственно Меркьюри. Второй несущей музыкальной темой шоу была все та же "Bohemian Rhapsody".

Октябрь 1980 года группа провела в работе над саундтреком к фильму "Flash Gordon". Несмотря на то, что заглавная музыкальная тема этого основанного на довоенных комиксах гротескового боевика попала в Тор 10, изданный чуть позже саундтрек фильма ныне является по сути самым непопулярным и неизвестным широкой публике альбомом Queen. Пугало поклонников главным образом обилие "песен без слов" и просто инструменталов, где Меркьюри, вместо того, чтобы петь, на пару с Брайаном Мэем извлекает космические звуки из неприемлемых ранее для группы синтезаторов (до 1980 года все альбомы группы выходили с пометкой "no syntesizers!"). И в то же время именно на этом альбоме Queen, как ни странно, были более всего близки к настоящему арт-року не-песенной ориентации.
Жаль, что больше группа в этом весьма перспективном направлении не сделала ни шагу. Кажется, сочини они что-нибудь столь же загадочно-электронное, но не прикладное - настоящий успех пришел бы к ним и на этом фронте. Увы, музыканты предпочли этому направлению провальные (как оказалось впоследствии) эксперименты с танцевальной "волной".
Сам фильм, кстати, был официально переиздан лишь недавно, и доступен лишь в DVD-версии, зато с золотой наклейкой в виде герба Queen на коробке.

В первых числах октября 1984 года Queen вылетели на гастроли в ЮАР, дерзко презрев тем самым устав профсоюза британских музыкантов и "черные списки" ООН, куда эта страна была включена из-за непрекращающихся расовых войн. Черт возьми, должен же был кто-то первым открыть миру глаза на лицемерие подобного культурного бойкота! Политикам, как правило, наплевать на поп-музыку, а простой народ тем временем страдает в режиме "культурной изоляции" еще больше.
"Шоу состоится перед зрителями с различным цветом кожи", - таково было жесткое условие Мэя. "Наша песня "I Want To Break Free" стала неофициальным гимном движения "Африканский Конгресс"..." - отмечал Роджер Тейлор.
Концерты прошли с большим успехом, хотя в сухом южноафриканском воздухе Меркьюри чуть было не лишился голоса. Все доходы от продажи специально выпущенного концертного альбома пошли местной школе для детей-инвалидов.
Профсоюзу группа предпочла уплатить штраф. Кроме того, Мэй выступил в комитете союза с резкой критикой политики бойкотов: "Настояв на многорасовом составе публики, мы достигли большего результата, чем если бы отказались от выступлений... Если бы нельзя было выступать во всех странах, народ которых страдает от действий своего правительства, то некуда было бы ездить на гастроли... Музыка должна преодолевать все препятствия невзирая на расовые и политические различия".
Поддержал его тогда, помнится, лишь Марк Нопфлер: "Я не думаю, что культурный бойкот что-то дает, так как нельзя помешать ввозу пластинок из-за рубежа. А когда люди слушают музыку противников какого-либо политического режима, то это прямой удар по правительству. Я думаю, что это здорово". Воистину количество умных людей на планете - величина постоянная, в то время, как население растет...

В октябре 1986 года Queen в очередной раз внесли поправку в собственные законы выпуском хит-сингла "Who Wants To Live Forever", - одной из ключевых тем фильма "Горец". Доселе прибегавшая к услугам сессионных музыкантов крайне редко и исключительно на концертах (самые головоломные записи группы, в которых, казалось, звучали оркестр и хор, записывались с применением традиционного рок-инструментария и четырех голосов) группа задействовала в записи оркестр пу Майкла Камена. При этом слилась с ним (не в пример нынешнему раздолбайству Metallica) настолько, насколько это вообще возможно. К примеру, Тейлор использовал оркестровые барабаны, Джон Дикон - контрабас, а Мэй - духовой орган. К тому же Мэй и Меркьюри исполнили удивительно красивый дуэт, выдержанный в сугубо оперных традициях.

Заразившись энтузиазмом Брайана, Фредди в очередной раз зарылся с головой в постижение законов классической музыки. Итогом его творческих поисков стала вышедшая в октябре 1988 года "Barselona" - оратория в восьми частях, сочиненная Меркьюри и клавишным техником Queen Майком Мораном для Монсеррат Кабалье. Заглавная тема этого эпического произведения поднялась в поп-хит-парадах до восьмого места.

Немного не повезло выпущенным в октябре 1989 года синглам "Miracle" и "Scandal". Обе песни вошли только в Тор 25. Хотя сейчас, по прошествии многих лет забавно смотреть, как в видеоклипе "Miracle" музыкантов группы изображают (причем с явным знанием вверенных им музыкальных инструментов) четыре пацана из фан-клуба.

...На второй стороне вышедшего 19 октября 1991 года сингла "The Show Must Go On" помещалась песня "Keep Yourself Alive" ("Держись За Собственную Жизнь"). Альбом же, с которого был взят трек для первой стороны, назывался "Innuendo" ("Намек"). Намек этот был понят публикой не сразу... примерно через месяц.
Продолжение следует.

30.03.2009, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

QUEEN - свежие публикации:

Сайт: queenonline.com

QUEEN

Группа Queen - одни из основателей жанра симфо-рок.

Подробности из жизни:

Состав:

Джон Дикон (John Deacon) - бас-гитара, гитара
Брайан Мэй (Brian May) - гитара, клавишные, вокал
Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) - вокал, клавишные, гитара
Роджер Тейлор (Roger Taylor) - барабаны, вокал

В 1971 году гитарист Брайан Мэй и барабанщик Роджер Тейлор, игравшие вместе в группе Smile, решили создать собственную группу. К ним немедленно присоединился их старинный приятель Фредди Меркьюри, прекрасно игравший на фортепиано и обладавший великолепным голосом, а затем отыскался и басист Джон Дикон. Именно этой четверке и было суждено перевернуть умы всего мира, смешав хард-рок, оперу и даже диско - ни одна группа в мире не оставила столь разнообразного, но при этом отличающегося безукорихненным вкусом наследия.

Начинали Queen как многие в 70-е - первые два альбома представляют собой концептуальные работы с единой структурой и даже сюжетом (особенно это касается пластинки Queen II, которая - практически мини-рок-опера о борьбе Черной и Белой Королев). Но при…

Далее... →