Без пятнадцати одинадцать вечера возле клуба Китайский Летчик Джао-Да, что на
Китай-Городе, собирается нешуточная толпа. Поэт Лев Рубинштейн как-то сказал,
что успех мероприятия определяется количеством красивых девушек, на него
явившихся. Если это так, то сегодняшний концерт - просто фурор.
Пока я поджидал фотографа, чтобы ринуться на штурм лестницы, ведущей под землю,
в клуб, - единственная мысль вертелась в голове: сколько квадратных сантиметров
площади придется на нас двоих, если мы появимся в клубе ровно в 11... Людей
пропускают партиями, какому-то товарищу, отказывающемуся ставить печать на
руку, охранники терпеливо объясняют, что билеты закончились и нужно поставить
печать, а то без нее никак.
Концерт задерживается, зрители стоят вплотную друг к другу, все столы и
табуретки оккупированы, кто-то пытается удержать равновесие, уцепившись за
балку под потолком. Аншлаг!
Cквозь толпу на сцену гуськом пробираются музыканты в черных костюмах и белых
рубашках. И эти музыканты всем присутствующим хорошо знакомы: перед нами группа
Spitfire в расширенном составе. В северной столице мне не раз
приходилось слышать, что они играют ска "лучше, чем Ленинград". Развивая эту
идею, можно смело утверждать, что St. Peterburg Ska-Jazz Review играет
ска таким, как его придумал Бог.
Нет, никакого хардкора или ска-панка с
зафуззованными гитарами и утробными воплями - чистейший, светлейший ска, по
большей части инструментальный, напоминающий временами ямайский саунд
Skatalites. Звучит много каверов: несколько хитов группы
Specials, вроде Rude Boys Out Of Jail"... "Anarchy In The
UK' не сразу узнал бы и Джон Лайдон (John Lidon), фанк Чарли Райта
(Charlie Wright) "Express Yourself", немного реггей и даба.
Играют и свои собственные композиции, нисколько не уступающие в груве
проверенным временем: например, "Ночь В Автобусе". Несколько песен поет
с группой миниатюрная американка (?) Дженифер, добавляя музыке, кроме
женской непосредственности, джазовый оттенок. То, что происходит на сцене, не
укладывается в рамки обычного человеческого восприятия. Хочется трясти за
лацканы ВСЕХ программных директоров ВСЕГО: да выньте же вы, наконец, бананы из
ушей!!!
Об этом концерте, о новом альбоме и о многом другом я поговорил после концерта с Романом Парыгиным, - трубачом группы и ее, своего рода, добрым духом. Как и положено мифическому существу, Роман невысок ростом и энергичен. Отправив в сторону гримерки поклонницу, он достает сигарету, и выбрав свободное место возле стойки бара, отвечает на мои вопросы. Мы по очереди перекрикиваем клубную саунд-систему и гул голосов, стараясь услышать друг друга.
Звуки.Ru: - Я верно понял, что Ska-Jazz Review - это побочный проект Spitfire?
Роман (поправляя): - Санкт-Петербургское Ска-Джаз Ревью...
Spitfire и Marksheider Kunst. На сегодняшний концерт барабанщик
Сергей Егоров не смог с нами приехать, потому что Маркшайдеры уехали в
тур по Германии. Помимо музыкантов, играющих в Spitfire, есть еще два других -
как мы его называем, "наш свободный художник" Алексей Канев -
баритон-саксофонист и Сергей Егоров, он играет на перкуссии. Денис "Кащей"
Купцов играет на барабанной установке, Андрей Кураев играет на
бас-гитаре, Константин Лимонов - на гитаре, я играю на трубе,
Григорий Зонтов играет на тенор-саксофоне, Владислав Александров
играет на тромбоне, а на клавишах играет Илья Рогачевский.
Звуки.Ru: - Ваша группа, как известно, самая популярная в Европе
"русская ска-группа"...
Роман: - Spitfire? Она практически единственная. Дело в том, что очень
давно мы начали ездить в Германию, и сейчас продолжаем ездить, - уже не только
в Германию... Везде пишут "ска", но ска мы играем "тоже", как мы говорим, мы в
данный момент играем больше рока, ну и ска конечно.
Звуки.Ru: -Вы уже десять лет почти существуете...
Роман: - Десять лет нам будет на следующий год, в феврале - 10 лет
Spitfire. В данном составе, если не брать в счет этот, мы играем пять лет.
Звуки.Ru: - А этот (SPb Ska-Jazz Review - прим. авт.) проект как
долго существует?
Роман: - Мне не нравится само слово "проект": группа все-таки. "Проект"
- это какое-то сиротство, "группа" - целостнее. Год существует, чуть-чуть
побольше. На фестивале СКИФ первый раз мы сыграли в прошлом году. Под этим названием.
Звуки.Ru: - Почему так мало записей Spitfire, и этот альбом - St.
Petersburg Ska-Jazz Review...
Роман (перебивает): - Ну, видимо в Москве мало. У нас почему-то не
получается никак наладить дистрибьюцию. В каком-то магазине, про который я
ничего не знаю, продается, говорят, но мы с собой диски привезли. Мы все время
возим с собой, поэтому, если кому-то что-то надо
Звуки.Ru: - Вас выпускают в Германии на Pork Pie records?
Роман: - Да, но вот этот альбом, St. Petersburg Ska-Jazz Review,
вышел в Питере на альтернативной конторе, которая называется Zvezda Records.
Руслан Алиев, наш большой друг, подписался на это мероприятие.
Звуки.Ru: - Есть ли какие-то предложения в России? Поскольку ска вроде
как Ленинград раскрутил... какая-то есть реакция со стороны лейблов или что-то
в этом роде?
Роман: - Надо ждать. Реакция все время есть,- просто она разная и в
разных масштабах. В масштабе "Китайского Летчика" ты сам видишь реакцию - народ
идет, всем хорошо, на бОльшие площадки... Пока рано думать, но я надеюсь - и
все так думают - когда нибудь, может быть, мы... В Китайском Летчике хорошо
играть, только очень маленькая сцена (смеясь) - нету "ла-ла-лайла"
Звуки.Ru: -Такой мрачный вопрос: cка-панк очень популярен среди
скинхэдов и, я слышал, вы вынуждены были какое-то время не играть концерты в
Питере из-за того, что скинхэды ходили на эти концерты?
Роман (с расстановкой): - Это все пи*деж. Полный. Они, конечно,
ходили, но это было еще в Там-Таме в девяносто там каком-то...
Звуки.Ru: - То есть к настоящему моменту это не имеет никакого отношения?
Роман: - Ну конечно, му*аки разные встречаются, но в данный момент, - в
Питере по-крайней мере, - мы уже от этого отошли.
Звуки.Ru: - Возможен ли у нас в России ска-прорыв?
Роман: - Безусловно, безусловно, и этот прорыв уже идет... Он
только-только начинается!
Звуки.Ru: - Как складываются у вас отношения с MTV, с радиостанциями и
прочими медиа?
Роман: - У нас никак с ними не складываются отношения, потому что мы с
ними не имеем никаких отношений.
Звуки.Ru: - Принципиально, или не интересуются?
Роман: - Так получилось. Просто мы никогда не "запаривались" над такой
идеей - что нам надо взять, и чтобы нас обязательно показывала какая либо теле-
или крутила там радио- какая-нибудь компания. Контора. У нас снят клип
Spitfire, мы будем сейчас снимать клип на "Ska-Jazz", и это опять
же, делает наш друг, Александр Розанов, который снял очень много разных
клипов разным группам...
Звуки.Ru: - Молодые ребята, которые живут в провинции и хотят играть
ска, слушая выступления ска-групп, например Cabernet Deneuve, часто не
знают, с чего начать - какие группы посоветуешь?..
Роман: - Послушать? Много очень разной музыки, если вдаваться в
подробности - в городе Берлин, например, более тысячи только ска-групп...
Звуки.Ru: -?!!
Роман: - Вот именно! В каждом городе их очень-очень много...
Звуки.Ru: - А как же вы на этом фоне?
Роман: - Я не знаю! (смеется)
Звуки.Ru: - "Группа Ленинград играет ска". Как ты относишься к этому утверждению?
Роман: - Группа Ленинград ска играет "тоже". Мне вот не нравится
утверждение "Spitfire играет ска"... Spitfire ска играет - тоже. Сейчас это
называется модным
словом crossover. Вообще мы играем "ска третьей волны", - это такие группы как
Tosters и Mighty Mighty Bosstones: это ска, ска-панк, ска-фанк,
металл - вот
это все называется...
Звуки.Ru: - Следующие концерты у вас только в Питере будут?
Роман: - Да, у нас планируется в середине октябре следующий концерт в Питере
Ska-Jazz'a и Spitfirе'a - тоже, наверное, к этому моменту.
Звуки.Ru: - Будем ждать!
Роман: - Давайте! Кто ждет, тот дождется. Просто очень много всяких предложений
разных сейчас и мы везде ездим, нам кайфово, мы любим очень путешествовать, и по
возможности будем приезжать и в Москву всегда - и с удовольствием.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)