МУЗЫКА  Проверка пульса: октябрь

Недо-камбэк Global Communication, потерянный альбом Rockets, свежие записи Херберта и Lone и другие электронные новинки октября

GCOM "E2-XO" (!K7 Records)

Это может быть неочевидно с первого взгляда, но GCOM – это сокращение от Global Communication. Да-да, после возвращения к концертной деятельности, Том Миддлтон (Tom Middleton) решил продолжить историю новым материалом. Но всё же Global Communication были дуэтом, второй участник которого Марк Притчард (Mark Pritchard) уже давно живёт в Австралии, так что для новых соло-записей Том выбрал другое название, намекающее на преемственность. По правде говоря, в музыкальном отношении GCOM тоже не назовёшь прямым наследником Global Communication, а точнее сказать, продолжения идей "76:14" здесь примерно на четверть хронометража. Начнем с того, что "E2-XO" длится больше полутора часов, и это "концептуальный альбом". За это время Том успевает поиграть пафосной саундтрековой симфо-электроники (довольно неубедительно), мечтательного гэрриджа в духе Clubroot (весьма неплохо), драм-н-бейса (средне), экспериментально-шумовых интерлюдий (неясно зачем) и, собственно, величественного эмбиента (гениально). В общем, налицо популярная проблема "хорошему автору отчаянно требуется редактор", но здесь вроде бы за спиной Тома стоит мощный и придирчивый "!K7". Короче, одни вопросы. Если бы Миддлтон выпустил 40-минутный герридж-альбом, а потом отдельно 20-минутную эмбиент-ЕР с двумя последними треками с альбома, то уж она точно была бы в лучших релизах года. А всё вместе скорее сбивает с толку.

Keiss "The Things We Don't Notice" (Diffuse Reality Records)

К многочисленным достоинствам архангельского музыканта Стаса Ковалева (о котором я здесь уже не раз писал, как об одном из своих любимых отечественных электронщиков) добавляется способность стабильно держать очень высокую планку. После четырех дисков за пять лет на британском лейбле Touched Стас перебрался на испано-аргентинский Diffuse Reality, и выпустил, наверное, лучший свой альбом. Если от его более ранних записей веяло future garage-ритмами и балеарскими мотивами, то "The Things We Don't Notice", как и предыдущий диск "Urban Utopia" – это уже классический IDM. Причем "The Things We Don't Notice" звучит еще более интровертно, созерцательно и меланхолично, а порой и пронзительно-печально. Ближайшие ориентиры – Arovane периода "Atol Scrap", Кристиан Кляйне (Christian Kleine) времен своих первых релизов для Morr Music или даже пластинки с Neo Ouija начала нулевых вроде Seven Ark. Разница в том, что музыка Keiss чуть более многослойна, в ней есть та самая "высокая чёткость" и обилие скрытых деталей, характерное для IDM новой волны.

Inner Square "Little Things" (Squaresonic)

Еще один российский релиз, на этот раз от московского дуэта. Inner Sphere уже успели выпустить полтора десятка релизов в разных форматах, на которых чаще всего обыгрывали спейс-тему, подходя к ней то со стороны небыстрого транса, то со стороны диско, то со стороны абстрактного электро в духе лейбла Elektrolux. При этом один из участников проекта Михаил Тысик в нулевые издавал пластинки на лейбле Solaris – том самом, что в девяностые заслуженно считался одной из колыбелей местной электроники, и выпускал винилы Cool Front, Conservators и Introtom. "Little Things" тоже в каком-то смысле наследует линии "электролюкса", как минимум ритмически. Медленное электро, даб и даунтемпо – всё это здесь крепко замешано с эмбиентом, космо-электроникой и триповой гитарой в духе Стива Хилледжа (Steve Hillage). Ближайшие ориентиры – Saafi Brothers и сольный Gabriel Le Mar, пластинки с лейбла Behind The Sky и первый сборник из серии "Freezone".

Black Marble "Fast Idol" (Sacred Bones)

Четвертый альбом человека-оркестра из Бруклина Криса Сюарта (Chris Stewart), который играет ужасно милые и несколько меланхоличные песни, аранжированные в духе "кассетного" лоуфайно-синтезаторного звука 80-х. Первые два альбома звучали так, что за шумом и ревером песен было почти не разобрать, но к третьему альбому (а "Fast Idol" – уже четвертый) Криса вырулило во вполне конвенциональный лоу-фай поп. Аналогии приходят на ум самые разные, и самая очевидная из них – The Radio Dept с их сладкой грустью, разве что в музыке Black Marble куда больше солнца. А можно и группу Молчат Дома вспомнить (между прочим, коллег по лейблу), которые звучали бы так, если бы вросли не в постсоветском Минске, а где-нибудь на калифорнийском побережье. Хитов на "Fast Idol" может и поменьше, чем на "Bigger Than Life", но впечатления от пластинки всё равно самые лучшие. Поп-музыка здорового человека – дело нынче редкое.

MLO "Oumuamua" (Music From Memory)

Компиляция "Virtual Dreams" со всякого рода эмбиентом и прочей чиллаутной музыкой середины 90-х, изданная на MFM год назад, оказалась не просто отличным релизом, а еще и началом одноименной серии. Продолжает её антология британского дуэта MLO – одного из многочисленных начинаний Джона Тая (John Tye), которого мы знаем по лейблу Lo Recordings, а также по проектам Brain Machine и Seahawks. Сейчас принято скорее переиздавать классические релизы целиком (и альбом MLO "IO", вышедший в 1994-м на Rising High, вполне бы этого заслушивал), но Music From Memory предпочитает сборники, в которые по возможности включает и неизданные треки. Здесь вышло именно так, причем среди многочисленных "анрелизов" (из 14 треков ранее публиковалась от силы половина) у Тая и Смита нашлось даже несколько совместных вещей со Spacetime Contunuum. Как это звучит объяснять, наверное, не надо – перед нами классический образчик эмбиент-техно, мягкой и абсртактной "космической" чиллаутной музыки, в которой всё же есть бит. Танцевать под него получится едва ли, а вот покивать головой – вполне.

Lone "Always Inside Your Head" (Greco-Roman)

Полнометражных релизов Мэтт Катлер (Matt Cutler) не выпускал аж 5 лет, со времен практически рейвового диска "Levitate" для R&S Records. С тех пор он правда успел запустить собственный лейбл Ancient Astronauts и издать на нем несколько часов собственного архивного материала (весьма, надо сказать, достойного). Появление Мэтта на лейбле Greco Roman, близком к группе Hot Chip, вроде бы и неожиданно (здесь скорее предпочитали более "попсовую" музыку), но с другой стороны лондонская музыкальная тусовка в меру известных электронщиков – это сообщество довольно тесное. По звучанию "Always Inside Your Head" – это развитие лучшего, что было в серии ЕР "Ambivert Tools", которую Катлер выпускал в 2017-2018 годах. Мечтательный балеарик и балеарик-брейкс, уходящий корнями куда-то в девяностые – не то к Salt Tank, не то к Way Out West времен "The Gift", не то к ранним сборникам серии "Café Del Mar". Требуйте на танцполах брейкбит-вечеринок в районе шести утра.

Herbert "Musca" (Accidental Records)

Мэтью Херберт в последнее время настолько увлекся концептуальным искусством (где главное задумка, а не то, как это звучит), что показалось, будто музыка как таковая его уже не интересует, и он до конца дней своих будет жарить трубу в кляре, сочинять странные оперы и записывать звуки невинно убиенных свинок. Но оказывается, не всё потеряно – то ли Мэтью сам подустал от концептуализма, то ли (скорее всего) подустала его публика, но как бы то ни было на "Musca" он триумфально возвращается к корням и выдает больше часа отборного софисти-хауса с вокалом, построенного на самосэмплировании и обилии живых инструментов в аранжировках. Альбом идеально встает в линейку, начатую альбомом "Around The House" и продолженную "Bodily Functions", а затем и "Scale".

Rockets "Alienation" (Mission Control)

Представьте себе, что Pink Floyd вдруг опубликовали альбом, записанный между "Dark Side Of The Moon" и "Wish You Were Here", но пролежавший в загашниках 40 лет. Не можете? И правильно. А вот в мире синтезаторного диско такое возможно – легендарные французы Rockets с ловкостью иллюзионистов достали из рукава пластинку, записанную в 1981-м (ну то есть на самом пике их творческой формы) и задуманную как продолжение альбома "Galaxy". Здесь всё по классическим рецептам – спейс-рок, смешанный с диско в пропорции примерно один к трем. С одной стороны – живые ударные, гитары и вокал (в одном из треков даже солирует зашифрованный британец Jonny X, в котором подозревают то Лайдона, то Страммера), с другой – ритм-машины, вокодер и невероятно породистые клавиши. Может это и не лучший альбом в истории группы, но как минимум достойное дополнение к канону.

Markus Guentner "Extropy" (A Strangely Isolated Place)

20 лет назад Маркус Гюнтнер дебютировал с альбомом "In Moll" на лейбле Kompakt – старт, лучше которого в то время было не придумать, но всё же для главного форпоста тек-хауса немец звучал слишком уж неформатно. В первые лет десять в его музыке то и дело проскальзывал хаус-бит, но содержательной начинкой его треков всегда был этакий симфо-дрон, полученный при помощи многократного наложения утопленных в реверберации петель. Года до 2015-го Маркус еще странствовал по лейблам, отметившись альбомами на голландском Sensing Orbs и бруклинском Moodgadget, бывшим тогда чем-то вроде фарм-клуба Ghostly International. Но с середины прошлого десятилетия Гюнтнер подписан на ASIP, и "Extropy" – уже четвертый его релиз для лейбла. Здесь Маркус развивается уже вполне линейно, прибавляя лишь в плотности и насыщенности. ASIP в последнее время достаточно разнообразен по формату, но "Extropy" – это примерно тот звук, что принято ассоциировать с лейблом еще с начала 2010-х, величественный и гармоничный Эмбиент с большой буквы "Э". Никакого бита, никакого грува, никакой пульсации. По динамике эта музыка напоминает движение моря, но не волны прибоя, а скорее приливы и отливы.

Dryft "From Stasis" (n5MD)

Босс лейбла n5MD Майк Каду (Mike Cadoo) делит собственное творчество на три ипостаси. Под собственным именем он издает эмбиент, под псевдонимом Bitcrush – нечто более гитарное (пост-рок и шугейз), а Dryft посвящен IDM. Музыка проекта определяется двумя векторами: первый – мрачные и величественные симфонические текстуры, второй – максимально тяжелые индустриальные ударные, скатывающиеся в лязг и скрежет. С чего-то подобного 30 лет назад IDM начинался, и с тех пор жанр успел съехать в гораздо более мягкое звучание, где всё скорее трещит и щёлкает, нежели грохочет. На этом фоне опыты с "индустриальной классикой" звучат как божественная музыка сфер – тут вам и масштаб, и красота, и эмоция.

Steve O'Sullivan "Dimensions 1/2" (Sushitech Records)

Британец Стив О'Салливан выпускает пластинки с середины девяностых – сначала это был минимал, потом он переключился на даб-техно (своими главными героями он до сих пор называет Basic Channel). В начале этого года он выпустил антологию на лейбле Нины Кравиц (собрав на одном альбоме лучшее как раз из минимал-периода), а теперь отметился аж двойным (ну то есть четверойным, если говорить о виниле) альбомов дуэтов. Каждый трек – совместная работа с кем-то из нынешних техно-звезд в диапазоне от Риардо Вильялобоса (Ricardo Villalobos) и Томаса Мельхиора (Thomas Melchior) до Винса Уотсона (Vince Watson), Дерека Карра (Derek Carr), Стива Рахмада (Steve Rachmad) или Soela. Звучание варьируется соответственно – от солнечного и мелодичного пост-детройта через тек-хаус к хмурому и заторможенному даб-техно. Никаких откровений, но затея с коллаборациями явно добавляет пластинки разнообразия – все два часа можно прослушать от начала до конца и не заскучать.

01.11.2021, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: